28 октября - день создания отечественной армейской авиации

Oct 28, 2015 08:33


28 октября 2015

Дата 28 октября 1948 года стала отправной точкой создания отечественной армейской авиации. Именно в этот день была сформирована первая авиационная армейская эскадрилья, местом дислокации которой стал подмосковный Серпухов. Это было первое в стране вертолётное подразделение Военно-воздушных сил, получившее официальное наименование 26-я ОУТАЭ (отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья).

Отбор личного состава в формируемое подразделение проходил достаточно жёстко. Для 26-й учебно-тренировочной авиационной эскадрильи отбирались опытные лётчики боевых полков штурмовой и истребительной авиации, многие из которых успели себя проявить в годы Великой Отечественной войны. Однако были среди привлекаемых к службе лётчиков и совсем молодые люди. Но это была по-настоящему крепкая молодёжь, которая уже успела показать свои возможности во время службы на самолётах Ил-2 и Ил-10. Одним из представителей молодого офицерского состава был Егор Милютичев - старший лейтенант, служивший ранее инструктором в авиационной школе.

Имя Егора Филипповича тесно связано со становлением советской вертолётной школы, получившей впоследствии серьёзное развитие. В частности, Егор Милютичев вёл работу по перепрофилированию лётчиков для эксплуатации новых образцов вертолётов, поступавших в эскадрилью. Полёты лётчиков выполнялись в самых разных погодных условиях. Существовала особая программа подготовки для управления машинами в ночное время суток.

Необходимо отметить, что одними из первых винтокрылых машин, поступивших в 26-ю ОУТАЭ, были вертолёты Г-3, построенные на базе «Омеги». Эти вертолёты могли выполнять функции корректировщиков артиллерийского огня. Конструктор вертолётов Иван Павлович Братухин постарался создать машину, работа двигателей которой позволяла осуществлять весьма существенные по своей сложности маневры.



Для справки о технических характеристиках вертолёты Г-3, который стал одной из первых рабочих машин в серпуховской эскадрилье армейской авиации:

диаметр несущих винтов - 7 м;
длина - 8,2 м;
ширина - 14,2 м;
масса пустого вертолёта - 2195 кг;
взлётная масса - 2600 кг;
тип двигателя - 2 поршневых двигателя Pratt Whitney R-985 AN-1 мощностью около 450 л.с. каждый;
максимальная скорость - 170 км/ч;
крейсерская скорость - 146 км/ч;
практическая дальность - 233 км;
практический потолок - 2500 м;
статический потолок - 1400 м;
экипаж - 1 человек;
полезная нагрузка - 1 пассажир.

Через два с небольшим года после создания 26-й ОУТАЭ в её составе появляются вертолёты Ми-1. Это многоцелевая винтокрылая машина, которая стала первым серийным вертолётом в Советском Союзе. Именно в серпуховской эскадрилье началась опытная эксплуатация Ми-1. Об одном из учебных полётов, который развивался весьма драматично, рассказывается в архивной литературе 26-й эскадрильи:

В ноябре 1951 г. я выполнял полёт по треугольному маршруту в облаках. Со мной в экипаже был лётчик, исполняющий обязанности штурмана. На высоте 900 м мы оказались в зоне интенсивного обледенения. Кабина вертолёта быстро покрылась льдом. Резко снизились обороты винта, ухудшилась управляемость. Затем, судя по показаниям приборов (авиагоризонта и указателя скорости), вертолёт завалился влево с переходом в крутое пикирование. Перехожу на режим авторотации и отклоняю органы управления на вывод из пикирования, а оно продолжается, на отклонение рулей вертолёт не реагирует. Думаю - надо покидать машину, рука тянется к ручке двери. Но... вдруг вижу через форточку землю - мы вывалились из облаков! Высота 600 м. Визуально наблюдается медленный выход из пикирования. На высоте 250 м удалось вывести вертолёт в горизонтальный полёт. Пока летели до аэродрома минут двадцать и после посадки, на передних кромках лопастей ещё оставалось 5 мм льда. На разборе полётов было принято решение в полетах в облаках при появлении малейших признаков обледенения немедленно выходить из облаков.

К сожалению, в ходе испытательных полётов на Ми-1 не обходилось и без трагических инцидентов. Так, не удалось вывести вертолёт из пикирования после обледенения винтов в облаках лётчику Якову Черенкову, погиб в ходе испытательного полёта. Этот инцидент послужил причиной серьёзнейшего разбирательства и началу разработки системы, препятствующей образованию ледяной корки на лопастях винта. В ОКБ Миля такая система была разработана, и ею стали оборудовать все вертолёты армейской авиации СССР.

Если в 50-х годах XX века вертолётная авиация всё же считалась вспомогательной, а все основные воздушные операции должны были выполнять лётчики самолётов штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации, то через 10-15 лет ситуация стала меняться. Силами конструкторов вертолёты стали настоящими боевыми единицами, способными выполнять самые разные задания в небе. А появление ударных вертолётов стало новой вехой в развитии армейской авиации, которая предопределила путь для целого направления вертолётной техники, следуя по которому Россия по целому ряду параметров превосходит конкурирующие государства.

За многолетнюю историю армейской авиации экипажи вертолётов выполняли задачи в самых разных точках планеты. Это как горячие точки на карте самой России, так и операции в зарубежных государствах, включая Афганистан, Грузию и др. Выполняют поставленные перед ними боевые задачи и лётчики группировки ВКС РФ в Сирии.



Российская армейская авиация принимает участие в миротворческих миссиях Организации Объединённых Наций.

На вооружении армейской авиации ВКС РФ сегодня находятся вертолёты различных типов и модификаций. Это Ми-24, Ми-26, Ми-28Н «Ночной охотник», незаменимый Ми-8 с его многочисленными модернизированными версиями.



Это Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор».



Выпускаются и специальные версии вертолётов. Например, такие как маневренные грузопассажирские Ка-226.

Стало известно, что на международной выставке-ярмарке FIHAV-2015, которая пройдёт в Гаване, холдинг «Вертолёты России» представит разработку Ми-38, который позиционируется как гражданская модель, но к его возможностям как винтокрылого транспортника приковано внимание и военных тоже.

«Военное обозрение» поздравляет военнослужащих армейской авиации и ветеранов профессии с профессиональным праздником!
Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/28-октября-день-создания-отечественной-армейской-авиации/

лётчик, двигатель, развитие, вертолёт, самолёт, день рождения, Россия, Сирия, Школа, Советский Союз, лёд, ВВС

Previous post Next post
Up