19 ноября 2014
В конце октября в Берлине торжественно «скончалась» банковская тайна. 60 стран подписали соглашение об автоматическом обмене данными относительно банковских счетов нерезидентов. Как заявил министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, время, когда граждане, нажав кнопку в Интернете, могли перемещать свои деньги по всему миру, закончилось. С введением нового механизма уклонение от налогов станет намного труднее.
Соглашение, предусматривающее ежегодный автоматический обмен данными о счетах нерезидентов, было подписано на 7-м Глобальном форуме по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях, который состоялся в Берлине 28 и 29 октября. Как говорится в пресс-релизе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), первый такой обмен намечен на сентябрь 2017 года и будет содержать информацию по итогам 2016 финансового года.
По мнению Deutsche Welle, Берлинское соглашение существенно ускоряет глобальный процесс, который в России сейчас принято называть деоффшоризацией, а у нас борьбой с теневыми капиталами.
Новый стандарт ОЭСР обязывает государства запрашивать у местных банков информацию о счетах нерезидентов и автоматически переправлять ее в налоговые органы тех государств, в которых эти иностранцы проживают, соблюдая при этом законы о защите личных данных. Передаче подлежит, прежде всего, имя и налоговый номер владельца счета, а также информация о доходах со вкладов, дивидендах, доходах от продажи активов и определенных видов страховок.
Берлинское соглашение об автоматическом обмене информацией подписали все страны ЕС, включая Люксембург, который всячески стремится избавиться от имиджа налогового оазиса, а также, к примеру, такой европейский оффшор, как Лихтенштейн
Предоставлять такую информацию обязаны не только банки, но и всякого рода финансовые компании, инвестиционные фонды и трасты, занимающиеся доверительным управлением капиталами.
Берлинское соглашение об автоматическом обмене информацией подписали все страны ЕС, включая Люксембург, который всячески стремится избавиться от имиджа налогового оазиса, а также, к примеру, такой европейский оффшор, как Лихтенштейн. В то же время некоторые страны, формально не присоединившиеся к соглашению, готовы, тем не менее, выполнять его положения.
Это, прежде всего, США, принявшие в 2010 году Закон "О налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA), концепция которого в значительной мере легла в основу нового стандарта ОЭСР, а также Китай и Швейцария.
Всего же, по данным Министерства финансов Германии, в автоматическом обмене налоговой информацией готовы участвовать почти шесть десятков стран. В их число входят Израиль, Исландия, Турция, Саудовская Аравия, Сингапур, Япония, Аргентина, Бразилия, Колумбия, ЮАР, Австралия и Новая Зеландия. А также практически все специализирующиеся на финансовых услугах владения Британской короны, включая Гернси, Джерси, Мэн, Бермудские и Каймановы острова.
России в этом списке нет, однако 29 октября Совет Федерации одобрил закон о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Эта конвенция была подписана в 2011 году в ходе встречи G20 в Каннах. Таким образом, Россия движется в том же самом направлении, но своим путем.
Стоит отметить, что ликвидация банковской тайны как таковой не стала сенсацией. Этого ждали уже много лет. Стартом процесса можно считать события 11 сентября 2001 года, а катализатором - финансовый кризис 2007-2009 гг.
Атака исламистов на башни-близнецы породила, как известно, глобальную кампанию борьбы с терроризмом, под предлогом которой власти США стали добиваться получения ничем не ограниченного доступа к информации о клиентах банков, их счетах и транзакциях.
Принятый после 11 сентября 2001 г. Patriot Act обеспечил спецслужбам США полный доступ к некогда конфиденциальной банковской информации в Америке без получения специальных на то разрешений прокуратуры и судебных органов
Принятый после 11 сентября 2001 г. Patriot Act обеспечил спецслужбам США полный доступ к некогда конфиденциальной банковской информации в Америке без получения специальных на то разрешений прокуратуры и судебных органов. Далее через различные международные организации (ОЭСР, МВФ и др.) Вашингтон стал добиваться свободного доступа к банковской информации во всем мире…
Финансовый кризис 2008-го дал новый толчок активной борьбе с оффшорами и финансовым мошенничеством, и опять-таки на первой линии фронта оказались Соединенные Штаты. Достаточно вспомнить показательную историю никому до того не известного Брэдли Биркенфельда, одного из бывших сотрудников крупнейшего швейцарского банка UBS, в прошлом - главы отдела private banking. Он заявил о наличии в банках Швейцарии большого количества «налоговых уклонистов» из США и о своей готовности сотрудничать с правоохранительными органами США по выявлению таких негодяев.
Министерство юстиции и Налоговая служба США стали требовать от UBS и других швейцарских банков раскрытия имен американских налогоплательщиков, имевших счета в этих банках. А в качестве рычага давления стали угрожать отзывом лицензии американского отделения UBS. 19 февраля 2009 года руководство UBS не выдержало давления и согласилось выдать 250 имен своих клиентов-граждан США, скрывавшихся, по мнению правосудия этой страны, в Швейцарии от уплаты налогов.
Кроме этого, банку предстояло выплатить 780 миллионов долларов штрафа в качестве компенсации за недополученные казной США налоги. Вашингтон продолжал развивать инициативу. Был подан иск в суд с требованием к банку UBS раскрыть информацию обо всех американских клиентах (всего 52 тысячи). Это противоречило вековым принципам швейцарской банковской тайны и заставило мир замереть в ожидании.
В дело вмешался Федеральный административный трибунал Швейцарии, который даже собрался на специальное заседание во время каникул. После долгого рассмотрения он все-таки запретил UBS и швейцарской Службе надзора над финансовыми рынками (FINMA) передавать американской налоговой инспекции имена клиентов. Более того, Трибунал предупредил банк, что в случае неисполнения данного решения UBS будет подвергнут санкциям со стороны швейцарских властей.
Берлинское соглашение стало логичным продолжением начатого американцами процесса. В прошлом году Евросоюз достиг принципиальной договоренности между своими членами о том, что страны будут в автоматическом режиме обмениваться информацией банковского характера
Однако решение Трибунала запоздало на сутки. Выяснилось, что UBS уже успел передать информацию об американских клиентах в Вашингтон, поддавшись давлению. Швейцарская банковская тайна была дискредитирована.
Берлинское соглашение стало логичным продолжением начатого американцами процесса. В прошлом году Евросоюз достиг принципиальной договоренности между своими членами о том, что страны будут в автоматическом режиме обмениваться информацией банковского характера, которая необходима для обеспечения уплаты налогов физическими и юридическими лицами.
Однако две страны - Люксембург и Австрия - заняли особую позицию. Заявляя о своей принципиальной поддержке отмены банковской тайны в рамках ЕС, они воздерживались от принятия на себя конкретных обязательств, увязывая подписание необходимых документов с выполнением такого условия, как присоединение к соглашению ряда стран, не входящих в ЕС. В первую очередь речь шла о Швейцарии и Лихтенштейне. Если эти страны не присоединятся к многостороннему соглашению об обмене банковской информацией, тогда они получают неоправданные конкурентные преимущества. Власти Люксембурга и Австрии такой расклад не устраивал, поскольку экономики этих стран в наибольшей степени - по сравнению с другими странами-членами ЕС - зависят от состояния банковского сектора.
В течение последнего года Брюссель оказывал на Австрию и Люксембург постоянное давление, заставляя отказаться от своей особой позиции в отношении банковской тайны и сотрудничества в сфере обмена банковской информацией.
Наконец, в марте 2014 года эти страны сдались, все 28 стран-членов ЕС добились консенсуса по вопросу отмены банковской тайны. Последним бастионом конфиденциальности остались Швейцария, Лихтенштейн, Андорра, Монако и Сан-Марино. Эксперты полагают, что уже в ближайшее время Брюссель и Вашингтон примутся за обработку этих стран. Швейцария уже сейчас готовится к обороне. Федеральный парламент заблокировал планы по раскрытию информации о клиентах банков. Но есть мнение, что долго он не продержится и рано или поздно пойдет на уступки более влиятельным оппонентам.
Что же будет с деньгами тех, кто все-таки желает сохранить некоторые тайны от государства? Они, разумеется, будут искать новую тихую гавань. Уже стали высказывать предположения, что усилится отток денег в Сингапур, Малайзию и Гонконг. Большие преимущества дает Китаю его позиция неучастия в «берлинском договоре».
Упреждая возможные вопросы, отмечу, что Украине в этом плане не светит ничего. Во-первых, мы боимся Евросоюза и никогда не пойдем ему наперекор. Во-вторых, хранить деньги у нас может только сумасшедший. Особенно, учитывая, что Нацбанк запретил выплаты дивидендов в валюте нерезидентам. Видимо, для большего «поощрения» иностранных инвесторов...
Постоянный адрес статьи:
http://ru-an.info/новости/банковской-тайны-больше-нет/