09 июля 2023
Идеалистическая картина США, как "града, сияющего на холме", которую американские СМИ рисовали на протяжении многих десятков лет, очевидно разваливается. То, что раньше было закрыто не только кулуарным политическим занавесом, но и грифом секретности, начинает всплывать наружу. Центральной фигурой этого процесса, последние месяцы, стал Джон Дарем, специальный прокурор, назначенный для расследования обоснованности действий ФБР в 2016 году при поиске связей предвыборного штаба Дональда Трампа с Россией. Благодаря его показаниям в Конгрессе США, всплыли эпизоды, которые не вошли в его отчет по результатам расследования.
В начале стоит напомнить, что в 2019 году, ещё при президентстве Дональда Трампа, генпрокурор США Уильям Барр инициировал расследование обоснованности действий ФБР в отношении избирательного штаба Дональда Трампа. В условиях секретности, в 2020 году Джону Дарему был присвоен статус спецпрокурора, что позволило вести расследование даже при новом президенте Джо Байдене.
15 мая спецпрокурор США Джон Дарем представил 300-страничный доклад с итогами своего расследования. Основной вывод которого заключается в том, что у ФБР изначально не было достаточных оснований проводить полноценное расследование в отношении Дональда Трампа. ФБР использовало “необработанные, непроанализированные и неподтвержденные разведданные”, чтобы начать расследование и спецоперацию “Перекрестный ураган” в отношении избирательного штаба Дональда Трампа в 2016 году.
“Основываясь на обзоре операции "Перекрестный ураган" и связанной с ним разведывательной деятельности, мы приходим к выводу, что Министерство юстиции и ФБР не смогли выполнить свою важную миссию - строгой верности закону в ходе этого расследования”, - говорится в докладе Джона Дарема.
В рамках начатой операции, ФБР активно использовало информацию из "досье на Трампа", составленного бывшим английским разведчиком Кристофером Стилом и заказанное фирмой "Fusion GPS", которой заплатил избирательный штаб Хиллари Клинтон. На основании этого "досье", в середине сентября 2016 года ФБР, без должных оснований, подготовило ордера и получило добро на слежку в специальном американском суде "по надзору за внешней разведкой" в отношении члена избирательного штаба Дональда Трампа Картера Пейджа.
В последствии, расследование специального прокурора Роберта Мюллера, проводившееся с мая 2017 по март 2019 года, не установило наличие связей между предвыборным штабом Дональда Трампа с Россией.
Генеральный инспектор Министерства юстиции Майкл Горовиц с марта 2018 года по декабрь 2019 года уже рассматривал деятельность ФБР на наличие нарушений законодательства в ходе спецоперации ФБР “Перекрестный ураган” и не нашел ничего предосудительного, кроме неточностей, допущенных при составлении ордеров в суд "по надзору за внешней разведкой". По результатам этого расследования ФБР были даны рекомендации к устранению выявленных недостатков.
Следует отметить, что вывод Джона Дарема о том, что у ФБР изначально не было достаточных оснований проводить полноценное расследование в отношении Дональда Трампа, вызвал широкий резонанс в американском обществе, даже в либеральных СМИ. Всё потому, что расследование проводилось в рамках Министерства юстиции и, по сути, является официальной точкой зрения ведомства.
Республиканская партия не упустила возможности раскрутить этот информационный повод и Джон Дарем был приглашен для дачи показаний в судебный комитет Палаты представителей Конгресса США. Слушания состоялись 21 июня, председатель комитета, республиканец Джим Джордан заявил, что доклад Джона Дарема проливает свет на ту ложь, с которой началось расследование ФБР в отношении Дональда Трампа.
В тоже время, Джим Джордан сказал, что представителям демократической партии США будет абсолютно всё равно на причины произошедшего, они не перестанут преследовать своего политического соперника - Дональда Трампа. Последний эпизод с предъявлением ему обвинений в ненадлежащем обращения с секретными документами наглядно показал этот подход. Однако, такой подход начинает распространяться и на обычных американцев.
Далее слово было предоставлено члену демократической партии Джерри Надлеру, который, в свое время, будучи председателем этого комитета, приложил немало усилий в инициации импичмента Дональду Трампу. Джерри Надлер сразу начал с того, что обвинил представителей республиканской партии в театральности происходящего, которое объясняется лишь тем, что они хотят отвлечь общественность от новых обвинений, предъявленных Дональду Трампу.
Джерри Надлер прямо обвинил Дональда Трампа, бывшего генерального прокурора Билла Бара и непосредственно Джона Дарема в сговоре для начала расследования, которое имело своей целью лишь одно - оправдать тогдашнего президента США. Демократ указал, что все предыдущие расследования Роберта Мюллера и Майкла Горовица, не оставляли какой-либо двусмысленности и отсутствия вины у сотрудников ФБР. В 2018 и 2019 году ФБР были предприняты все меры для устранения выявленных недостатков в деятельности ФБР и вопрос на этом был исчерпан.
Вопреки выводам расследования Джона Дарема, для начала операции "Перекрестный огонь" в 2016 году были все основания, сказал Джерри Надлер, так как от австралийского дипломата была получена информация о том, что член избирательного штаба Дональда Трампа Джордж Пападопулос заинтересовался сведениями британца Джозефа Мифсуда о том, что у российской разведки есть компромат на Хиллари Клинтон.
Правда, в ходе выступления следующего конгрессмена-республиканца было подтверждено, что операция "Перекрестный огонь" была начата через 3 дня после получения ФБР первичной информации и для её проверки бюро не предприняло никаких положенных для этого проверочных мероприятий. Ни один фигурант первичной информации не был опрошен, никаких запросов для подтверждения полученных сведений, сотрудники ФБР не направляли, что является нарушением стандартных требований Министерства юстиции США.
Представители демократической партии обвинили Джона Дарема в том, что он, совместно с Уильямом Баром, ездил в Европу, чтобы получить дополнительные доказательства невиновности Дональда Трампа, а когда от итальянцев была получена информация о сомнительных транзакциях Дональда Трампа, дело по этому факту возбуждено не было. Джон Дарем по этому вопросу смог сказать, что проводились проверочные мероприятия, которые не нашли признаков преступления.
Также его, как специального прокурора, обвинили в слишком частых контактах с генеральным прокурором Уильямом Барром, за период расследования. Демократы указали, что он переписывался с ним 19 раз, хотя фактов политического влияния на ход расследования, они представить не смогли.
Основная масса критики Джона Дарема, со стороны представителей демократической партии, свелась к тому, что он недостаточно уделил внимание фактам возможных нарушений со стороны Дональда Трампа и вмешательства российской стороны в выборы президента США 2016 года. Несмотря на пояснения Джона Дарема, что это выходило за рамки его полномочий, данная критика продолжалась на протяжении всех слушаний в Конгрессе.
Однако, были критики Джона Дарема и со стороны республиканской партии. Так, его обвинили в том, что в течении четырех лет он не смог найти и допросить британца Джозефа Мифсуда, с информации которого и началась операция "Перекрестный ураган". Тут стоит упомянуть, что этот ключевой свидетель солгал ФБР о наличии у российской разведки компромата на Хиллари Клинтон, но он не был повторно опрошен и привлечен к ответственности за дачу ложных показаний, не опрашивала его и комиссия Роберта Мюллера.
Республиканец Мэтт Гайец обвинил Джона Дарема в саботаже расследования, назвав его деятельность не "искренними усилиями", а "прививкой для ФБР", так как ключевой свидетель им так и не был допрошен. Кроме того, сотрудники комиссии Роберта Мюллера стерли всю информацию со своих служебных телефонов, относящуюся к процессу расследования в отношении Дональда Трампа, но в отчете Джона Дарема этому вопросу вообще не уделено ни-какого внимания. Джон Дарем попытался заявить, что этот вопрос выходит за пределы его компетенции, однако Мэтт Гайец привел постановление генерального прокурора Билла Бара, в соответствии с которым, необходимые полномочия у него всё таки были.
В ходе серии вопросов и ответов со стороны председателя комитета Джима Джордана, Джон Дарем подтвердил, что в августе 2016 года в ситуационной комнате Белого дома, глава ЦРУ Джон Бреннан проинформировал президента Барака Обаму, вице-президента Джо Байдена, генерального прокурора Лоретту Линч, директора ФБР Джеймса Коми, а также других высокопоставленных правительственных чиновников о намерении предвыборного штаба Хиллари Клинтон очернить Дональда Трампа связями с Россией, путем фабрикации "досье на Трампа".
ЦРУ даже направило официальный меморандум на имя директора ФБР и тогдашнему заместителю помощника директора отдела контрразведки ФБР Питеру Стржоку, для принятия мер. Однако, этот меморандум был скрыт руководством ФБР от суда "по надзору за внешней разведкой" и даже от следственной группы "Перекрестный ураган".
Джим Джордан отдельно отметил, что руководитель следственной группы обязательно должен был быть ознакомлен с этой ключевой информацией, но руководство ФБР намеренно скрыло её. Джон Дарем пояснил, что, когда он показал меморандум руководителю следственной группы "Перекрестный ураган", тот ответил, что никогда не видел этого документа. Агент ФБР был настолько выведен из равновесия этой ключевой информацией, что расчувствовался, и был вынужден покинуть кабинет для допроса и смог дать показания лишь через некоторое время.
Кроме того, Джим Джордан получил подтверждение от Джона Дарема о том, что одно лицо, по чьей информации было собрано "досье на Трампа", Чарльз Долан, который некоторое время работал на чету Клинтон, вообще ни разу не был опрошен ФБР. Сотрудница следственной группы, которая хотела провести допрос Чарльза Долана, была переведена руководством ФБР на расследование другого дела, однако она успела составить некую запись и только по этому был вскрыт данный факт.
Был озвучен ещё один беспрецедентный факт, который заключается в том, что директор ФБР Джеймс Комми в течении 9 месяце не давал следователям опросить основного подозреваемого по делу - Джорджа Пападопулоса, вероятно потому, что после его опроса дело пришлось бы вскоре закрыть и слежка ФБР за командой Дональда Трампа была бы прекращена. В итоге, Джордж Пападопулос из СМИ узнал, что является фигурантом расследования и предложил ФБР взять у него показания.
Стоит отметить, что в ходе расследования Джона Дарема были предъявлены обвинения трем лицам. Так, в одном случае юрист ФБР признал свою вину в подделке документов для суда "по надзору за внешней разведкой" и был привлечен к ответственности. Двух других лиц, которые обвинялись в даче ложных сведений, суды присяжных оправдали. Однако, консерваторы считают, что если бы эти суды проходили не в оплоте демпартии - Вашингтоне, а в другом штате, то вердикт был бы другим.
В своем докладе Джон Дарем не смог прийти к выводу о политической мотивированности решений руководства ФБР при расследовании дела "Перекрестный ураган". Однако, тут стоит отметить, что в 2018 году уже бывший заместитель помощника директора отдела контрразведки ФБР Питер Стржок, на слушаниях в Конгрессе, заявлял, что у него не было политических предубеждений при расследовании дела "Перекрестный ураган", даже когда он писал в сообщениях своей подруге, что "Трамп не станет президентом", "Хиллари 100% победит".
Становится вполне очевидно, что расследование Джона Дарема - это некий маневр части государственного аппарата в сторону республиканской партии, а, значит, период безоговорочной поддержки демократической партии подходит к концу. В тоже время, были соблюдены некоторые внутренние правила и Джон Дарем "спустя рукава" отнесся к расследованию деятельности комиссии Роберта Мюллера, которая ещё в 2017 году должна была установить несостоятельность расследования ФБР против Дональда Трампа.
Эти слушания в Конгрессе США показали, что политический раскол между республиканцами и демократами настолько огромен, что установление истинных обстоятельств произошедшего далеко не является общим делом законодателей.
В этом плане, также характерно голосование в Палате представителей об осуждении демократа Адама Шиффа, которое прошло 22 июня. Он, будучи главой комитета по разведке, на протяжении 3 лет вводил в заблуждение американскую общественность своими заявлениями о наличии прямых доказательств о связях Дональда Трампа с Россией. Хотя ему доподлинно было известно об отсутствии таких доказательств из секретных документов спецслужб США.
Голосование прошло ровно по партийной линии, 213 республиканцев высказалось за резолюцию, 6 воздержалось, а все 209 демократов проголосовали против, причем они публично поддерживали Адама Шиффа в зале Конгресса. Тот факт, что уже двумя расследованиями министерства юстиции США подтверждено, что никакой связи между Дональдом Трампом и Россией не было, никого в демпартии это не беспокоит, партийная солидарность оказалось превыше правды.
Правда давно пала жертвой американской политики, но сейчас речь заходит непосредственно о правосудии. Давно было известно, что в 2016 году ФБР не стало предъявлять обвинений Хиллари Клинтон, когда она на посту государственного секретаря использовала свой личный сервер для ведения государственной переписки, в том числе с секретной информацией.
Сейчас, благодаря информаторам из налоговой службы США, которые обратились в Конгресс, стало известно, что Министерство юстиции оказывало давление на следственную группу и препятствовало расследованию преступлений Хантера Байдена - сына президента США Джо Байдена. Прокурору, расследовавшему это дело, было отказано в предъявлении обвинений Хантеру Байдену за пределами его штата.
Всё это происходило с 2014 года и стало известно только потому, что в 2023 году в Палате представителей большинство заняли республиканцы, которые готовы были расследовать преступную деятельность семьи президента США, избравшегося от демократической партии.
Правосудие действительно переживает кризис в США и, к примеру, угроза со стороны представителей республиканской партии урезать финансирование ФБР, трактуются представителями демократической партии, как попытка подорвать государственные устои. Однако, простое сокращение финансирования всё равно не даст принципиального изменения.
В американской системе есть и обратный эффект. После того, как Верховный суд США отменил правила американских ВУЗов о дискриминации в пользу чёрных и подтвердил право граждан отказывать в услугах представителям ЛГБТ сообщества по соображением веры, президент США Джо Байден публично выступил против этих решений высшей судебной инстанции.
Республиканцы отпраздновали победу справедливости, а со стороны некоторых представителей демократической партии уже звучат призывы объявить импичмент консервативным судьям Верховного суда США.
Налицо ценностный раскол в американском обществе и, на фоне экономических проблем, преодоление этого кризиса будет тяжелым испытанием для всей государственной системы США.
Постоянный адрес статьи:
http://xn--80ayjbj.ru-an.info/новости/в-демократической-америке-правосудие-стало-жертвой-политики/welcome-1-8-2/