07 июня 2024
Единый государственный экзамен, пресловутый ЕГЭ, может быть отменён уже с 1 января 2025 года. Это случится, если будут приняты поправки в закон об образовании, подготовленные некоторыми депутатами Госдумы.
Особенность внесённого законопроекта - его межфракционный характер. Среди авторов документа представители ЛДПР, «Справедливой Россия - За правду» и КПРФ. «Единая Россия» здесь вне игры. Отменить ЕГЭ нельзя оставить. Где поставить запятую?
Согласно пояснительной записке, ЕГЭ заменят на «проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов».
Причина - единый экзамен «не приносит ожидаемых результатов, которые должны были бы также выражаться в более высоком качестве знаний и доступности высшего образования», так как учит детей только «проставлять галочки в клеточках», тренирует память школьника, а не мышление.
Авторы считают, что содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса, а родителям для эффективной подготовки своих детей приходится нанимать репетиторов, «услуги которых отличаются высокой стоимостью и непосильны для многих».
Увеличение мобильности абитуриентов, подтверждённое исследованиями ВШЭ, трактуется негативно - лишние расходы на переезд студентов в другие города по месту учёбы (изначально ЕГЭ вводили, как раз ради того, чтобы дать равный шанс всем, в т. ч. школьникам из глубинки).
Инициатива депутатов щедро оснащена социально-психологической аргументацией негативной окраски: «с каждым годом наблюдается увеличение суицидов, сдающих ЕГЭ», «в июне 2024 года в московском районе Свиблово школьник, переживая из-за сдачи экзаменов, выбросился из окна». И конечно, не обошлось без упоминания скандала в Воронеже, где слишком пристрастные охранники заставили школьниц раздеться до нижнего белья. А в Чувашии, указали депутаты, время посещения туалета ограничили 30 секундами.
Все эти инциденты во время экзамена, безусловно, возмутительны и требуют самого тщательного расследования и дисциплинарных выводов, однако в общественной дискуссии о целесообразности ЕГЭ, которую своим законопроектом открыли парламентарии, поверхностные эмоциональные аргументы не должны подменять собой рациональные.
Речь идёт об отдельных эксцессах. Неужели в случае замены ЕГЭ аттестацией в такой огромной стране, как наша, она будет проходит идеально гладко, муха не пролетит? Сомнительно.
В пылу полемики, погружаясь в детали, частности, хорошо бы не забывать о стратегической цели любой государственной реформы образования - качестве обучения своих граждан для массового выпуска высококлассных специалистов ради повышения конкурентоспособности страны.
Последнее сейчас, в новых, внезапно наступивших реалиях, можно определить ещё жестче - выживаемость России в предвоенный период и далее. Ведь от качества кадров зависят успехи и военной, и гражданской промышленности. Да вообще всей экономики страны.
А значит в первую очередь понадобятся технические специалисты, инженеры. Нужны знания по точным наукам. И как ЕГЭ по профильной математике, физике, химии мешает ученику проявить свои знания? Любой, кто хотя бы знакомился с демонстрационными вариантами, тем более сам готовил детей или преподавал, знает, что никак. ЕГЭ - это лишь чуть более механистичная, формализованная форма проверки умения школьника решить задачу. Что ЕГЭ, что аттестация: решил правильно - высокая оценка, не смог - низкая.
Тем, кто выбрал инженерную профессию и готовился по профильной математике (более серьёзного уровня, чем базовая - обязательная для всех) всё равно - ЕГЭ или аттестация. Они любят оперировать формулами. Это важно для остальных, кто боится ненужной им, как они считают, науки и как страусы прячут голову в песок - отмените нам экзамен. Но если отменят ЕГЭ и введут аттестацию, для них ничего не изменится - также продолжат дрожать при слове «математика» и проситься в гуманитарный класс, лишь бы её не сдавать.
Так что не в ЕГЭ дело. Пенять на него - отвлекать внимание на негодный объект, как говорят в спецслужбах. Более того, по данным общественников, прямо сейчас происходит девальвация требований к знаниям школьников через упрощение экзаменационных заданий по профильной математике. Это показал экзамен, прошедший 31 мая. Пишут, что теперь для итоговой оценки 70 баллов выпускнику достаточно выполнить 12 заданий с кратким ответом, которые, по сложности ближе к уровню задач базового ЕГЭ. Деградация…
Абитуриентам подобный выверт никаких бонусов не принесёт, так как они соревнуются между собой, баллы - показатель относительный. А вот общий уровень знаний с таким подходом начнёт постепенно снижаться. В выигрыше только чиновники, которые доложат наверх о росте результатов, умолчав, что планка была снижена.
Так что дело не в ЕГЭ, упростить задачи можно и для аттестации. Дело в недобросовестной образовательной политике ответственных лиц. Вот о чём надо беспокоиться.
И вообще, если мы хотим больше инженеров, нужен социальный заказ. Нынешний кризис на рынке технических специалистов вызван, скорее, многолетней неверной политикой государства, считавшего, что имеющим нефтедоллары необязательно производить всё своё - можно купить. В Китае, например. Отсюда гипертрофированный престиж бизнес-профессий, перепроизводство всех этих юристов-экономистов, которые требуются для обслуживания торговых транзакций. А им и базовой математики достаточно.
Но вернёмся к ЕГЭ, к его гуманитарной части. Здесь, ситуация не столь однозначная как с точными науками. Действительно, ЕГЭ как форма для проверки гуманитарных знаний менее приспособлен. Но и здесь из года в год заметен прогресс. Составители находят крайне интересные решения. Те, кому интересны гуманитарные науки, без труда подтвердят свои знания. А кому неинтересны, кто сдаёт экзамен, лишь бы получить аттестат и забыть школу как страшный сон (устроиться в жизни поможет папа), того и аттестация не спасёт.
Российскому гуманитарному образованию если что и нанесло ущерб, то не столько ЕГЭ, сколько необъяснимый с точки зрения национальных интересов допуск в эту сферу зарубежных образовательных практик самого худшего пошиба. Массово издавать школьные учебники под редакцией грантоедов Сороса - это надо было умудриться. Знания, факты и оценки, закладываемые в черепные коробки, навыки и умения всё-таки важнее процедуры, с помощью которых проверяется их наличие. Отдали детей либералам, а виноват ЕГЭ?
Итак, для стратегического успеха реформы российского образования требуются верно определяемые цели, государственный заказ на специалистов, умелое формирование у школьников мотиваций для развития, качественное обучение, поднимающее планку требований детям, а не потворствующее их лени, параллельная подготовка адекватных педагогических кадров и только в затем, в самом конце, та или иная форма проверки знаний - ЕГЭ или аттестация. Не надо ставить телегу впереди лошади.
Неужели государственные мужи, законотворцы, этого не понимают? Тогда почему так упорно давят на педаль «отмены ЕГЭ», игнорируя первостепенные проблемы?
Видимо, надо как-то себя проявлять. По большим политическим вопросам - о войне и о мире, за депутатов думает Кремль, а по малым, как будто второстепенным, вроде ЕГЭ, можно попробовать самим. Опять же тема касается практически каждой семьи, а значит, есть шанс понравиться избирателю. Вот и ищут решения проблем образования под фонарём.
Согласно исследованию ВЦИОМ, свыше 70% взрослых россиян поддерживают отмену обязательной части ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вузы, а почти каждый пятый выступает за полную отмену формата. Такая законодательная инициатива уже выдвигалась. Может, не желающих учиться и впрямь надо освободить от излишних трудов, а не заставлять тянуться к свету знаний? Большевиков, которые ввели эту «моду», и даже оснащали педагогов пособиями «Воспитание воли школьника» давно уже нет, а они страдай.
Но тогда, потрафив «хотелкам» ленивого большинства, мы, пожалуй, окончательно потеряем страну. Поэтому нет. С ЕГЭ или без ЕГЭ, учиться всё равно придётся. Надо себя заставлять.
Click to view
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/ложная-цель-с-егэ-плохо-но-и-с-отменой-егэ-образованных-не-добавится/welcome-1-8-2/