Главная загадка собора Василия Блаженного

Jan 23, 2022 10:33


23 января 2022


МОСКВА, 23 янв - РИА Новости, Никита Бизин. Знаменитый собор Покрова на Рву, или Василия Блаженного, полон тайн. Ученые до сих пор не знают точно, кто его построил. О новых убедительных версиях, которые полностью меняют представление о храме, - в материале РИА Новости.

Московское предание

Со школьной скамьи известно, что Иван Грозный в честь взятия Казанского и Астраханского ханств заложил на Красной площади собор.

В начале 1960-х исследователи, реставрировавшие церковь, обнаружили под центральным куполом текст. Под слоями краски скрывалось следующее: "<…> повелением благочестивого царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и <…> по благословению Макария митрополита всея Руси совершена быть святая сия церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы".

В современном летоисчислении дата соответствует 29 июня 1561-го - так ученые установили "день рождения" знаменитого строения.



Покровский собор в Москве
Согласно самой распространенной версии, зодчих было двое. Их имена узнали лишь в 1895-м. В архивах петербургского Румянцевского музея случайно нашли рукописный сборник XVII века с надписью: "<…> дарова ему (Ивану Грозному. - Прим. авт.) двух мастеров русских по реклу (по прозвищу. - Прим. авт.) Постник и Барма".

По легенде, увидев их творение, царь так восхитился, что приказал ослепить архитекторов - решил, что нигде и никогда не должно быть храма, равного по красоте Покровскому.

Ученые, однако, скептически относятся к московскому преданию. И на то есть причины.

Множество нюансов

Дело в том, что имя Постника постоянно фигурирует в хрониках в связи с другими зданиями. В начале 1560-х он руководил строительством собора и трапезной Успенского монастыря в Свияжске.



Вид на Свияжский Успенский Богородицкий мужской монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы
Казанские писцовые книги сообщают о некоем Постнике Яковлеве - по царскому указу тот несколько лет возводил стены местного кремля.

"При сопоставлении различных письменных источников и на основе изучения сохранившихся построек большинство исследователей сходится во мнении, что Постник Яковлев и один из авторов Покровского собора в Москве - это одно и то же лицо", - писала Тамара Гейдор, известный российский искусствовед.

Ее западные коллеги, в свою очередь, выдвинули любопытную теорию: Постник присутствовал при взятии Казани в 1552-м и видел, как войско Ивана Грозного разрушило знаменитую восьмиглавую мечеть Кул-Шариф. Вернувшись в Москву, зодчий решил воссоздать ее образ в Покровском соборе.



Мечеть Кул-Шариф в Казани

Восемь глав столичного храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый возвышается над ними как символ победы. В пользу этой версии говорит то, что Постник, по летописям, одновременно работал и в Москве, и в Казани.

Причем в некоторых источниках Постником и Бармой называют одного и того же человека. Так, в документах встречается вариант "сын Постникова, по реклу Барма". В другом случае - зодчий Иван Барма, прозванный в народе Постником, поскольку строго говел.

Цветные купола

Определить архитектора очень трудно еще и потому, что собор неоднократно перестраивали.



Собор Василия Блаженного в XVII веке
"Если бы мы оказались на Красной площади XVI века, то не узнали бы храм. Он был расписан в технике фрески, имитирующей кирпичную кладку, - красновато-белый, с цветными изразцами. Изначально не было крылец, колокольня совершенно другая", - рассказывает заведующая музеем "Покровский собор" Татьяна Сарачева.

В 1588-м к собору пристроили десятую церковь - на месте могилы Василия Блаженного. Храм стал десятиглавым и получил второе, неофициальное, название в честь московского святого.

Существенно преобразился внешний облик собора во второй половине XVII века. Ансамбль дополнила шатровая колокольня, появился небольшой придел над могилой другого почитаемого верующими юродивого - Иоанна Блаженного.

По словам Сарачевой, храм менялся после пожаров - они часто случались в деревянной Москве. Последний из крупных произошел в 1737-м, тогда сильно пострадало внутреннее убранство.
"Позднее, при Екатерине II, начался масштабный ремонт. По распоряжению императрицы на работы выделили огромную сумму - десять тысяч рублей. Тогда же, кстати, главы собора окончательно стали цветными", - уточняет заведующая музеем.

Итальянский след

Однако основа - огромный шатер - осталась оригинальной, поэтому есть еще одна версия, что мастера - итальянцы.



Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Именно они начали возводить на Руси храмы в шатровом стиле. До Покровского было только два похожих - Вознесения в Коломенском и Троицкий в Александровой слободе.

"Обычно русские церкви строили как куб, из которого растет одна или пять глав. Например, Дмитриевский или Успенский соборы во Владимире. А форма Покровского довольно необычная", - говорит историк инженерии Айрат Багаутдинов.

По его мнению, схожий образец можно обнаружить на чертежах Леонардо да Винчи и других итальянских архитекторов эпохи Возрождения. Идеальный храм в их представлении должен иметь в центре один большой цилиндр, от которого лучами отходят цилиндры поменьше.



Сергей Семенов. Москва. Храм Василия Блаженного. проект АирПано
"Этот принцип мы и видим в соборе Василия Блаженного, - продолжает исследователь. - По центру - самый крупный Покровский столб. Дальше, по сторонам света, - четыре поменьше, а в углах между ними - самые маленькие".

Кроме того, русские зодчие предпочитали дерево или белый камень. Здесь же преимущественно кирпич, с которым в ту эпоху работали исключительно итальянцы.

Исторические архивы свидетельствуют, что посланники Ивана Грозного действительно нанимали в Европе архитекторов. Их в XVI веке в Италии было так много, что предложение сильно превышало спрос. Возможно, они и приложили руку к, пожалуй, самому знаменитому русскому храму.

Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbbwlldibd3aei7k.ru-an.info/новости/главная-загадка-собора-василия-блаженного/welcome-1-8-2/

политика в России, Казань, Кремль, Славяно-Арийская Империя, Москва, храм Василия Блаженного, ведические храмы, Русь, Иван Грозный, власть в Москве, власть в РФ

Previous post Next post
Up