Легкая промышленность России получила большой шанс на развитие

Jul 05, 2022 17:35


05 июля 2022


«Если производить с поддержкой государства будет дешевле, чем импортировать, то легкая промышленность может легко вырасти в два раза. Сейчас импортировать одежду и обувь выгодней, чем производить внутри страны», - говорит предприниматель и член Совета Московского отделения «ОПОРА РОССИИ» Юрий Савелов. Он также рассказал, во что россияне будут одеваться и какую обувь носить после ухода западных брендов.

Массовый уход из России западных брендов, в том числе одежных и обувных, - это невиданное событие в новой истории. Официально многие говорят о том, что приостановили торговлю временно, но велика вероятность, что они все же покинут страну насовсем по примеру «Макдональдса» и «Икеи».

Какое окно возможностей открывает уход западных брендов для российской легкой промышленности, вернется ли формат торговли в 90-е и во что будут одеваться и какую обувь носить россияне, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал предприниматель и член Совета Московского отделения «ОПОРА РОССИИ» Юрий Савелов.

ВЗГЛЯД: Как росла легкая промышленность в последние годы и стоит ли ждать рывка от нее в условиях ухода с рынка западных брендов, производителей и импортеров?

Юрий Савелов: Это одна из отраслей, которая очень медленно развивалась в последние годы. Была поддержка государства, но точечная, например, поддерживали Ивановский комбинат. Но какой смысл развивать хлопковый комбинат, когда у нас в стране нет хлопка? Теперь можно рассчитывать только на импорт хлопковых тканей из дружественных стран, например, из Узбекистана и Таджикистана.

В целом внутреннее производство развивалось ни шатко ни валко, многие товары завозились, и всех все устраивало.

ВЗГЛЯД: Новые экономические условия создают больше возможностей для легкой промышленности?


Юрий Савелов, член Совета Московского отделения «ОПОРА РОССИИ» (Фото: из личного архива)

Ю. С.: Рынок освободился, и открывается окно возможностей для предпринимателей занять новые освободившиеся ниши на рынке. Легкая промышленность - это же не высокие технологии. Это не чипы и смартфоны, а просто одежда и обувь. Здесь мы все быстро наладим - и завезем продукцию из дружественных стран, и легко сможем пошить сами.

ВЗГЛЯД: А удастся ли нам сохранить высокое качество и дизайн вещей?

Ю. С.: Конечно, все же уже придумано до нас. Берете кофточку, раскладываете ее на детали, закупаете ткань и фурнитуру и запускаете фасон в производство. Никто же не мешает. Ничего не надо изобретать.

ВЗГЛЯД: Какие производства стоит развивать внутри России?

Ю. С.: Наши производители могут подняться за счет пошива одежды и обуви для среднего класса.

В России мало хлопка и шерсти, но мы можем делать в больших объемах синтетическую ткань из нефти. Наше будущее именно за синтетическими тканями, которые мы может развивать и производить из них готовую одежду. Пока правительство мало уделяло синтетике внимание. А здесь нам приходится конкурировать с Китаем.

Надо отрегулировать зарплаты наших швей, чтобы люди шли в эту профессию. В легкой промышленности - вообще одни из самых низких заработных плат. Но этот вопрос достаточно быстро решается.

Фурнитура занимает не очень значительную долю в стоимости продукции, поэтому она в основном импортная, из Китая. Эта подотрасль слабо развивалась. Но здесь ничего сложного, нужно только купить оборудование, которое может быть китайским, и можно быстро нарастить выпуск фурнитуры.

Можно развивать производство кожи крупного рогатого скота. У нас запрещено вывозить этот товар из страны, но его все равно не хватает и приходится завозить. Также у нас не хватает кожзама, собственное производство пока слабое, но шансы увеличить его большие.

Что касается обуви, то нашей стране надо порядка 500-600 млн пар обуви в год, а мы производим 200 млн пар обуви (начиная от резиновых сапог и заканчивая туфлями на шпильке). Остальное мы завозим. Массовую обувь до 3-4 тыс. рублей мы обязательно завезем, но по дорогой обуви от 10-20 тыс. рублей могут быть проблемы. Думаю, здесь как раз сработает закон о параллельном импорте.

ВЗГЛЯД: На сколько вырастет внутреннее производство в легкой промышленности?

Ю. С.: Трудно сказать. Если будет легче и дешевле привезти, то повезут импорт из Китая, Вьетнама, Индии, да хоть с Кубы. Если будет в России дешевле и интересней производить, то внутреннее производство в легкой промышленности может вырасти на 10-20%, а то и больше.

Правительство должно создать такой баланс, чтобы привезти контейнер курток из Китая и произвести столько же курток в России стоило одинаково. Грубо говоря, куртка из Китая должна стоить 20 долларов и куртка, произведенная у нас на фабрике, дающая рабочие места, тоже должна стоить 20 долларов со всеми расходами.

Если производить с поддержкой государства будет дешевле, чем импортировать, то легкая промышленность может легко вырасти в два раза. Сейчас импортировать одежду и обувь выгодней, чем производить внутри страны.

Еще один важный фактор - это курс доллара. Чем слабее доллар, тем хуже для наших производителей.

ВЗГЛЯД: А что нужно сделать, чтобы удвоить легкую промышленность?

Ю. С.: Я общественник и предприниматель, а это правительство должно обсуждать.

ВЗГЛЯД: Какой курс доллара был бы оптимальным для производителей легкой промышленности?

Ю. С.: Не ниже 63-65 рублей. Объясню на моем примере. Обычно я выпускаю в России 100 тыс. пар обуви и везу из Китая еще 100 тыс. пар обуви. Но когда доллар стал 63 рубля, мы приняли решение привезти 150 тыс. пар обуви из Китая. У каждой отрасли может быть свой порог, у нашего производства - это 63-65. Если курс доллара ниже, то дешевле везти из Китая ботинки за 1000 рублей, чем производить такие же ботинки здесь за 1200 рублей.

ВЗГЛЯД: А есть верхний потолок?

Ю. С.: Чтобы было комфортно и производителям, и импортерам, верхний потолок должен быть 75-85 рублей за доллар.

ВЗГЛЯД: Западные бренды одежды ушли, но мы же все равно не сможем сами пошить всю необходимую одежду и обувь на все 146 млн человек, живущих в России?

Ю. С.: Да, не сможем, но мы сможем заместить ушедшие бренды одежды и обуви за счет импорта из дружественных стран. Свято место пусто не бывает. Мы повезем готовые изделия, например, из Турции. Поток товаров благодаря запуску парома из Новороссийска уже увеличился на 30%. Повезем готовые изделия из Китая, Вьетнама, Узбекистана и других стран. Возможно, это будут товары под тем же западным брендом или будет изменена одна буква в названии.

Наши «швейники», «тканевики» и все, кто занимается легкой промышленностью, уже активно ищут новые пути поставок, выстраивают новые логистические цепочки. Повезут ширпотреб, ткань, одежду, обувь.

На первом этапе товар подорожает, но не из-за изменения логистических цепочек, а потому что первое время спрос будет выше предложения. Если хотят 100 кофточек, а их привезли только 50, то, понятно, что цена на них будет высокая. Но как только рынок наполнится, мы привезем столько, сколько надо - все встанет на свои места.

ВЗГЛЯД: Почему спрос будет выше предложения?

Ю. С.:

Импорт сейчас просел не потому, что заводы в Китае не готовы увеличить производство одежды. А потому, что у нас стоит железная дорога, контейнеры идут, но очень медленно. Мы физически не можем доставить товар.

На федеральном уровне уже есть специальная комиссия, которая пытается решить логистический вопрос.

В 2021 году мы завезли импортных товаров почти на 300 млрд долларов. Это, конечно, и Mercedes, и оборудование, но в основном ширпотреб. И основную часть товара завезли из Европы. Но сейчас эта логистика нарушилась.

Из Китая мы импортировали товара в 2021 году на 70 млрд долларов, и теперь мы можем привезти условно на 80-100 млрд долларов, но больше физически нет возможности из-за пропускной способности железной дороги и других логистических путей. В этом главная сложность. Я могу закупить продукции на пять контейнеров, но могу завезти только один контейнер, потому что железная дорога не справляется. Поэтому какой-то провал все равно будет, рынок будет не наполнен. Это не будет провал сразу во всех отраслях легкой промышленности, а будут точечные дефициты. Например, я не думаю, что нам не хватит кашемировых пальто. Но постепенно все наладится, надо только время.

ВЗГЛЯД: Можно предположить, по какой продукции легкой промышленности может быть провал?

Ю. С.: Я не знаю, сейчас это пальцем в небо. Все зависит от импортеров, кто и что сможет быстро привезти, наладить логистические цепочки или увеличить производство. Скорее всего, будет провал по эксклюзивным и очень дорогим вещам.

ВЗГЛЯД: А сколько времени потребуется, чтобы наполнить рынок необходимой одеждой, обувью, тканями, фурнитурой?

Ю. С.: По каким-то товарам через три месяца после ввода санкций все наладится, где-то потребуется шесть или даже десять месяцев. К зиме, например, могут быть провалы по отдельным категориям товаров, потому что зимние вещи начинают завозить как раз в июне и в июле, а сейчас есть логистические проблемы. Но к следующему летнему сезону уже точно будем иметь все необходимые вещи.

ВЗГЛЯД: А будут ли это качественные импортные товары?

Ю. С.: Качество должно сохраниться. Основные бренды шьют в Китае, потом везут в Европу и уже потом к нам. Если Китай будет готов, он сможет отгружать товар напрямую к нам. Товар будет сделан из тех же материалов.

ВЗГЛЯД: Но как? У китайских фабрик имеются специальные договоры с западными брендами, запрещающие им перепродажу одежды, сшитую по их лицензии.

Ю. С.: Да, но заводов много. Этот китайский завод имеет договоренности с западными компаниями, а рядом с ним фабрика - не имеет. Это бизнес. Если будет выгодно, то мы как предприниматели придумаем, как это сделать.

Если будет возможность привезти Adidas, и мне за это ничего не будет, ни штрафов, ни наказаний, то я привезу Adidas.

ВЗГЛЯД: Благодаря принятому закону о параллельном импорте наказания не будет?

Ю. С.: Да, наверное, не будет.

ВЗГЛЯД: Будет ли торговля в итоге похожа на 90-е, когда не было цивилизованных торговых центров, царил хаос и потребитель не был защищен?

Ю. С.: Такой шанс есть. Например, когда закрылись магазины «Икеи», то на ближайших рынках произошел неожиданный всплеск продаж на 35% и даже на 50%. Люди пошли туда.

Но я думаю, что навести порядок на рынках можно с помощью огромных штрафов и лишения лицензии, чтобы там также соблюдался закон о защите прав потребителей, был возврат товаров.

ВЗГЛЯД: Иранский опыт показывает, что там сохранились даже вывески западных брендов в торговых центрах. У нас может быть такое?

Ю. С.: Я Вам отвечу на этот вопрос на примере Макдональдса. Прежний владелец при продаже потребовал сменить название. Мы могли просто плюнуть на это и оставить вывеску, как сделал Иран. Но Россия ведет себя в этом плане более цивилизованно, соблюдая нормы международного права. Но российские магазины могли бы еще долго работать под вывеской «Макдональдс», я бы ее оставил. Кто нам что скажет. Но где-то может быть вполне вывеска Adidas. Теперь никто нас не оштрафует за использование без разрешения чужого бренда.

Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/легкая-промышленность-россии-получила-большой-шанс-на-развитие/welcome-1-8-2/

текстиль, лёгкая промышленность, экономика в России, промышленность в России, экономика России, санкции против России, Россия, санкции России

Previous post Next post
Up