10 января 2024
Если попытаться в виде простейшего графика отразить статистику потерь украинской истребительной авиации за время нашей СВО, то выйдет многое объясняющая в происходящем сегодня на российско-украинском фронте картина.
Так, весной 2022 кривая безвозвратных самолетных утрат Повітряних сил ВСУ вполне объяснимо резко взмывает вверх. Просто потому, что на первых порах ведения боевых действий украинские пилоты слишком самонадеянно и отважно пытались на равных вести воздушные бои с нами. Но поединки с лучшими в мире российскими комплексами ПВО, а также с новейшими истребителями типов Су-30СМ и Су-35 ВКС РФ, как правило, заканчивались катастрофически для произведенных еще во времена СССР и с тех пор не видевших ни единой серьезной модернизации МиГ-29 и Су-27 противника.
Таким образом, мы быстро отбили у оставшихся в живых украинских пилотов стремление подниматься на самостоятельную охоту в небе. Вылеты уцелевших «винищувачів Повітряних сил» к линии фронта стали носить единичный характер. Те, если и поднимались в небо, то летали, как правило, недалеко и недолго. И «низенько-низенько».
Естественно, и число потерь в истребительной авиации Украины со второй половины 2022 года резко снизилось.
Но вот с минувшего октября картина внезапно резко поменялась. Число уничтоженных вблизи линии боевого соприкосновения украинских истребителей снова просто опустошительно для Киева взмыло вверх. За три месяца одних только МиГ-29 с «тризубами» на хвостовом оперении мы сбили аж 29 единиц. Это из приблизительно пяти десятков таких самолетов, остававшихся к тому времени в строю в составе ВСУ.
Для наглядности вот краткая хроника происходящего в этой сфере боевого противоборства (по ежедневным сводкам МО РФ и информации зарубежных экспертов):
- по данным американского интернет-издания Military Watch, только с 13 по 23 октября российские войска сбили сразу 17 истребителей МиГ-29 Повітряних сил. При каких обстоятельствах, чем, кем - сейчас не об этом. Отметим лишь ошеломляющее число потерь ВСУ в указанные дни;
- 11 ноября российскими средствами противовоздушной обороны в районе города Запорожье уничтожен украинский самолет МиГ-29;
- 15 ноября другой Миг-29 ВСУ сбит в районе города Павлоград Днепропетровской области;
- 16 ноября - еще один такой же самолет. Район его падения не сообщается;
- 25 ноября в районах населенных пунктов Першотравенск и Брагиновка Днепропетровской области в кучу обгоревших обломков превращены сразу два вражеских МиГ-29;
- 29 ноября истребительной авиацией ВКС России в районе населенного пункта Межевое Донецкой Народной республики сбит самолет МиГ-29;
- 1 декабря российские системы ПВО навечно «приземлили» другой МиГ-29 районе населенного пункта Пересадовка Николаевской области;
- 5 декабря с небес на землю силами российской ПВО «спущены» два МиГ-29 в районах населенных пунктов Широкое Днепропетровской области и Березнеговатое Николаевской области;
- 6 декабря украинский Миг-29 уничтожен в районе Камышевахи Запорожской области;
- 17 декабря еще два истребителя того же типа сбиты в районах Елизаветовки Николаевской области и Дружковки (ДНР);
- к 2 января 2024 года число исправных Миг-29 Повітряних сил, очевидно, подошло к концу. Поэтому настала очередь гореть в небе для считанных остававшихся к тому времени и потому особо тщательно оберегаемых Киевом украинских тяжелых истребителей типа Су-27. В этот день Минобороны РФ объявило о первой за долгие месяцы такой победе в неуказанном районе;
- 7 января другой Су-27 нам удалось сбить второй за неделю украинский Су-27 в районе Кривого Рога.
Таким образом, совершенно ясно, что командование ВСУ, начиная с октября 2023-го, вынужденно решилось позволить русским почти безнаказанно и быстро «дожечь» жалкие остатки своей истребительной авиации. Если так, то подобная жертва Киевом может быть принесена лишь во имя решения неких, куда более важных для него задач стратегического характера. Что это могут быть за задачи?
На них 9 января 2024 года указал уже упомянутый штатовский Military Watch. Эксперты издания пишут: «На фоне все более серьезных предупреждений как из местных, так и из западных источников о крайней истощенности украинского ракетного арсенала класса «земля - воздух» истребительные подразделения страны используются во все более рискованных миссий при отражения ударов российских беспилотников, чтобы снизить нагрузку на изношенную наземную противовоздушную оборону. Многие аналитики считают, что причина значительно возросших за последние месяцы потерь кроется именно в этом.
Сообщается, что ослабление наземной противовоздушной обороны ВСУ также позволило российским истребительным подразделениям идти на бóльший риск как при поражении наземных целей, так и при ударах по оставшимся истребительным частям Украины".
Иными словами, до середины минувшей осени для отражения российских практически ежедневных массированных налетов на важнейшие военные и промышленные объекты Украины противник использовал, главным образом, самые различные системы наземных средств ПВО. От советских «Бук-М1», С-125, С-300ПТ/ПС и «Оса» до германских ЗРК IRIS-T SLM, американо-норвежских NASAMS и американских Patriot (до пяти батарей таких «американцев» до недавнего времени стояли в обороне Киева, сейчас их число уполовинено российскими «Кинжалами»).
Все вместе с опорой на очень эффективное информационное обеспечение в режиме «он-лайн» со стороны авиационной и космической разведок ведущих стран НАТО долгое время не позволяли нам нескончаемыми ракетно-бомбовыми ударами по тылам ВСУ нарушать их боевые порядки, тыловое снабжение и подвоз резервов.
Россия против этой долго казавшейся почти непроницаемой системы решила сыграть «вдолгую». Регулярные залповые пуски по территории Украины старых авиационных крылатых ракет, хранившихся в наших арсеналах со времен СССР и потому все равно подлежавших скорой утилизации, а также ударных беспилотников типа «Герань» заставляли вражеские зенитно-ракетные комплексы устраивать над своей территорией расточительные еженощные «фейерверки». Расходы на восполнение которых во второй половине 2023 года совершенно разорили даже богатейшие страны Запада.
Чтобы лучше осознать арифметику этой борьбы за небо Украины следует принять во внимание, что стоимость всего одной ракеты для ЗРК Patriot составляет около 4 миллионов долларов. Считается что для надежного уничтожения каждой атакующей цели ней требуется запуск минимум пары подобных ЗУР. А это уже - 8 миллионов «зеленых», в буквальном смысле взлетевших на воздух. В то время как, скажем, как для России выпуск одной-единственной «Герани», многие из которых за минувшие почти два года боевых действий как раз мишенями для Patriot, IRIS-T и прочих и оказались, составляет лишь несколько десятков тысяч долларов. Вот и считайте…
В помощь вам - свежие обобщенные расчеты американских военных экспертов, которые приводит Wall Street Journal. Общую стоимость выпущенных Россией «Гераней» к октябрю 2023-го эксперты WSJ оценили в 20−25 миллионов долларов. А якобы украинские, но на деле натовские расходы на зенитные ракеты и прочие боеприпасы для отражения этих разрушительных налетов - в 685 миллионов долларов.
Естественно, при столь удручающих для Запада сугубо бухгалтерских раскладах своевременно и в полном объеме пополнять боезапас украинских зенитчиков с этого направления оказалось затруднительно. А про обостряющийся дефицит зенитных ракет для комплексов советского производства Киев впервые заговорил еще в апреле 2023 года.
Тогдашний министр обороны Алексей Резников публично пожаловался: «У нас есть система советская, к которой истощаются запасы ракет. Если они не производятся у нас и есть только в странах, у которых мы не можем их взять, значит, надо пополнять чем-то другим. Чем? Западными системами ПВО».
Видимо, в школе Резников был двоечником. Поскольку всего полгода назад оказался не в силах подсчитать, что и Запад на этом направлении тоже очень скоро надорвется. Как результат - наземная система ПВО Украина к сегодняшнему дню окончательно деградировала.
Окончательный диагноз, как представляется, 5 января 2024 года поставил командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев. Он признал, что местные зенитчики оказались заложниками складывающейся ситуации. И если Россия продолжит комбинированные массированные атаки, когда вместе летят высокоскоростные крылатые ракеты и барражирующие боеприпасы, то украинская армия способна отразить лишь «2−3 подобных атаки».
Прошло всего три дня. Очередная именно такая атака Киева со стороны России последовала уже 8 января. После окончания этого форменного погрома с небес спикер Повітряних сил полковник Юрий Игнат сознался, что его «побратимам» удалось сбить всего 18 русских крылатых ракет из 51. Кажется, впервые не стал брехать, что «почти все цели успешно поражены».
Киев в тот день действительно пылал от края до края. 33 наши крылатых ракеты, если верить Игнату, угодили туда, куда и были направлены. Картина становящегося безнаказанным расстрела Украины из поднебесья становится все более и более убедительной.
Стоит ли удивляться, что командование ВСУ в этаких условиях хватается за последнюю соломинку: заставляет последние свои истребители гоняться за всем, что на его страну еженощно сыплется со стороны России? Чтобы выполнить эту задачу, с октября считанные украинские МиГ-29 и Су-27 поднимаются в воздух куда чаще и куда выше, чем прежде. Даже над своим глубоким тылом поэтому подставляясь под удары наших дальнобойных авиационных и зенитных ракет.
Но тут возникает другой вопрос. При тех темпах «знищення цих винищувачів», что наличиствуют нынче над Украиной, надолго ли хватит у Киева боевых самолетов? На месяц? На два?
Но потом-то небо этой страны неизбежно окажется распахнутым настежь. Со всеми для врага вытекающими. И залетающими с нашей стороны.
Постоянный адрес статьи:
http://xn----8sbeyckrgcbzinq9j.ru-an.info/новости/29-сбитых-истребителей-миг-29-всу-с-октября-2023-система-пво-украины-в-агонии/welcome-1-8-2/