25 мая 2021
За новостями о Starship, лунной программе, китайском марсоходе и прочих прелестях современной космонавтики мы упустили один из важнейших проектов Роскосмоса- многоразовую ракету на сжиженном природном газе "Амур СПГ".
Согласно плану, этот будет использовать в качестве ракетного топлива метан и займет место морально устаревшего "Союза".
Характеристики новой ракеты таковы: стартовая масса 360 тонн, масса выводимой нагрузки- 12 т. в одноразовом варианте и 10,5 т. в случае реализации многоразового варианта.
Ракета построена по двухступенчатой схеме, да и в целом, повторяет некоторые решения, которые уже опробованы на Falcon-9. Например, способом посадки.
Маневрирование в атмосфере будет реализовано с помощью тех же решетчатых рулей, далее носитель произведет повторное включение двигателей и приземлится на штанги-опоры. Далее произойдет погрузка ступени на внешнюю подвеску вертолета Ми-26 и она будет доставлена к точке старта для ведения профилактических работ.
Схожей является и система расположения и общая схема двигателей. 5 метановых РД-0169А с тягой 100 тс установленных на первой ступени, и 1 метановый РД-0169В-1 с тягой 95 тс, который установлен на второй являются унифицированными агрегатами, а значит их производство будет стоит дешевле, а предполетная подготовка проще.
В первую ступень ракеты изначально закладывается возможность совершать до 10 полетов (привет Falcon-9) с последующим продлением ресурса до 25-30 циклов.
В чем российская ракета значительно превосходит коллегу из-за океана, так это в выборе топлива. Falcon-9 использует керосин, который оставляет на деталях двигателя нагар, тогда как метановое топливо таких проблем не имеет.
Но в любом случае, пока "Амур-СПГ" не произвел первого полета, рассуждать о его преимуществах преждевременно.
Глядя на последние новости проекта, мы можем увидеть привычные новости о переносе сроков.
Первоначально, эскизное проектирование должно было быть завершено в 2020 году, но уложиться в него по старой-доброй традиции не вышло и срок сдачи перенесли на октябрь 2021 года.
В 2024 на стендах будут испытаны метановые двигатели, к 2026 будет налажено их серийное производство.
А вот первый полет произойдет не раньше 2026 года, а там через несколько лет уже и начнется коммерческая эксплуатация.
Что можно сказать по итогу? Амур-СПГ- некая палочка-выручалочка российской космонавтки на ближайшие годы.
Расчетная стоимость выведения грузов с полезной нагрузкой до 10-12 тонн обойдется конечному заказчику всего в $30-40 млн и такого предложения на рынке космических доставок в этом классе сейчас нет.
Кроме того, сами разработчики ракеты заявляют, что на базе метановой ракеты можно создать более тяжелую версию, способную выводить на орбиту полезную нагрузку массой до 17 тонн.
Исходя из этого, целесообразно сейчас было бы сосредоточить силы именно на этом проекте, всячески форсируя сроки его реализации, а не вкладывать деньги в заведомо устаревшие носители вроде "Союз-5"
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/амур-спг-как-дела-у-российской-многоразовой-ракеты-на-сжиженном-природном-газе/welcome-1-8-2/