Балтийские крысята обеспокоены полётами российской военной авиации

Sep 27, 2016 14:10


27 сентября 2016



Три неонатовские страны Балтии обеспокоены полетами российской военной авиации и маневрами кораблей Балтийского флота. Плавают, мол, последние «вблизи» (миль за десять) от территориальных вод и прямо в исключительной экономической зоне, провоцируют, понимаешь. Авиация с выключенными транспондерами летает - угрозу безопасности гражданских самолетов создает.

Обеспокоенность эту понять можно. После каспийских залпов стало ясно, что практически любой новый корабль флота обладает мощью, превышающей возможности вооруженных сил любой из стран Балтии. И Россия пошла навстречу соседям, предложив обсудить вопрос о мерах доверия в регионе. Причем, поскольку соседи традиционно не доверяют собственно российским инициативам, Москва приняла в качестве основы для переговоров «план Ниинисте».

Эта инициатива, выдвинутая президентом Финляндии, предполагала начать с самого простого - запретить любые полеты военной авиации в балтийском регионе с выключенными транспондерами. Транспондер позволяет моментально определить не только национальную принадлежность, но и конкретный тип самолета.

То есть вам сразу понятно, летит ли к вашей границе гражданский борт, истребитель, бомбардировщик или самолет-разведчик. В принципе, вы это определите в любом случае, но, если транспондер выключен, то чуть позже. А чтобы не было слишком поздно, в воздух поднимаются истребители, осуществляющие перехват, идентифицирующие соответствующий самолет и сопровождающие его, если есть такая необходимость. Полеты с выключенными транспондерами над Балтикой давно практикует военная авиация США и НАТО. Таким способом они пытаются облегчить работу своих воздушных разведчиков и частично вскрыть систему ПВО. Не то чтобы данный способ был особо эффективен. Но ПВО России вынуждена реагировать, а уровень доверия от этого, ясное дело, не повышается.

Поскольку акватория Балтийского моря критически важна для защиты границ России с северо-запада, поскольку там находятся базы флота, поскольку калининградский эксклав с точки зрения безопасности требует особого внимания, естественно, что в ответ на натовскую активность вооруженные силы Российской Федерации вынуждены соответствующе отвечать, в том числе и ведением технической разведки с воздуха и с моря. Следовательно, российская авиация в регионе также практикует полеты с выключенными транспондерами, что крайне нервирует прибалтов.

Инициатива президента Финляндии была более чем логична и прозрачна. Запрещаем всем летать с выключенными транспондерами и, таким образом, повышаем доверие и снижаем напряженность. Россия это предложение поддержала на заседании совета Россия-НАТО. Эстонцы отказались сразу. Латвийцы - на следующий день. Литовцам предложение даже понравилось и они собираются его рассмотреть. В то же время после заявления эстонцев о том, что никакие двусторонние консультации по этому поводу невозможны, можно заранее сказать, что «план Ниинисте» реализован не будет. Эстония ссылается на то, что страны Балтии как члены Североатлантического альянса не могут вести никакие сепаратные переговоры с Россией. Решение, мол, должен принимать блок в целом.

Учитывая, что Россия поддержала предложение президента Финляндии на заседании совета Россия-НАТО, непонятно, что помешало эстонцам с соседями там же, вместе со всеми союзниками, и обсудить данный вопрос. Тем более, что на угрозу своей безопасности жалуется не Канада, а прибалты.

Далее, предложенные президентом Финляндии меры доверия вполне укладываются в формат существующего международного права, в том числе соглашений о мерах доверия между Россией и НАТО и не требуют для своей реализации дополнительной санкции всех стран альянса. Наконец, именно прибалты настаивали на патрулировании своего неба авиацией НАТО. Они же, в рамках своего суверенитета, и определяют правила, которыми должны руководствоваться самолеты альянса в регионе. По крайне мере, ни канадские самолеты над США, ни американские над Канадой не летают как хотят, а ведь это - ближайшие партнеры, причем не только по НАТО. В общем, кто хочет решить проблему, тот ищет способы, а кто хочет отказаться - ищет причины. Эстония, Латвия и Литва явно искали причину отказаться.

И это неудивительно. В конце концов, с их подачи напряженность в регионе целое десятилетие нарастает. Они требовали «защиты» своего воздушного пространства авиацией НАТО. Они хотели размещении на своей территории на постоянной основе сухопутных сил альянса, а теперь требуют увеличения этого контингента. Они настаивают на постоянном присутствии в Балтийском море ВМС НАТО.

Смешно предполагать, что в такой ситуации Россия в одностороннем порядке прекратит всякую военную активность в регионе, предоставив НАТО возможность «защищать» Балтику - вплоть до Чукотки. Москва, безусловно, заинтересована в том, чтобы повысить меры доверия, снизить военное противостояние на Балтике. Есть другие регионы, где России нужны войска, корабли и самолеты. Однако это невозможно без сокращения (а лучше полного прекращения) присутствия в регионе вооруженных сил небалтийских держав.

Если же выясняется, что даже переговоры о мерах доверия три страны-соседки не могут вести самостоятельно, без разрешения «старших товарищей» по НАТО, то придется Эстонии, Латвии и Литве смириться с тем, что все региональные вопросы Россия будет обсуждать с теми, кто обладает правом решающего голоса, как бы далеко от Балтики они не находились.

А им самим останется судьба объекта международной политики, который не торгуется, но которым торгуют.

Ростислав Ищенко

Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/балтийские-крысята-обеспокоены-полётами-российской-военной-авиации/

Корабль, Эстония, флот, НАТО, вопрос, Россия, альянс, инициатива, Балтика, Финляндия

Previous post Next post
Up