22 марта 2020
Как бы не убеждали нас недоброжелатели, что Россия совершила ошибку, выйдя из ОПЕК+ и что якобы это действия вызовет чуть ли не крах отечественной экономики, события начинают развиваться по весьма благоприятному для Москвы сценарию.
Блеф Саудовской Аравии и некоторых других стран, которые решили предоставить огромные скидки в 8-10 долларов на покупку их нефти, не прошел.
Сегодня Саудовская Аравия и Ирак заявили, что не могут предоставить раннее заявленную скидку. Это связано с тем, что в связи с падением спроса на черное золото в Европе и Азии, добываемую нефть стало просто негде хранить. Соответственно, в качестве резервуаров стали использоваться супертанкеры, которые возят арабскую нефть.
Большинство танкеров уже заполнено, а клиентов на них пока что нет. В связи с данной ситуацией ставка на фрахт танкеров выросла за последнее время на 700% - с 30 тыс. долларов в день до 250 тыс. долларов/сутки.
Теперь давайте посчитаем экономику. Brent сейчас торгуется в районе 30$ за баррель. Один супертанкер вмещает порядка 2 млн. баррелей нефти. Это около 60 млн. долларов. Объявленная скидка саудитов составляет 8$, то есть, стоимость танкера - 44 млн. долларов. Таким образом, покупатель экономил бы 16 млн. долларов с одного супертанкера. Но не все так просто.
Путь от Персидского залива до Европы составляет плюс-минус 25-30 дней. По текущей ставки фрахта - 7.5 млн. долларов вместо 900 тысяч раннее. Однако танкер должен проделать обратный путь. Это еще 7.5 млн. долларов. Итого - 15 млн. долларов.
Получается, объявленная скидка в 16 млн. долларов полностью нивелируется стоимостью логистики.
Плюс европейские покупатели вынуждены нести расходы, связанные с перегрузкой черного золота в порту и доставки до НПЗ. Получается, что предложение по арабской нефти не является выгоднее российского.
В связи с этим, покупатели отменяют раннее заключенные контракты с Саудовской Аравией, поскольку не могут нести такие расходы на оплату логистики.
Но главное следствие всей этой истории заключается в другом. В нынешних условиях Саудовская Аравия не имеет возможности нарастить добычу нефти до заявленных 12.3 млн. баррелей/сутки. Нет, конечно, технически сделать она это может без проблем, но данную нефть просто никто не будет покупать. Мест для хранения также больше нет. Поэтому что с ней делать - не ясно.
На этом фоне Brent начал расти, и за два дня его цены изменилась с 25 до 30$ за баррель.
Параллельно с этим, планируется полная остановка добычи нефти в Техасе. Об этом сообщает WSJ. Добываемую нефть становится невыгодно перевозить по железной дороге, поэтому компании просят предоставить им огромную скидку на логистику. В противном случае добыча нефти станет нерентабельной. Я считаю, что правительство Техаса вполне может пойти на данный шаг и все же дать скидку, поскольку в случае прекращения добычи без работы останутся 200 тысяч человек. Но тогда, в свою очередь, пострадает железнодорожная отрасль.
На этом фоне Россия чувствует себя вполне уверенно. Несмотря на постоянные информационные вбросы со стороны либеральных СМИ, настоящие проблемы с нефтедобычей обнаружились в других странах, но только не у нас. Россия имеет развитую сеть нефтепроводов для поставки как на европейский, так и на азиатский рынки. Как известно, стоимость доставки по трубе является самой дешевой в мире.
И еще пару слов о Саудовской Аравии. Еще при цене на нефть в 60-65$ саудиты тратили порядка 80-100 млрд.$ в год из резервов. Логично, что сейчас эта цифра удвоится. Резервов у Саудовской Аравии - 500 млрд. долларов, что хватит на 2-2.5 года. При этом, после возобновления потребления нефти в Европе и Азии, ожидается, что цена вырастет до 40-45$ за баррель, что устраивает Россию и не будет вынуждать Кремль тратить резервы. Чего нельзя сказать о Саудовской Аравии.
Константин Двинский
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/россия-начинает-побеждать-в-глобальной-нефтяной-войне/welcome-1-8-2/