26 ноября 2014
На площадке рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» прошел круглый стол по теме «Здоровье школьников: организационно-правовые аспекты». Участники мероприятия обсудили наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается отечественное образование в области защиты и развития здоровья учащихся.
В мероприятии приняли участие член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина, директор школы Московского государственного педагогического университета Сергей Степанов, ректор института театрального искусства Дмитрий Томилин, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, профессор кафедры терапии МОНИКИ Наталья Санина, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Зеленограда Юрий Белехов, эксперты.
Открывая работу круглого стола Духанина отметила, что в России наметился тренд упрощения системы образования: «Мы видим это по исчезновению различных образовательных программ. Фактически, школьная система образования стремится к унификации. В этом смысле нам с вами очень важно сохранить на практике те права на разнообразие, которые нам дает закон об образовании. Педагогические модели тоже должны быть разными. Наша позиция состоит в том, чтобы поддерживать разнообразие и давать дополнительные возможности развития ребенку».
По мнению Степанова, который выступил с инновационным предложением, структура организации учебного процесса напрямую влияет на здоровье школьников. Сегодня девятимесячный объем образовательной программы, заявил он, фактически изучается семь месяцев, поскольку сентябрь в школах уходит на восстановление учебного ритма и забытого за три каникулярных месяца материала, а май из-за череды праздников и годовых контрольных и экзаменов также не является продуктивным. В связи с этим, для устранения недостатков четвертной и триместровой систем организации учебного года Степанов предложил ввести в российских школах биместровую систему, которая включает в себя пять равноценных двухмесячных периодов обучения по семь недель, вместо четырех четвертей и трех триместров.
Это, по его мнению, снимет стрессовые компоненты в учебных процессах и позволит родителям больше времени проводить с детьми.
Комментируя это предложение, эксперты рекомендовали учесть в биместровой системе специфику северных регионов России, где дети ценят трехмесячные каникулы в теплое время года и, вероятно, без особого энтузиазма воспримут перераспределение одного каникулярного месяца на другое время года.
В свою очередь, член Центрального штаба ОНФ, директор средней общеобразовательной школы №2091 Татьяна Пашутина рассказала о проблемах с медицинским сопровождением в образовательных учреждениях. Так, по ее словам, последние изменения в законодательной базе создают для школ значительные трудности: «Это 323 Федеральный закон и 828 приказ Минздрава. Они вводят врачебную тайну и учителя не допускаются до медицинских сведений об учащихся, а также учителя не имеют право оказать первую медицинскую помощь. Дети в школе находятся целый день и мы не осведомлены, какие у них проблемы со здоровьем. Не можем определить индивидуальную «дорожную карту» для ребенка».
Духанина, согласившись с заявлением коллеги, подчеркнула, что педагогический коллектив должен знать определенные особенности здоровья ребенка и добавила, что для обсуждения этого вопроса к дискуссии следует больше привлекать представителей общественности, в том числе и родителей.
С ней оказалась согласна и Санина, которая также считает недопустимым отсутствие доступа учителей к информации о здоровье ребенка.
«Педагоги не должны быть ограничены в этом. И на грядущем форуме Народного фронта по здравоохранению нужно это обязательно обсудить», - добавила Санина.
Томилин в своем выступлении коснулся другой проблемы, которая связана с организацией медицинских кабинетов. По его словам, закон «Об образовании» требует от всех образовательных организаций наличия медицинского кабинета. В то же самое время, подчеркнул он, негосударственные учреждения часто арендуют помещения, которые, при всем этом, имеют небольшую площадь и организовывать такой кабинет попросту негде.
«Когда из поликлиники приходит человек и смотрит на помещения, которые мы должны передать ему безвозмездно, то он говорит, что они все не подходят и их не смогут пролицензировать, - отметил Томилин. - В итоге, они не заключают договор. Соответственно возникает коллизия: школа готова передать помещение, а организация здравоохранения не готова его брать, договор не заключается и руководитель организации штрафуется».
В заключение руководитель рабочей группы Духанина отметила, что работа по проблемам, находящимся на стыке медицины и образования, будет продолжена на площадке ОНФ, так как учитель отвечает за жизнь и безопасность ребенка, который находится на территории школы; учитель и школа должны обладать знаниями о здоровье ребенка, хотя бы на уровне рекомендаций врача, чтобы правильно реагировать в экстренных ситуациях.
Постоянный адрес статьи:
http://ru-an.info/новости/в-онф-обсудили-проблемы-здравоохранения-в-сфере-образования/