F-35 - самый проблемный самолёт в истории. США кинули Турцию, и теперь требуют за это неустойку

Jan 03, 2024 15:42


03 января 2024


Презентация первой партии Ф-35 для Турции. Шоу было ярким и ослепительным, но оказалось такой же иллюзией, как и надежда Анкары на новенькие "стелсы". Фото Локхид Мартин

Иногда кажется, что нынешняя политическая элита США училась вести дела у аферистов-фармазонщиков старой школы, откуда-нибудь с Привоза. Кинуть клиента, а потом заставить его вторично заплатить и может даже извиняться - прямо высший пилотаж этого лихого ремесла. Чем-то подобным сейчас и занимаются службы Государственного Департамента Соединенных Штатов, ответственные за поставки союзникам по НАТО американской военной техники. Именно они проводят сделки через многочисленные бюрократические преграды, в виде комиссий Конгресса и Сената и инспекций со стороны спецслужб. Они же могут протолкнуть любое запретительное решение, если кто-то из союзников проявит неуместную строптивость. Так и произошло с турками, которых в 2018 вроде как сначала временно отстранили от работы над "стелсами" Ф-35 и тормознули первую партию, а в 2021 году и вовсе выставили из проекта "на мороз". На требование турок в феврале 2023 года вернуть наконец инвестированные в программу полтора миллиарда долларов, юристы Госдепа готовы создать встречный иск, всего на каких-то 400 млн долларов, плюс издержки, где виноватой всё равно окажется обманутая и ограбленная Турция.

А начиналась эта поучительная история в далёком 2007 году. Тогда Турция, всеми правдами и неправдами, рвалась купить остромодные в ту эпоху "стелсы" и, наконец, получила соизволение присоединиться к программе малозаметного многофункционального самолёта F-35 "Молния II". Первые экземпляры Анкара рассчитывала поставить в строй только через десять лет после вхождения в проект. Американцы тогда каждый контракт на "стелс" называли особой привилегией, исключительно для очень близких союзников. Для того, чтобы попасть в число счастливчиков, турецким правителям пришлось отказаться от приобретения в Китае систем стратегической ПВО HQ-9, аналога модернизированного российского С-300. Американцы пообещали за отказ от китайского контракта свои "Патриоты" и "стелсы", но турецкоподданные получили в итоге дырку от бублика. Впрочем, с "младшими партнёрами" Соединенных Штатов этакое случается регулярно.



Часть наиболее важных деталей, которые производились для Ф-35 в Турции. Картинка Локхид Мартин.

Мечту турок об Ф-35 подогревало ещё и то, что значительная часть деталей для различных блоков и частей самолёта производились непосредственно в стране. Если верить открытым документам от "Локхид Мартин", в Турции штамповалось более 800 мелких и средних деталей для планера и крыльев, и почти две сотни - для двигателя Pratt & Whitney F135. В 2018 году все небольшие турецкие предприятия, обслуживавшие программу единого ударного истребителя Ф-35 (JSF, Joint Strike Fighter), резко свернули свою деятельность и самоликвидировались, из-за перекрытого американцами финансового крантика. И виной тому было упрямство Эрдогана, таки доведшего до завершения сделку с покупкой российских систем С-400, несмотря на неоднократные строгие выговоры и предупреждения от Госдепа.

Турки, в результате своей строптивости, в общей сложности потеряли более семи миллиардов долларов, из-за разных закрытых и нереализованных военных программ. Среди них полтора миллиарда оказались авансом за уже собранные "Локхидом" самолёты. И вот теперь туркам предлагается выплатить неустойку за недопоставку тех самых деталей и вред, нанесённый программе Ф-35. Якобы по этой причине произошли задержки с поставками "стелсов" другим страждущим. И все эти беды обрушились на Анкару из-за "опрометчивого желания" иметь приличные системы ПВО. А ведь у Турции, кроме старых "Хоков", с дальнобойным ПВО много десятилетий был вообще полный швах.



Первая партия из шести машин уже была облётана и готова к отправке. Лётчики прошли 18-месячную подготовку в США. Но до Турции "стелсы" так и не долетели и теперь не дойдут никогда. На фото Турецких ВВС Ф-35 с опознавательными знаками Турции. Можно сказать, раритет.

Зато турки теперь в полной мере могут оценить чувства, с какими Соединенные Штаты Америки относятся к своим, заметим, ближайшим и очень важным для южного фланга НАТО партнёрам. И что будет с теми, кто не входит с Америкой в стратегический союз - тоже несложно догадаться. Всего лишь шаг в "неправильном" направлении, любой отход от навязчивых американских рекомендаций может привести к "изгнанию из рая", за который заплачены немалые деньги. При этом за рай выдается право обладания сомнительным и крайне дорогим во всех смыслах самолётом. И так это ловко американцы могут устроить, что ещё и сам окажешься перед ними по уши в долгах.

Постоянный адрес статьи: http://xn----8sbeyxgbych3e.ru-an.info/новости/f-35-самый-проблемный-самолёт-в-истории-сша-кинули-турцию-и-теперь-требуют-за-это-неустойку/welcome-1-8-2/

f-35, США, Турция

Previous post Next post
Up