28 августа 2024
Обе страны начали строить легкие авианосцы, на которых способны базироваться «наследники» сверхзвукового Як-141, в 1991 году изумившего мир
Недавно назначенный министром обороны Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде сумел по-настоящему удивить мир. Он заявил, что его стране следует вплотную браться за создание собственного боевого самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Почему эта новость просто - из ряда вон?
Дело в том, что до сих пор лишь три весьма развитых в промышленном отношении страны в разное время брались за эту сложнейшую научно-техническую задачу. Соответственно, в последние десятилетия на свет появились всего три полностью боеготовых СВВП - британский Harrier, американский F-35B и советский Як-38. Все они, используя вращающиеся сопла двигателей иногда в паре с вертикальными подъемными вентиляторами способны садиться и подниматься в воздух на нулевой горизонтальной скорости. Могут зависать и разворачиваться на месте, совершать боковые перемещения.
Преимущества этого в бою очевидны. Таким самолетам не нужны большие взлетно-посадочные полосы. Достаточно крошечной ровной площадки. Например, участка широкой шоссейной автострады. Или палубы сравнительно небольшого корабля. Что может стать незаменимым преимуществом, допустим, в прифронтовой полосе в условиях, когда противник разрушил все стационарные аэродромы. Или для вооружения легких авианосцев небольшого водоизмещения. Таких, скажем, какими были советские тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 типа «Киев».
В стандартную авиационную группу «Киева» и трех последовавших за ним подобных тяжелых крейсеров в ВМФ СССР и входили уже упомянутые околозвуковые Як-38. Последний из которых у нас был снят с вооружения в 1991 году. А у американцев - наоборот. Собственным многофункциональным СВВП типа F-35B они обзавелись сравнительно недавно, в 2012-м. И уже вооружили ими, в частности, свои универсальные десантные корабли класса «Уосп».
Словом, понятно, для чего такого рода летающие машины флотам и армиям стран, которые считают себя великими державами. Но при чем тут Иран, собственной серьезной авиационной промышленности, как известно, вообще не имеющий? И каковы его возможности в разумные сроки одолеть научно-технические проекты столь безумной сложности?
Ведь пока единственное собственное достижение Тегерана в создании отечественных военных самолетов - легкий фронтовой истребитель Kowsar («Молния») представленный широкой публике в 2018 году. Боевые возможности которого сразу же вызвали весьма скептические оценки у специалистов и у нас, и за рубежом. Хотя бы потому, что чисто внешне новейшая персидская «Молния» как-то слишком уж подозрительно похожа на старый-престарый американский двухместный истребитель F-5F Tiger II. Который Штаты начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века для стран, получавших военную помощь от Пентагона. А полностью прекратили его выпуск более трети века назад - в 1987 году.
Поэтому никаких сомнений: самостоятельно персам, скорее всего, конкурентоспособный СВВП ни за что не создать. И бригадный генерал Насирзаде, лично командовавший ВВС Ирана с 2018 по 2021 годы, не может этого не сознавать. Но кто сказал, что действовать Тегерану здесь придется именно самостоятельно?
Есть серьезные основания подозревать, что на помощь Тегерану в создании этого вида супероружия готова прийти Россия. Сама, к слову, ни единого СВВП на сегодняшний день, увы, не имеющая. Но давно возобновившая соответствующие работы. И напряженно работающая в этом направлении, как минимум, с 2018 года.
Однако прежде, чем кое-что рассказать о них, не обойтись, считаю, без краткого экскурса в историю. Да, во времена СССР мы были в мировых лидерах в области создания СВВП. Как результатат - на авиазаводе Саратове был построен 231 палубный штурмовик Як-38 различных модификаций. Но вот беда: в авариях и катастрофах оказался потерян примерно каждый пятый из этого числа - 48 единиц. Что просто катастрофически много.
Мало того. Этот наш самолет вышел с весьма ограниченными тактико-техническими характеристиками. Он не мог быть использован в качестве истребителя, поскольку имел всего четыре точки подвески вооружений. И почти ничтожный по современным меркам общий вес боевой нагрузки всего - всего до одной тонны. Поэтому век этого самолета оказался недолог. Как, впрочем, и тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», с палуб которых Як-38 поднимались в воздух.
Однако при всех перечисленных «но» в Советском Союзе было сделано главное. Что именно?
Об этом - Герой России полковник Александр Раевский, пилотировавший те самые флотские палубные штурмовики: «Оправдал ли себя Як-38? Конечно, как вид оружия он оказался малоэффективен, требовал больших затрат времени и ресурсов на обучение летчиков и обслуживающего персонала, которые в силу специфики были специалистами узкого профиля… Но все же «общий счет» следует признать положительным.
Во-первых, несмотря на то, что высокая аварийность послужила окончательным поводом для снятия Як-38 с вооружения, она компенсировалась отличной работой автоматической системы спасения, благодаря которой за все время эксплуатации Як-38 в многочисленных авариях погибли всего 8 летчиков, а спасенные практически не получали травм. Во-вторых, и это главное… на Як-38 было отработано множество вопросов, касающихся конструкции, техники пилотирования, эксплуатации, базирования на кораблях и боевого применения".
Как результат, на основе приобретенного опыта в 1986 году в ОКБ имени Яковлева был построен первый принципиально новый СВВП - Як-141. Первый (вынужден повторяться!) в мире сверхзвуковой многоцелевой самолет вертикального взлёта и посадки, предназначенный для ближнего маневренного боя и перехвата воздушных целей. Для этого в новую машину была заложена способность развертывать самые современные российские ракеты класса «воздух-воздух», а также противокорабельные крылатые ракеты, используемые другими нашими истребителями четвертого поколения со взлетом и посадкой по обычной схеме.
Не вдаваясь в технические детали - во всех смыслах это был огромный технологический прорыв. Для иллюстрации: в 1991 году на Як-141 летчиком Синицыным было установлено 12 мировых рекордов для самолетов вертикального взлета и посадки с реактивной подъемной силой. Но почти тут же Союз распался и финансирование программы было прекращено.
А поскольку понятие «военная тайна» в растерзанном СССР было выброшено на помойку, для иноземцев настежь распахнулись двери секретнейшего прежде «яковлевского» ОКБ. И туда как коршуны налетели американские инженеры корпорации Lockheed Martin. Которые в этих стенах внезапно для себя увидали передовые технологии, которые им в ту пору и не снились. Но, как оказалось, были с успехом применены советскими коллегами при создании уже летающего Як-141.
За сравнительно малые деньги заокеанские гости немедленно скопировали и утащили из бедствовавшего в условиях обвалившегося финансирования ОКБ имени Яковлева самую ценную техническую документацию по его лучшему самолету. Явные следы которой вскоре обнаружились во внешнем облике и некоторых других технологических решениях на уже упомянутом F-35B, впервые поднявшемся в воздух в 2008 году.
Сергей Ищенко
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/россия-и-иран-могут-вертикально-взлететь-так-быстро-что-вмс-сша-по-русски-закричат-полундра/welcome-1-8-2/