12 мая 2023
Последние месяцы мы наблюдаем анекдотический процесс передачи западных танков Украине. Обещали много, в конкретных планах уже было немного, а передают вообще единицы. Двадцать первый век на дворе, а передовые промышленные державы не могут организовать производство снарядов в потребных количествах. И с самолетами у них проблемы. Как так получилось? Сказ о том, почему фантасты киберпанка, с их концепцией «хай-тек - лоу-лайф» (высокие технологии и низкий уровень жизни) были правы.
Ответ в общем виде прост - по мере технологического развития эффективная производительность падает (!), а не растет. Звучит абсурдно, вроде как, глаза свидетельствуют об обратном, посмотри на мир вокруг и сравни с тем, что было раньше... Ну, так вот, раньше было лучше. Ну, если точнее, было рациональнее.
Более ста лет назад, в Первой Мировой Войне, Германская Империя держала на фронте 6 миллионов солдат, при населении в 67 миллионов, на фронте побывало около 12 миллионов, а погибло почти 2 миллиона. В боевых действиях было задействовано до половины мужского населения годного к службе. И ничего, снарядного голода не было, был голод натуральный, что и заставило их признать поражение, но Империя была зависима от внешних поставок и до войны. А может ли современная Германия выставить 6 миллионов солдат? Нет. А вооружить их тем более. Сомнительно, что даже 600 тысяч смогли бы набрать и дать оружие. С перенапряжением сил, может, наскребут на 60 тысяч боеспособных войск. Эффективное падение потенциала в 100 раз. Технологически вроде ушли вперед, но вот, парадокс. Для объяснения сути это явления, приведу примеры ниже.
Как в начале прошлого века люди узнавали новости? Они покупали у мальчика-разносчика газет свежий её выпуск. Могли читать по очереди, чтобы сэкономить, могли собраться вместе и один человек зачитывал бы её вслух, для ещё большой экономии, ещё могли потом содержание пересказать неграмотным знакомым. Газеты печатались на весьма примитивном оборудовании, простенькой краской на дешевой бумаге, тогда могли даже без электричества обходиться. Вполне обозримая технологическая цепочка, все её устройство, даже в подробностях, довольно просто описать. И люди читали новости, воодушевлялись и шли записываться на фронт.
А как сейчас люди узнают новости? С помощью смартфона и подключения к интернету. Это система, наверное, порядка на три более сложная. Она требует в разы большего человеческого и энергетического ресурса, глобального разделения труда, редкоземельных металлов, а также технологий производства, учитывающих квантовые эффекты. В ней миллионы элементов, а её устройство можно понять только в общих чертах. Тратятся совершенно невменяемые ресурсы для воспроизведения функционала бумажных газет, почты и телеграфа. И эффективность даже хуже, так как сейчас люди, в массе своей, не новости читают, а больше смешные видосики смотрят.
Для понимания масштаба явления, ссылка на Хабр, на переводной материал. Суть такова: программист рассказывает о том, что создать новый браузер с нуля практически нереально, настолько они сложны и продолжают «развиваться»: "То есть не то, что невозможно реализовать безопасную или корректную поддержку веба, её невозможно реализовать вообще."
И так везде. Раньше, чтобы купить продуктов, достаточно было механических весов, деревянных счет и ручки с бумагой для учета. Сейчас же нужны электронные кассовые аппараты, специальный софт, сервера и базы данных, ну и специалисты для обслуживания всего этого. И людей в торговле работает в разы больше, чем, к примеру, при Союзе. Да, сейчас ассортимент и больше, и в чем-то, лучше, но для одной только упаковки используется прорва ресурсов, она-то теперь тоже сложнее, для производства везут компоненты и оборудование со всего мира (покупали, наверное, хлеб в пакете, затянутый сверху проволочкой, так вот, она была импортная). Все это включено в глобальные технологические цепочки. А стали ли люди соизмеримо больше есть и пить? Сомневаюсь.
А возьмем автомобили. Усложняются с каждым поколением. Но функционально они стоят на месте. На работу в 15 километрах от дома я доеду за одно и тоже время и с одним и тем же уровнем комфорта что на новом автомобиле, что на автомобиле возрастом в 25 лет (да и на Форде модели Т доехал бы, только медленней и с ветерком в салоне). А технологии проектирования и производства стали сложнее. Электроники всякой в авто становится все больше, а общая надежность снижается. И снова, тратим больше ресурсов, для производства эффективно того же самого, если даже не худшего. Плюс, поддерживаем на ходу предыдущие поколения автомобилей. Для примера, прошла новость, что Илон Маск хочет построить завод по производству своих электромобилей в Мексике, за 5 миллиардов, на 6 тысяч работников. С учетом субсидий, это по миллиону зеленых на создание одного рабочего места, для того, чтобы производить электрокары, которые сложнее и менее энергоэффективны, чем их обычные аналоги конца прошлого века. Но ведь покупают…
Есть ещё отрасль промышленности, существование которой в современном виде, вообще вызывает сомнение в необходимости быть - авиастроение. Оно возникло из военной необходимости, её гражданское применение было формой субсидирования, Боинг 747 создавался как транспортный самолет для армии, его горб, к примеру, нужен, чтобы было где сидеть интендантам при полной загрузке грузового отсека, такие кабинки есть и на выигравшем у него «Гэлакси», и у «Руслана». Для развития этой отрасли, американцы грохнули свою железнодорожную систему («Великий Рельсовый Погром»), спустив в унитаз уже вложенные в её развитие ресурсы. Но у авиаторов было сильное лобби, как и у автопрома, тот тоже выиграл. С точки зрения рациональности, дело сие, было как минимум, сомнительным. Это как Маск где-то сказанул, что пиарил «Гиперлуп» для того, чтобы помешать постройке новой скоростной железной дороги, из-за которой могли бы упасть продажи его электромобилей. Но это Америка.
В Советском Союзе, конечно же, происходили все по схожему сценарию. Развитие ради развития, протирание штанов в бесконечных НИИ и известная фраза - «Учись сынок, а то работать будешь». Технологическое развитие, нужное для военной и идеологической гонки, привело к дефициту товаров и общему тупику планирования. Вроде хотим сделать лучше, а получается хуже. Движение не К коммунизму, а ОТ него. И понятно, почему. Если в механизм постоянно добавлять новые шестеренки, то он будет терять в эффективности, требовать все больше ресурсов для работы, и в итоге, просто заклинит. Но проще планировать увеличения надоев, чем думать о том, как изменить систему в пользу доярки.
И вот, есть современная Германия, которая технологически развита, но производить оружие не может, так как производственный потенциал исчерпан, а эффективная производительность вообще сокращается. Многие люди заняты лишь поддержанием технологической пирамиды, которая сама уже только часть глобальной. А повышение цен на энергоресурсы начинает это хозяйство разрушать.
При этом у них много людей живет на пособия, а рабочих рук, в частности, в сельском хозяйстве, уже критически не хватает. Что сейчас особенно заметно в Британии, где урожай может гнить на полях, а полки магазинов полупустые, и в США, где каждый шестой житель получает государственную продуктовую помощь по карточкам. По всей видимости, вопрос даже не в энергии. Достигли какого-то предела, за которым создание новых рабочих мест и дальнейшее усложнение системы ведет к отрицательному результату. Например, создание одного рабочего места в производстве должно создать следом рабочие места в смежных областях, но нужно создать их столько, сколько система не потянет, цепочка растет лавинообразно, ещё и кусая себя за хвост.
Вот есть безработный на вэлфере, вы решили отправить его собирать капусту, но для этого, вам нужно ему дать зарплату больше, чем текущее пособие. Ведь он-то захочет в перспективе улучшить свой уровень жизни. Купить новый телефон, переехать в свою квартиру, натащить туда гаджетов, то есть, начать жить лучше по современным стандартам. А это потребует дополнительного найма айтишников с официантов на месте и китайцев с малазийцами на другом конце планеты. То есть, пользы от привлечения к производству безработных получить нельзя, их работа априори убыточна. Производительность в сфере услуг устойчиво отрицательная и вот потому деградирует производство в западных странах, так как нельзя уровнять в зарплате инженера с официантом. Производство переезжает в страны Азии, так как там сфера услуг ещё не успела так разбухнуть. Можно ли этот процесс развернуть? Да, введением военного положения. Но без реальной войны оно будет неубедительным…
Отсюда и растут ноги «базового безусловного дохода», попытки добавить в рацион насекомых, пересадить людей на велосипеды. Правящий класс интуитивно чувствует, что что-то с этим не так, по другому он себе это представляет. Тайная ложа беспокоится, наблюдая неконтролируемый рост явной лажи. Реакция простая - нужно систему упростить в свою пользу, то есть, опустить уровень жизни простого люда. Но, как я думаю, получить желаемое не выйдет, так как, не понимая сути процесса, вместо упрощения получится усложнение. В итоге окажется, разведение тараканов будет дороже, чем разведение коров. Также как они думали, что их как бы высокотехнологичные и развитые экономики, мощнее экономики «страны бензоколонки», можно одними санкциями обойтись. А в процессе опустошили свои и без того небогатые арсеналы.
В этом смысле, нужно сказать спасибо «либералам» в экономическом блоке России, и радоваться тому, что туда не пустили «патриотов». Если бы экономика не стагнировала, а бурно росла, то из ВПК вымыло бы все кадры, как в Германии. Ещё больше заводов снесли бы под строительство торговых центров. Воевать сейчас пришлось бы только советскими запасами, а на фронт пытаться набрать «хипстеров». Ещё бы и зависимость от глобального рынка повысилась.
И вот поэтому даже разрушение России Запад не спасет. Дешевых ресурсов и рабочей силы окажется мало, им нужны бесплатные ресурсы производимые рабами, а потом и этого станет мало. А дальше уже ничего нет. А система, обреченная на разрушение, рухнет раньше. Дойти до своего теоретического предела она может, только если не будет внешнего воздействия, а так не бывает.
Но это не главное, в конечном итоге из этой петли все равно нужно будет выбираться. То есть, либо эта самоусложняющаяся система рухнет сама, и нужно будет строить что-то другое, либо, чтобы это другое построить, нужно будет её сломать. Второй вариант кажется менее затратным, но только с материальной точки зрения. А это не главное в системе принятия решений.
Тут в игру вступает пирамида Маслова. Сытый и защищенный человек, думает не о том, что он будет завтра есть, а о том, как он будет завтра «отдыхать». Потому, может отдать за условный «айфон» денег столько, сколько ему хватило бы питаться год, а то и на два. И это объяснимо с точки зрения эволюции, так люди на этапе формирования вида, боролись только с голодом и прочими вариантами смерти, потому «развлечения» не могли считать опасностью. А так как удовлетворение потребностей идет по очереди, мы проблемой считаем лишение последней полученной потребности - то есть, если вы сыты, то вас волнует отсутствие интернета. А если вы голодны, то вы об интернете и не вспомните. И потому, ставить перед человеком вопрос, что нужно сегодня отказаться от интернета ради того, чтобы завтра была еда, практически бессмысленно. Сегодня-то он сыт.
И не надо думать, что система совсем уж шизофренична. Там где люди не выбирают, выбора почти никакого и нет. Если нужно будет полететь на самолете, то полетите либо на Эирбасе, либо на Боинге. Причем, скорее, на Боинге 737, который разработали в 60-ых и с тех пор только модернизировали. Наверное и сократить разновидность моделей авто можно до сотни, и производить их 25 лет подряд. Но обязательно появится «визионер», который предложит сто первую модель, и все, аки сумасшедшие, побегут покупать её. А акции его компании вырастут так, что продав их, можно будет купить весь остальной автопром. Пока люди верят в такой ход вещей, где будет сто первая модель, это будет так, а если они поверят в обратное, то все тут же и рухнет. Хотя технических и ресурсных возможностей удовлетворить все реальные потребности все ещё будут.
Доведения развития всего этого до абсурда мы вряд ли увидим, после коллапса доллара, произойдет откат, потом стагнация, и лишь затем может начаться движение дальше «вперед». Но, возможно, ещё на «дне» будут попытки сделать процесс более управляемым. Внести элементы плановой экономики, к примеру. Убрать двадцать видов зубных паст и оставить пять. А процесс разработки новых и внедрения их в производство каким-то образом оставить конкурентным. Тут можно заходить со стороны стандартов, так и со стороны налогов. Плюс, нужно заниматься просветительской деятельностью, внедряя иные жизненные установки.
Резюмируя, к чему все это. Не нужно так уж ждать и радоваться экономическому росту. На данном этапе развития, это вообще не гарантия улучшения жизненного уровня, как бы честно его не считали. И рождаемость от него не попреть вверх, люди не станут добрее, не побегут все строить звездолеты. Жизнь продолжит коммерциализироваться, человек продолжит растворяться в экономике. С этой дороги нужно сворачивать, пока ещё есть возможность это сделать управляемо, поэтапно и с минимальными потерями.
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/почему-буксует-западный-впк-о-технологическом-тупике-современности/welcome-1-8-2/