МКАДу 60 лет: сравниваем было-стало

Aug 30, 2021 16:13


30 августа 2021



22 ноября 1960 открылся первый участок Московской кольцевой автомобильной дороги. Вспоминаем историю МКАД и интересные факты об этой дороге, а также рассказываем, что ее ждет в будущем

С чего все начиналось

Строительство кольцевой дороги в Москве началось еще в 30-х годах. В 1939 году будущую трассу даже успели нанести на местность. Однако из-за войны планы по строительству дороги с асфальтовым покрытием пришлось отложить, но от самой трассы решили не отказываться. В 1941 году пришлось спешно прокладывать кольцевую для нужд армии, но она была далека от первоначальной задумки и проходила не совсем там, где современный МКАД.



Участок восточного полукольца МКАД у Ярославского шоссе. Октябрь 1960 г.



К строительству вернулись лишь в 1956 году - первые километры асфальтированной дороги появились в районе Ярославского шоссе, а 22 ноября 1960 года по этому участку было открыто движение автомобилей. Полностью же движение по кольцевой было запущено через два года - в 1962 году. Это была передовая (по тем временам) трасса - с двумя полосами движения в обе стороны, хорошим покрытием и инновационными по тем временам клеверными развязками, которые в народе окрестили «бабочками». Всего тогда было 33 таких двухуровневых развязки. МКАД представляла собой неосвещенную бетонку с двумя полосами движения в каждую сторону, которые были разделены большим газоном с бордюром.





МКАД мог бы быть еще лучше и шире (по четыре полосы в каждую сторону), но Хрущев в свое время решил, что в стране просто нет такого количества автомобилей для такой широкой дороги - и «порезал» проект до двух полос. Как же он ошибался!

Нулевой километр

Протяженность МКАД - 109 км. Разумеется, у этой трассы есть и свой нулевой километр. Изначально он был заложен у Ярославского шоссе. Позже его решили перенести. Никита Хрущев настоял, чтобы его переместили на пересечение МКАД с Горьковским шоссе. По задумке (которой так и не суждено было стать реальностью), именно с Горьковки должна была взять начало «великая» трасса в Китай.

Почему МКАД называли «дорогой смерти»?

С годами машин на улицах становилось все больше. Когда МКАД только начинали строить, никто и предположить не мог, что наш автопром сумеет так быстро вырасти. МКАД перестал справляться со своим назначением уже в середине 80-х. А к началу 90-х ситуация и вовсе стала плачевной.



Власти решили не вкладываться в масштабную реконструкцию кольцевой дороги, а просто убрали разделительный газон, чтобы хотя бы немного расширить дорожное полотно. О безопасности дорожного движения тогда не сильно задумывались. А зря. Скоростная трасса без нормального освещения или разметки, да еще и без спасительного газона, разделяющего потоки, превратилась в «дорогу смерти». Именно так долгое время и назвали МКАД автомобилисты.

С 1960 по 1984 год МКАД служил административной границей города

Безопасность на дороге в то время обеспечивали разве что рельефные плиты на обочине, при наезде на которые уснувший водитель мог быстро проснуться из-за вибрации и издаваемого колесами назойливого гула.

Лужковский МКАД

Масштабная реконструкция МКАД началась только в 1994 году. Тогдашний мэр изменил трассу до неузнаваемости. Дорогу расширили до пяти полос в каждую сторону, построили новые мосты, эстакады и развязки, установили шумоподавляющие щиты. Тогда же были установлены и бетонные «отбойники», которых раньше так не хватало. Появилось и нормальное освещение.



Лужков проверяет качество покрытия на строительстве МКАД. 1994 г Фото: Калачев С.Н. / Музей Москвы

Самая большая пробка на МКАД длиной 68 километров была зафиксирована 15 мая 2008 года

С реконструкцией МКАД связано много мифов, скандалов и даже уголовных дел. Говорят, что Лужков намеренно сузил дорогу на 10 сантиметров с каждой стороны и что именно из-за этого на МКАД вечно образуются пробки. Забавная ситуация случилась и с километровыми столбиками - рабочие, то ли намеренно, то ли из-за спешки, установили их как придется. Между одними было почти два километра, а между другими - не было и километра.



Что дальше?

Несмотря на многочисленные реконструкции и усовершенствования, МКАД до сих пор остается одной из самых проблемных дорог столицы. Здесь ежегодно происходит огромное количество аварий. Но не все из них заканчиваются печально. Так, несколько лет назад произошло ДТП, в результате которого из одного автомобиля по всей дороге рассыпались карамельные конфетки.

Очередная большая модернизация МКАД началась в 2010 году. На этот раз трассу решили не расширять - просто некуда, а занялись проблемными клеверными развязками. Сейчас уже модернизировано 14 «ромашек». Кроме того, для снижения числа ДТП, связанных со стоящими автомобилями, на МКАД планируется создать аварийные карманы. Число и расстояние между ними пока озвучено не было.







Многоуровневые развязки МКАД сегодня Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

Также сейчас прорабатывается вопрос дополнительного освещения и новая система навигации, запланирована установка дополнительных комплексов фотовидеофиксации и увеличение количества и качества камер видеонаблюдения (куда же без них) - чтобы еще оперативнее реагировать на любые ситуации.

Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbbwlldibd3aei7k.ru-an.info/новости/мкаду-60-лет-сравниваем-было-стало/welcome-1-8-2/

Никита Хрущёв, кольцевая дорога, инфраструктура, события в Москве, власть в РФ, происшествия в Москве, события в России, политика в России, ДТП, Москва, Юрий Лужков, ДТП в России, власть в Москве, аварии в России, аварии в Москве, происшествия в России

Previous post Next post
Up