Печальная годовщина: каким был последний полёт российского Су-24

Nov 24, 2016 12:53


24 ноября 2016
24 ноября 2015 года в 10:24 мск турецкий истребитель F-16C сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24M. Удар был нанесён ракетой AIM-9X Sidewinder класса «воздух - воздух». Пилот Олег Пешков был расстрелян боевиками с земли. Турция тогда отказалась извиняться за эту атаку и заявила о вторжении в своё воздушное пространство. Отношения между странами нормализовались спустя более чем полгода. RT вспомнил, каким был последний полёт Су-24.



Сообщения о сбитом на сирийско-турецкой границе самолёте появились ещё до 11:00 мск. Распространившиеся в сети снимки и кадры силуэта падающей машины давали основания полагать, что был подбит российский Су-24. Спустя примерно час после инцидента версии, в которые не хотелось верить, получили официальное подтверждение.

image Click to view


27 ноября Минобороны России опубликовало подробную картину происшествия с опорой на данные объективного контроля. 24 ноября в 9:15 мск авиагруппе ВКС России на базе Хмеймим поступила боевая задача нанести удар в районе населённых пунктов Кепир - Мортлу - Захия на севере Сирии. В 9:42 в воздух были подняты два бомбардировщика Су-24М. В 9:52 экипаж в составе командира подполковника Олега Пешкова и штурмана капитана Константина Мурахтина вошёл в зону обнаружения радиолокационных средств ВВС Турции и находился там 34 минуты.

Бомбардировщик Пешкова выполнил бомбометание и осуществил повторный заход левым разворотом для поражения оставшихся целей. В процессе нанесения удара на удалении 5,5 километра к югу от границы Турции Су-24M был подбит турецким истребителем, вылетевшим с аэродрома Диярбакыр. Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев выдвинул версию о том, что Су-24М стал жертвой засады, устроенной F-16.

image Click to view


По его словам, необходимое подлётное время F-16 из положения дежурства на земле к месту пуска ракеты составляет 46 минут, поэтому перехват Су-24M был невозможен. Сирийские РЛС зафиксировали, что два турецких истребителя находились в зоне дежурства с 9:10 до 10:26 на высоте 2,4 тыс. метров. Чтобы подлететь к российскому бомбардировщику для атаки (5-7 километров), один F-16 углубился на территорию САР на 2 километра и пребывал там 40 секунд. В 10:24, после запуска ракеты, пилот истребителя доложил, что наблюдал слева от себя факел и шлейф белого дыма.



Спасение Мурахтина и гибель Позынича

Турецкие СМИ практически моментально сообщили о крушении неопознанного самолёта, а потом - о совещании, которое созвал премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Глава правительства провёл переговоры с начальником Генштаба Хулуси Акаром и министром иностранных дел страны Мевлютом Чавушоглу. Анкара тогда не комментировала ситуацию и не называла государственную принадлежность подбитого самолёта.

В 11:45 на лентах российских информагентств появилась новость со ссылкой на Минобороны России: крушение потерпел участвующий в операции против террористов в Сирии Су-24М. Согласно первой информации, самолёт находился на высоте 6 тыс. метров в сирийском воздушном пространстве и мог быть сбит с земли. Вечером на встрече с королём Иордании Абдаллой II президент Владимир Путин уточнил: в Су-24 попала ракета «воздух - воздух», выпущенная турецким истребителем.

image Click to view


Глава государства акцентировал внимание на том, что самолёт находился в одном километре от турецкой территории и упал в четырёх километрах от границы с Турцией. «В любом случае наши лётчики и наш самолёт никак не угрожали Турецкой Республике, это очевидная вещь. Они проводили операцию по борьбе с ИГИЛ* в Северной Латакии - это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации», - добавил Путин.

За пару часов до выступления президента Минобороны России распространило информацию о том, что пилотам Су-24 удалось катапультироваться. Командир экипажа Олег Пешков был расстрелян с территории, подконтрольной сирийским туркоманам. Мурахтин был доставлен участниками поисковой операции на авиабазу Хмеймим.

Ответственность за убийство пилота в видеоинтервью агентству Reuters взял на себя сын бывшего мэра турецкого города Кебан Альпарслан Челик. Боевик состоял в турецкой праворадикальной пантюркистской организации «Бозкурт» («Серые волки»). В марте 2016 года Челик вместе с 14 подозреваемыми был задержан в одном из ресторанов турецкого города Измир в рамках расследования гибели Пешкова. В настоящее время он продолжает пребывать под стражей.

В тот день был убит ещё один российский военнослужащий - морской пехотинец Александр Позынич. Он находился в составе российской поисково-спасательной группы из двух вертолётов Ми-8. Машины попали под огонь боевиков и вынуждены были развернуться. Один из вертолётов получил серьёзные повреждения и приземлился на нейтральной территории. Экипаж покинул машину, которая потом была уничтожена боевиками из американского противотанкового ракетного комплекса BGM-71 TOW.

Нет оправдания, есть извинение

После заявления Владимира Путина «об ударе в спину» его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что Анкара действовала в рамках правил реагирования на угрозы. По его словам, турецкие ВВС не установили государственную принадлежность самолёта, который якобы вторгся в воздушное пространство страны. Эрдоган рассказал, что экипаж машины-нарушителя предупреждали десять раз в течение пяти минут.

С появлением первых сообщений о трагедии главным вопросом стало местонахождение Су-24M и F-16 в момент запуска ракеты «воздух - воздух». Этот факт имел принципиальное значение для определения степени ответственности каждой из сторон. Анкара настаивала, что оба российских бомбардировщика якобы вторглись в воздушное пространство Турции, углубившись на 1,85 и 2,19 километра. «Вторжение», по версии Анкары, продолжалось в течение 17 секунд.

В конце июня президент Турции принёс извинения за инцидент с бомбардировщиком. Владимир Путин поручил правительству начать процесс нормализации отношений.

30 июня президент России подписал указ, корректирующий спецмеры в отношении Анкары. Напрямую были отменены два ограничения: рекомендация воздерживаться от продажи путёвок в Турцию и запрет на чартерные авиаперевозки. 9 августа российский лидер и глава Турции провели встречу, после которой Путин назвал возобновление чартерного авиасообщения «делом техники» и вопросом ближайшего времени.

2 сентября чартерные рейсы из России в Турцию были возобновлены.
Инциденты в воздухе

На практике воздушные инциденты крайне редко оборачиваются трагедиями. Например, на греко-турецкой границе ежегодно насчитываются сотни формальных нарушений воздушного пространства, но за последние годы не было зафиксировано ни одного столкновения.



Как правило, при приближении иностранного самолёта к границе в воздух поднимаются истребители для перехвата и последующего сопровождения судна. С потенциальным нарушителем заблаговременно выходят на связь во избежание непредвиденных манёвров. Анкара утверждает, что действовала в рамках общепринятых норм и предоставила аудиозаписи призывов экипажа F-16 к Су-24М с требованием свернуть с маршрута. Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков назвал турецкие доказательства фальшивкой.

Военный эксперт, бывший полковник Генштаба ВС РФ Михаил Ходарёнок в беседе с RT заявил, что при нарушении госграницы силы ПВО «делают всё возможное, чтобы изменить курс нарушителя».

Как подчеркнул эксперт, Турция могла бы предпринять множество мер и избежать инцидента. «Самолёты часто «чиркают» госграницы без злого умысла. Это происходит вследствие навигационных ошибок, например. С нарушителем всегда пытаются выйти на связь, показать визуально своё присутствие, сблизившись с бортом. Также можно принудить нарушителя к посадке, показав курс стрелково-пушечным огнём».

Ходарёнок указывает на то, что Турция не предприняла элементарных предупредительных мер, и потому её версия (если она действительно является достоверной) не может служить оправданием удара по Су-24М. «Решение об ударе по нашему самолёту было принято заранее и, видимо, на самом верху. У турецкого пилота были считаные секунды, и ему было некогда вести переговоры с начальником генерального штаба, премьер-министром, президентом. Поражение Су-24 - результат согласованных действий», - заключил собеседник RT.

Алексей Заквасин

*«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) - террористическая группировка, запрещённая в России.

Постоянный адрес статьи: http://xn--h1akeme.ru-an.info/новости/печальная-годовщина-каким-был-последний-полёт-российского-су-24/

Удар, истребитель, Владимир Путин, Турция, граница, самолёт, Над Сирией сбит российский самолет Су-24, видео, Су-24, Россия, бомбардировщик, Анкара

Previous post Next post
Up