13 декабря 2020
30 ноября первый вице-премьер Андрей Белоусов провел совещании, посвященное развитию внутренних водных путей.
В парадигме государственного капитализма транспортная инфраструктура играет определяющую роль, являясь "скелетом экономики". Понимая это, Белоусов уделяет развитию транспортных артерий первоочередное внимание. Например, именно АРБ (Андрей Рэмович Белоусов) инициировал и буквально продавил проект "Южного Кластера". Об этом я писал в материале, который вышел в издании "Царьград":
Эрдоган отдыхает: Белоусов отправляет всех в Сочи Что касается внутренних водных путей, то сейчас они находятся в депрессивном состоянии. А ведь водные артерии являются нашим естественным географическим преимуществом, которое способно быть драйвером развития экономики. К счастью, Белоусов не обошел и этот вопрос. В ноябре стало известно, что под внутренние водные пути будет разработан отдельный Национальный проект:
Путин поддержал проект Белоусова. Русские реки обретут новую жизнь И вот сейчас на данную тему появились новые подробности. Но обо всем по порядку
Итоговая стоимость национального проекта "Развитие сети внутренних водных путей" составит 800 млрд. рублей. Это, действительно, очень большая для отрасли сумма. В рамках Нацпроекта предполагается реализацию трех федеральных проектов:
- Строительство инфраструктуры (гидротехнических сооружений)
- Обновление речного флота
- Обеспечение безопасности судоходства и навигации
Даже учитывая то, что масштаб работы предстоит огромный, сумма в 800 млрд. рублей все равно выглядит весьма солидно. Видимо, отрасль ждут, по-истине, мощнейшие перемены.
Но сейчас я бы хотел рассмотреть одно предложение Белоусова, которое касается использования инфраструктуры внутренних водных путей. Отдельные участки судоходства предполагается сделать платными, создав специализированного оператора, который будет взимать плату.
Изначально данная инициатива мне показалась, мягко говоря, спорной. Основным аргументом служило то, что внутренние водные перевозки у нас итак практически неразвиты, а взимание платы лишь добьет отрасль.
На деле же все обстоит несколько иначе. Плату предполагается взимать только с тех участков, на которых была построена соответствующая гидротехническая инфраструктура. Что это значит.
Например, у нас есть "узкое" место на Волге, а, именно, участок Городец - Нижний Новгород. Даже в самый благоприятный сезон корабли не могут преодолевать этот участок, будучи полностью загруженными. Максимальная загрузка допускается на уровне 2-3 тысяч тонн. Это чрезвычайно мало, и компании функционируют на грани рентабельности.
Имеется проект строительства Нижегородского гидроузла, который способен решить проблему мелководья, что позволит увеличит загрузку кораблей в 2 раза: до 4-5 тысяч тонн. Разумеется, в этом случае себестоимость логистики для товароотправителей и судовладельцев снизится в разы. Та плата, которую они будут вынуждены отдать за прохождение участка Городец - Нижний Новгород, будет в разы меньше экономического эффекта от Нижегородского гидроузла.
Ну и теперь самое важное. Взимаемая плата будет полностью идти на поддержание и строительство новой инфраструктуры.
Конечно, в этой ситуации главное - соблюсти баланс и установить уровень сбора, соизмеримый затратам на инфраструктуру. В принципе, пока что я в этом ничего страшного не вижу. Когда-то у нас возмущались по поводу строительства платных автодорог, но данный опыт оказался более, чем успешным. Надеюсь, также будет и с речным судоходством. Главное - возродить отрасль!
Константин Двинский
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/развитие-русских-рек-важная-информация-от-вице-премьера-андрея-белоусова/welcome-1-8-2/