Если всё хорошо - значит это реклама

Sep 18, 2020 13:33


Алесь Мищенко, 18 сентября 2020


В 90-е годы на экранах царила чернуха, беспросветные фильмы продолжали обличать окружающую действительность. Надежда и хорошие новости появились в рекламе. Включишь телевизор и понятно: если всё хорошо - значит, реклама...

Реклама рая

Автор - Алесь Мищенко

Одна из серий мультсериала «Футурама» начинается с того, что главный герой, попав в будущее, возмущается, что там ему в сон транслируется реклама: ну, у нас, в прошлом, она, конечно, проникла в телепрограммы, потом в фильмы, потом и в интернет и ещё куда-то… - но не в сны же!..



flash.pro

Помню, как реклама стала завоёвывать наше телевидение.

В те постперестроечные времена веселье от того, что можно уже не бояться властей и говорить обо всём, успело закончиться; на экране царила чернуха, и начиналась, пока неосознанная, тоска по хорошим новостям. Но беспросветные фильмы продолжали обличать окружающую действительность - никаких хеппи-эндов, никакой надежды.

Надежда и хорошие новости появились в рекламе. Тогда разделение на действительность и рекламу было особенно ярким: включишь телевизор - и по первой секунде понятно: если всё слишком хорошо - значит реклама.

И хочется в этот мир счастья - туда, где люди пьют ароматный чай в далёких уголках планеты, грея руки о чашку и кутаясь в плед на балконе комфортабельного отеля посреди бескрайних просторов природы - крики птиц, шум океана и дымящаяся чашка.

Человек хочет пробиться в это счастье. Пробиться хоть с балкончиком своей пятиэтажки (кажется, что, попивая на нём чай под гогот гопников во дворе, можно будет представлять внизу далёкие джунгли с гиканьем обезьян и вспышками стай фламинго на горизонте).

Пробиться хоть и просто с живописной пачкой чая, схваченной в магазине и зажатой как символ, как знамя, в руке…

Женщины с кремом, прижатым к опустошённому сердцу, хотят пробиться в свою молодость, в те времена, когда взгляд в зеркало всё ещё повышал настроение и уверенность в себе…

Прыщавые подростки, неуверенные в том, что они вообще хоть когда-то кому-то будут нужны, хотят пробиться в мир, где отборные девушки оборачиваются, улыбаются и вообще видно, что не фыркнут, не смерят презрительным взглядом, а даже совсем наоборот - ждут только его, уже в совершенно готовом состоянии.

Джон Локк, английский философ, сформулировал в 17-м веке принципы либерализма: «Каждый имеет право на жизнь, свободу и собственность». Но Томас Джефферсон в Декларации независимости США изменил «собственность» на «стремление к счастью» - это и звучит лучше, и обеспечить всем стремление к счастью гораздо легче. Потому что оно нематериально, это всё равно что дать людям право мечтать. Именно такие подправленные права и запомнились почему-то в истории.



Это исправление напоминает изменение ядра операционной системы, создающее дыру безопасности, которой могут воспользоваться хакеры: изменение простых и цельных принципов Локка создало уязвимость, которую позже использовали различные ловкие напёрсточники счастья. Среди них были и коммунисты, которые, подобно хакерам, взломали код устоев капиталистического общества. В самое ядро, во фразу «стремление к счастью» был вставлен чуть изменённый программный код «стремление ко всеобщему счастью», то есть к коммунизму.

И конечно, среди них были и рекламщики, которые, подобно фишинг-атакам, стали паразитировать на этой уязвимости, подменяя стремление к счастью на стремление получить в собственность рекламируемый товар.

Но вернёмся к моей истории. Постперестройка прошла, стали выходить фильмы с названиями «Всё будет хорошо» и «Мама, не горюй», а потом и вовсе наступили «респектабельные нулевые» и «светлое настоящее». Именно так это время называла реклама, которая занялась продвижением не только товаров, но и всей жизни вокруг: раскруткой имиджа страны и хороших населяющих её людей, а главное - миллионов счастливых возможностей, открывающихся перед юными героями российских фильмов. Эти образы счастья главных героев можно было брать с телеэкрана - напрямую, как полуфабрикаты.

Так появилась новая федеральная романтика - стиль, где много маленьких историй и судеб сплетаются в одну страну, где каждый находит своё счастье. И мне нравилось настроение этих фильмов: казалось, что всех, а значит и меня, ждут удача и радость. Но опять чувствовалось, что кто-то использует моё стремление к счастью в своих целях - пусть не для сбыта товара, но для чего-то типа согласия, что всё тут классно.

Мне не нравились все эти старания утилизировать и монетизировать мои мечты. Я с тоской вспоминал старую, детскую сказочную романтику - где авторы не использовали детское стремление к счастью в своих корыстных целях. Я перебирал в памяти все эти бескорыстно осуществлённые желания: лягушек, превращающихся после свадьбы в красавиц, рыцарей на белых конях и прекрасных принцесс, ждущих освобождения в башнях… Постепенно я вспоминал и анализировал всё больше сказок, пока не понял, что всё это - такая же средневековая реклама, в которой общество использует жажду счастья (встреча с прекрасным принцем) в целях пропаганды девичьего воздержания (целеустремлённое ожидание).

И снова - вроде ничего плохого в рекламируемом товаре нет, но неприятно, что даже то, далёкое, почти сказочное общество тоже использует желание счастья - мечты, грёзы и сны - для того чтобы продвигать свои устои. Что уж говорить о современном обществе рекламы, пропаганды и потребления… Скажу больше: то, что стремление к счастью использовано в чьих-то целях, - не самое страшное. Самое жуткое - что постепенно из-за этой подмены сам образ счастья заменяется на набор навязываемых товаров. Например, на респектабельные марки часов, машин и одежды…

А до рекламы марок образ счастья был другой, связанный с пропагандой советского образа жизни: «Я шагаю с работы устало, я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала…» А до советского - ещё другой, его уже и не вспомнить - вероятно, что-то с воинской доблестью или с ощущением себя частью православия и самодержавия, или народности и природности - в виде тихого поместья с самоваром - не знаю точно… А в сказочном средневековье - принц, скачущий к башне на белом коне… И ещё раньше - опять образ девичьего счастья был тоже другим, наверное, не менее ярким, чем принцесса, ждущая приближающегося рыцаря… Но те далёкие вкусы блаженства уже безвозвратно утеряны - как теряются внутренние миры ушедших цивилизаций.

И вот я пробираюсь всё дальше и дальше, всё глубже и глубже, разгребая образы навязанного счастья - нагромождения скоростных спорткаров, сверкающих часов, мужских дезодорантов, привлекающих всех девушек…

И, в конце концов, добираюсь до заслонённых ими своих собственных снов - скоростных полётов во сне (вместо спорткаров), сверкающих порталов в иные миры, от которых просыпаешься с чувством тайного знания (наверное, вместо аромата дальних стран в чашке чая), головокружительной эротики, от которой так ярко вспыхивает мозг, что просыпаешься на самом интересном месте (вместо дезодорантов).

И кажется - вот оно, настоящее счастье. Но… Но, добравшись до него, я понимаю, что и сны, и мечты, и грёзы - это всё такая же реклама, только режиссёром выступает сама природа… Вся эта головокружительная эротика - не что иное, как реклама размножения. Скорость и суперменская крутизна - это реклама продвижения вверх по иерархической лестнице. А сверкающие порталы в иные миры - это реклама любознательности, толкнувшая меня написать, в частности, и эту книгу.

Не только стремление к счастью, но и само счастье придумано природой для своих корыстных целей. Ведь природа - самый могущественный маркетолог, продвигающий упакованный в тебя набор генов в будущие поколения. А стремление к счастью, внутренние миры и даже сам Я - это для неё лишь инструменты этого продвижения.

Поэтому и желаний, когда ей надо, дает с избытком (например: пусть хочет всех женщин - хоть через какую-то протащит в будущее выданные ему гены) - даёт, не заботясь, даже не задумываясь о том, что неудовлетворение - это страдание для человека. А когда ей не надо - не дает желаний вообще, тоже не заботясь о муках апатии и депрессии. И вот, сняв все маски и разоблачив все подмены, я докопался до истинных желаний. И они тоже - не мои. Отбросив всё чужое - от общества, от природы - остаюсь в пустоте.

Но темнота и тишина - это именно там, где можно услышать тибетский «голос безмолвия» и увидеть, как иоанновский «свет во тьме светит». И тогда я вспоминаю, что есть ещё и третий маркетолог - религия. Кто он, этот маркетолог? Память о небесной Родине, зовущая меня как блудного сына? Или бездумные и равнодушные ко мне колёса высших сфер, ведущие меня в вечность, в которые я (возможно, к своему счастью) случайно попал? Или просто очередной лживый маркетолог, назвавший красивым словом «душа» какую-то часть меня и заботящийся о ней, как о товаре, который должен попасть на некий мистический склад - в его коллекцию, где, как засушенные и заморенные бабочки, хранятся приколотые к подставкам частички когда-то живых личностей? Хранятся просто для ублажения взгляда всемогущего коллекционера… Или же он может собирать души, как драгоценные камни, - для строительства своих небесных дворцов… О ужас… Ведь мы ЕГО совсем не знаем…



А ведь кроме религий есть ещё и церкви - организации, которые и вообще могут просто обещать тебе то, чего им не было дано самим… Или было дано, но давно уже отозвано - как лицензия у обанкротившегося банка.

Но нет никаких сайтов с «официальной информацией» и списками религиозных организаций с отозванной благодатью. Поэтому в нашем мире постправды кто угодно может нарядиться в религиозные одежды. Как считал Хаббард: хочешь разбогатеть - создай свою религию…

А где среди этого всего сам Я? Этой информации тоже нигде нет. А значит, это можно решить самому. Истинное «Я», бессмертная душа человека - это и есть то, что не умрёт, то, что останется после него в вечности. И это можно выбрать, почувствовать самому.

Так, кто-то почувствует, что он - это его имидж, и пустится в плавание по ярким и разнообразным рекламным течениям. Для них главное - найти и не потерять свой стиль в этом путешествии, оставить после себя свой неповторимый образ, такой может остаться, например, после великих актёров и моделей.

Кто-то почувствует, что он - это его природа. Для таких главное - это вечное колесо жизни, борьба и самоутверждение, путь наверх, смерть с чувством выполненной задачи и оставленное потомство, идущее наверх дальше нас.

Некоторые могут почувствовать и душу. И здесь также сложно, сквозь желания и наваждения, различить тихий зов небесной Родины. И, как со стилем, найти его подальше от товаров, называемых словом «душа», и маркетологов, торгующих фальшивой надеждой.

Кто-то почувствует именно того небесного маркетолога, который продвигает душу в вечность, а кого-то привлекут небесные коллекционеры - чтобы его частичка служила драгоценным камнем в мозаике чьих-то дворцов или ниточкой в чьём-то персидском ковре.

Никто не будет заботиться о человеке, потому что никто не может ему сказать - кто он, неповторимый имидж, или гены, или камень во дворце всемогущего небесного правителя, или тот единый для всех свет во тьме, который… Который кто-то всё-таки чувствует и знает.

Всё это и есть та самая единственная свободная воля - понять, кто ты. Вся другая свободная воля - это, как показывает нейрофизиология* и как говорил Лютер, пустое название без реального предмета.

- Из книги «Индульгенция людей»

Источник

Лучшая реклама 90-х подборка - Самые яркие и популярные рекламные ролики 90-х

image Click to view



Выпуск новостей от 15 ноября 1995 года ОРТ

image Click to view



СКРЫТАЯ РЕКЛАМА

image Click to view



Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции - открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Рубрики: | Прошлое нашей Цивилизации | Что делать? | Наша действительность
Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/реклама-используется-не-только-для-продвижение-товаров-но-и-искажает-реальность-подменяя-образы/

цифровое телевидение, манипулирование людьми, реклама, манипуляция, религия, Россия, манипуляция сознанием, технологии манипуляции сознанием, реальность

Previous post Next post
Up