28 марта 2023
Евросоюз запретил себе покупать российское дизельное топливо, однако запретить России им торговать европейцам не под силу. Экспорт дизеля из России в марте обещает достичь рекордного уровня, хотя санкции вовсю уже действуют. Как Москве удалось снова не потерять ничего из-за действия санкций?
Поставки дизельного топлива из России за первые 19 дней марта составили около 1,5 млн баррелей в сутки, согласно данным Vortexa, собранным Bloomberg. Если этот показатель сохранится, то в этом месяце будет наблюдаться самый высокий экспорт с начала 2016 года. То есть экспорт дизельного топлива из России в марте обещает достичь рекордного уровня, несмотря на санкции Европейского союза, лишившие страну крупнейшего рынка сбыта.
Чем можно объяснить тот факт, что нефтепереработка внутри России не то, что не упала, а может стать рекордной в марте? Хотя ЕС еще с начала февраля перестал покупать российские нефтепродукты из-за вступившего в действие эмбарго. Как России удается выходить на рекорд?
Во-первых, Россия нашла других покупателей своего дизеля взамен европейцам. Клиентов привлекает высокое качество и более низкая цена на российский товар. Большая часть экспортируемого из России дизельного топлива направляется в Турцию, Марокко, Бразилию, Тунис и Саудовскую Аравию, отмечает Bloomberg.
«Рекорд вызван также увеличением поставок в Китай и высоким дисконтом на российские нефтепродукты», - добавляет Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
В-третьих, скорее всего, частично Европа продолжает закупать российские энергоносители по серым схемам через третьи страны,
отмечает Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам». А Болгария вообще получила отсрочку от эмбарго, поэтому через нее и через Словению российские ресурсы попадают в ЕС.
Ранее Россия поставляла в Северо-Западную Европу 53% дизельного топлива от общего объема импорта. В феврале 2023 года российская доля официально упала до 2%. Теперь европейские страны официально покупают дизельное топливо из Саудовской Аравии, Индии, Китая и Южной Кореи, о чем говорит статистика роста импорта из этих стран. Это стало возможно благодаря росту поставок дизеля из России в эти страны.
В-четвертых, помогает прописанная в документе ЕС оговорка, что при смешивании нефтепродукты (как и нефть) перестают быть «русскими» и, следовательно, не попадают под эмбарго, напоминает Маслов.
Наконец, значительно увеличилось количество российского дизельного топлива в плавучих хранилищах. О чем это говорит?
С одной стороны, запасы в хранилищах всегда растут во времена низкого спроса на сырье, а с другой, нефтяники могут так запасаться, потому что не хотят продавать сырье с таким высоким дисконтом, полагает Чернов.
С апреля вступают в силу новые правила НДПИ с привязкой к стоимости нефти и ограничением ее дисконта. Это должно снизить скидки на российские нефтепродукты на мировом рынке.
Андрей Маслов не исключает, что выросшие запасы дизеля в плавучих хранилищах могут быть предназначены не для хранения, а для продажи. «Как «хранилище» можно использовать танкер, стоящий в нейтральных водах, что очень популярно в африканских странах. Поэтому, скорее всего, речь идет о танкерах, стоящих за пределами рейдов, куда свозится нефть из нескольких источников, потом она смешивается и перераспределятся на другие суда, что помогает обходить ограничения. На это указывает и то, что перевалка российских нефти и нефтепродуктов с танкера на танкер (Ship-to-Ship - STS) в феврале 2023 года выросла на 21% в сравнении с предшествующим месяцем», - объясняет Маслов.
Продолжится ли взятый тренд или уже с апреля стоит ждать падения нефтепереработки? С апреля ожидается снижение дисконта на российский дизель, а значит, новые покупатели могут начать менее активно покупать российский товар. Однако российское дизельное топливо по-прежнему будет стоить меньше, чем продукция конкурентов.
«Покупатели и танкеры явно есть, но время доставки нефтепродуктов на азиатские рынки увеличилось примерно втрое по сравнению с европейскими рынками. Поэтому вполне может последовать и снижение объемов нефтепереработки, особенно если вспомнить про добровольное снижение уровней добычи нефти в РФ на 500 тыс. баррелей в сутки», - говорит Чернов.
Серые схемы отследить тяжело, поэтому делать прогнозы непросто. «Тем не менее можно ожидать, что пока ЕС продолжит покупать российские энергоносители, российская нефтепереработка останется на плаву», - считает Маслов.
И все же пока эксперты настроены на то, что эмбарго не пройдет бесследно для российской нефтепереработки, хотя сейчас ничего на это не указывает. «Рынки ожидают, что переработка снизится еще на 500-1000 тыс. тонн, что во многом заложено в базовые сценарии аналитиков. Пока идет острая фаза конфликта на Украине, экономика России, в том числе и НПЗ, так или иначе будет находиться под давлением, поэтому восстановление может занять несколько лет», - говорит Маслов.
«В 2023 году мы не ожидаем возвращения уровней мирового спроса на нефтепродукты до допандемийных значений из-за ожиданий рецессии. Но рост во втором полугодии наверняка последует благодаря увеличению мирового спроса на сырую нефть и нефтепродукты на фоне восстановления экономики Китая после снятия антиковидных ограничений», - заключает Чернов.
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/российский-дизель-продавил-санкции-запада-и-устремился-к-новому-рекорду/welcome-1-8-2/