05 апреля 2020
У меня у самого небольшой бизнес со штатом около 10 человек. Немного.
Однако, смею предположить, что примерно такого же размера предприятия у подавляющего большинства самых "пострадавших" от текущих мер Правительства.
И да, это мой третий кризис.
...а теперь к сути.
Любой кризис начинается с того, что проводится инвентаризация "активов и обязательств".
Если баланс позволяет, и у вас просто снизилась чистая прибыль, а до кризиса система работала нормально...
...тогда в эту систему лучше вообще не лезть шаловливыми ручонками.
Любые увольнения, сокращения, обрезания (особенно не вынужденные) обязательно аукнутся вам в будущем.
Вы может потратить потом миллионы на тим-биллдинг, но сокращение уборщицы по мотивации "кризис" с одновременной покупкой новых туфлей за 1000$ Вам коллектив не простит никогда.
...особенно женский.
Если баланс не сходится, ты сводишь антикризисный баланс и определяешь свой доход в текущих условиях.
Второе, ты ужимаешь себя и свою семью.
Никто не говорит о переходе на хлеб и воду.
Однако, прекращаются покупки одежды и обуви, любых иных предметов не относящихся к жизненно необходимым, туризм и досуг, и прочее.
Еще ни один олигарх не сдох от перехода с кальмаров на докторскую колбаску. Да и кефирчик с шаурмой в обед этого не сделает.
В итоге ты получаешь "свою минималку".
Персонал.
Общаешься с каждым, узнаешь, какие кредиты, какие расходы и выясняешь "их минималку".
Наемный персонал нуждается не в "большой зарплате", чаще всего их мотивация "стабильность" и "предсказуемость перспектив".
Именно поэтому они в найме, а не тащат на себе риски владельца бизнеса. Дайте им уверенность, что они справятся.
Как правило, ваша минималка и их минималка - это уже позволяет вписаться в антикризисный баланс, но предположим еще не вписываемся.
Примечание:
Никогда ни разу в жизни, ни один из работников у меня не быковал, и не орал, что платите, как раньше и мне все по хрен.
Если так произошло - платите и вините себя.
Вы оплачиваете "свой косяк", потому что это вы взяли такого человека в команду.
...но избавьтесь от него при первом возможности.
Контрагенты (поставщики/арендодатели и т.д.):
В кризисе очень важно следить за происходящим вокруг и получать любую информацию - в разы активизируйте свое личное общение с контрагентами и партнерами.
Общайтесь с ними на голосе, по видео, лично, но не перепиской....
...вам нужно чувствовать то, как и что говорят они.
Спросите об их делах, расскажите о своих, обсудите ваши общие планы в этом кризисе.
Люди должны понимать, что ситуация изменилась, но и понимать, как вы работает в этих условиях. В идеале тоже нащупать их "минималки" и сразу договориться на работу по ней на "месяц-два, пока ситуация не прояснится".
Вероятно, вас тоже будут просить об "антикризисных предложениях" - давайте их.
Однако, помните - в условиях кризиса риски резко вырастают. Поэтому лучше роняйте свою маржу в пол, но не работайте с отсрочкой. Потеря % навара не уничтожит бизнес, но потеря стоимости всей партии товара может. Крепите сделки дополнительными обязательствами (залогами, поручительствами и т.д.)
Перепрофилируйте персонал.
Не стесняйтесь менять функционал. В жизни любой фирмы и даже личной, есть масса недоделанных долгов. Вспомните о них. Посвятите время снижения активности фирмы "подбору хвостов". К концу любого кризиса вы можете превратить свою фирму в "мечту перфекциониста".
Ну, а завершить этот пост я хотел бы словами
Генри Форд:
«Заберите у меня мои деньги, заводы, станки и фабрики, но оставьте мне моих людей - и вскоре мы создадим заводы лучше прежних»
...и да, если вы не поймете это.
Тогда мы, те кто думают именно так, заберем ваших людей себе, а потом придем с ними к вам и заберем ваш бизнес.
Сергей Богатырев
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/простые-секреты-выживания-малого-бизнеса-в-условиях-кризиса/welcome-1-8-2/