25 сентября 2016
«Идет бычок, качается, вздыхает на шагу. Ох, доска кончается, сейчас я упаду», - кто из нас не знаком с этими хрестоматийными строчками из всеми любимого стихотворения Агнии Барто? Сколько раз мы его читали в детстве? Пять, десять? А теперь представьте, что вы не можете его прочесть по той простой причине, что не видите. Ничего. Совсем ничего. Как развиваться и учиться ребятишкам, страдающим таким серьезным недугом? Несколько месяцев назад мы нашли ответ на этот вопрос и открыли производство книг для слепых и слабовидящих детей.
О нехватке специальной литературы
Вот уже более десяти лет я возглавляю добровольческое движение «Созвездие сердец». Мы реализуем ряд социальных программ, в том числе работаем с детьми-инвалидами: с ДЦП, ребятишками-аутистами, с синдромом Дауна и слабовидящими. Мы помогаем этим детям материально, однако для нас не менее важно открывать им пути к самореализации. В работе мы столкнулись с тем, что существует острая нехватка детской литературы, адаптированной для незрячих ребятишек. Первое время мы покупали такие книги в Москве, но вскоре поняли, что это не выход: стоимость одной книги варьируется от 1,5 до 3 тыс. рублей, что, согласитесь, очень накладно. Идея, по сути, лежала на поверхности, нужно было только понять, как ее претворить в жизнь.
О реализации проекта
Проект «Моя первая книга» мы реализуем совместно с Ириной Федоровой из ассоциации «Интеграция», которая занимается кураторством слабовидящих детей. Когда к нам пришла идея выпуска специализированных изданий, возникло очень много условий: наличие оборудования, исходных материалов, специалистов, прошедших спецподготовку… Начали мы с оборудования, которое сразу же обошлось нам в миллион рублей, сейчас мы докупили еще необходимые составляющие. В итоге полноценный комплект оборудования нам встал в два миллиона рублей, зато сейчас у нас есть собственная производственная база. Наши роли в проекте разделены: специалисты «Интеграции» разрабатывают ассортимент изданий, досконально зная, что таким детям в определенном возрасте нужно, а мы обеспечиваем финансовую поддержку, начиная от покупки расходных материалов, продвижения и до выплаты заработной платы сотрудникам. У нас получился успешный тандем, который позволяет делать нужное и доброе дело. Я вообще убеждена, что представителям некоммерческого сектора нужно объединяться, потому что в одиночку большие проекты делать сложно.
О производстве специальной литературы в России
Компании, производящие такую литературу, можно пересчитать по пальцам одной руки: одна - в Санкт-Петербурге и Москве, а другая - в Твери. По заказу государства они выпускают продукцию большими тиражами. Однако есть одно «но» - они печатают свои книги только шрифтом Брайля. Мы же шагнули намного дальше, скажем, усовершенствовали методику и не просто наносим текст специальным шрифтом, но и печатаем рельефно-контурные картинки, которые дети могут «видеть» пальчиками. Более того, мы предусмотрели важную особенность - нашими изданиями могут пользоваться не только незрячие дети, но и другие члены семьи, у которых нет проблем со зрением. А все потому, что мы адаптировали наши книги и для тех, и для других пользователей: на развороте такой книжки рядом со специальными картинками для особенных детей соседствуют красочные рисунки для других членов семьи. Тоже самое с текстом, напротив шрифта Брайля идет плоскопечатный текст привычный каждому из нас. И член семьи, не владеющий шрифтом Брайля, сможет совместно со слепым ребенком читать один и тот же текст либо проверять правильность его чтения.
О востребованности книг
Востребованность таких книг просто колоссальная - мы получаем заказы абсолютно со всей России. Но сейчас мы не в состоянии полностью удовлетворить спрос, потому что исходные материалы очень дорогие. Например, специальная термобумага производится только за рубежом, а на всю страну ее привозят не более 15 пачек. Сейчас мы налаживаем контакты с зарубежными партнерами, чтобы напрямую делать закупки в Польше и Великобритании.
Для наглядности приведу немного цифр: на старте проекта мы рассчитывали печатать 12 тыс. экземпляров в год, сейчас мы можем выпускать 60 тыс., однако потребность - на 120 тыс. экземпляров ежегодно!
Или другой характерный пример о стоимости: 10-ти страничная книга, изданная нашими конкурентами, стоит 2,5 тыс. рублей, себестоимость нашей 50-ти страничной книги с рельефными иллюстрациями составляет 320 рублей. Жаль, конечно, что наша идея о полностью благотворительном производстве не получилась, ведь изначально мы планировали все изданные книги бесплатно предоставлять школам, библиотекам, коррекционным детским садам и семьям, воспитывающим слабовидящих и незрячих детей. Но в настоящее время заказов на такую литературу настолько много, что мы просто своими силами и финансами их не можем покрыть.
О важности проекта
Нас часто спрашивают, какой смысл выпускать специальные издания для слабовидящих, если сейчас широко распространены аудиокниги. В этом случае очень важно понимать, что в русском языке не все слова пишутся также, как слышатся. Например, слова «кОрова» и «кАрова». Настоящей грамотности может научить только чтение. Это аксиома, иначе и быть не может.
Кроме того, чтение развивает воображение. Если в аудиокниге много додумано за слушателя: голоса героев, интонации, раскрывающие характер, то чтение заставляет самого читателя мыслить, фантазировать, иначе видеть героя.
О возрастных рамках
Наши книги рассчитаны на самый разный возраст. Есть книжки-игрушки для самых маленьких, есть для дошкольников от трех лет, существует и литература для школьников как младших классов, так и старших. Иногда бывают заказы от коррекционных школ. Недавно нас просили изготовить учебники по астрономии. И мы сделали! Получился невероятно качественный четырехтомник - можно не просто прочитать о планетах, но посмотреть их, понять, изучая картинки, что они из себя представляют, как выглядят. Из детских книг особой популярностью у нас пользуются русские народные сказки, стихотворения Агнии Барто, известные в СССР очень добрые и поучительные сказки Сутеева, рассказы Льва Толстого, рассказы для детей Михаила Зощенко, «Уральские сказы» Бажова.
О социальной составляющей
В нашем производстве сильна социальная составляющая. Например, наш корректор - инвалид по зрению первой группы. Кроме того, за печать у нас отвечает женщина, воспитывающая незрячего ребенка, поэтому она особенно хорошо разбирается в специфике работы. В ближайшее время мы планируем расширять штат сотрудников, причем намерены принимать на работу только людей с ограниченными возможностями здоровья. Кому как не этой категории граждан трудиться на специализированном производстве?
О доступной среде и помощи государства
Доступная среда в нашем городе для незрячих людей - это миф. Скажем, вы приходите в правительство области. Заходите в лифт - он настолько узкий, что ни одна инвалидная коляска в нем не поместится, что уж говорить о человеке, который ничего не видит? Однако при всех видимых недоработках я убеждена, что ругать государство за несостоятельность глупо. И функция общественных организаций - не устраивать бесполезные митинги, а помогать государству решать проблемы. И еще один очень важный момент: государство должно обращать внимание на организации, которые непосредственно занимаются той или иной проблемой. Речь идет не о финансировании, а хотя бы о предоставлении льготных условий. Например, в случае с нами - процент от продажи книг мы должны вернуть в казну в качестве налога на прибыль. Но вырученные деньги не идут нам в карман, наоборот направляются на приобретение расходных материалов для очередного благотворительного тиража, который потом бесплатно передается незрячим детям. Вот если бы государство замечало такие вещи, то и работать было бы намного удобнее и эффективнее.»
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/маргарита-семикова-из-новосибирска-открыла-первое-в-сибири-производство-книг-для-слабовидящих-детей/