09 января 2019
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Фоторепортаж с «Атоммаша» - гордости Росатома - гигантского производства, где делают корпуса одних из самых востребованных ядерных реакторов для атомных электростанций: ВВЭР-1000 И ВВЭР-1200.
«Атоммаш» располагается в Ростовской области неподалеку от города Волгодонск, входит в структуру «Атомэнергомаша» - машиностроительного дивизиона «Росатома».
У проходной привлекает внимание оригинальный монумент из корпуса реактора ВВЭР-1000. Для его создания использован один из трех реальных корпусов реактора ВВЭР-1000, оставшихся невостребованными после резкого сокращения объемов строительства новых энергоблоков АЭС в СССР после Чернобыля. Сегодня использовать их на строящихся станциях уже невозможно, поэтому пригодился как памятник.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
На входе всех сотрудников и гостей ждут турникеты и рамки металлоискателей, а еще раньше «трубки» - алкотестеры, в которые каждый должен дунуть и дождаться зеленого сигнала чтобы пройти на производство.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Поскольку с компонентами ядерного топлива тут не работают, то процедура досмотра на входе и выходе значительно проще чем на АЭС, но всю фото-видеотехнику пропускали только по списку и со сверкой серийных номеров.
На проходной привлек внимание контейнер для сбора химически опасных бытовых предметов: люминесцентных ламп и батареек. «Росатом» всячески подчеркивает экологическую чистоту своей деятельности, и это выражается не только в пиаре, но и во вполне полезных малых делах.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Каждый рабочий и посетитель должны иметь при себе средства индивидуальной защиты: каску и очки. Для многих сотрудников и гостей-блогеров каска заменяется «каскеткой» - бейсболкой с плотным пластиковым каркасом внутри. Масса изготавливаемой продукции на заводе исчисляется десятками тонн, и такая каскетка защищает от случайного удара головой о какую-нибудь балку так же эффективно как обычная каска, а от многотонного реактора и каска не поможет.
Первый пункт экскурсии - музей. Здесь самый интересный экспонат - макет предприятия. Сотрудник музея не без гордости показывает масштабы предприятия.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Хотя некоторые здания из проекта так и не построили (на макете они отмечены красными метками), но если сравнить со снимком из космоса - основную часть производственных площадей воплотить успели.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
«Атоммаш» еще под названием ВЗТМ начали строить в 1974 году. Он стал одной из важнейших строек Советского Союза того времени, которая должна была справиться с нехваткой электроэнергии у растущей экономики социалистического государства. Тогда мыслили и планировали в масштабах десятилетий, и уже вначале 70-х знали, что в 80-х понадобится энергия, которую надеялись получить из атома.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Производственные цеха «Атоммаша» создавались по обратному принципу. Не сначала коробка, а потом оборудование, а сначала оборудование, во временных павильонах, которое располагали согласно планируемым технологическим операциям, а только потом - капитальные стены цехов.
Результатом такого строительства можно считать неравномерную высоту крыши главного цеха, которая соответствует стоящему внутри оборудованию.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Характерно, что практически все тяжелые станки на заводе - иностранные. Пресс - японский IHI, немецкие карусельные станки - Dörries, встречались еще шведские (ESAB) и итальянские (BREDA) названия.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Японский пресс - отдельная гордость завода. В музее можно посмотреть действующую модель пресса. Говорят, ее подарили в качестве компенсации за несоблюдение сроков поставки и монтажа настоящего станка.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Другие модели лучше показывают, какие изделия производятся сейчас, и как они используются в атомной энергетике.
Ядерный реактор ВВЭР-1000
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Парогенератор реакторной установки
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
С 80-х на заводе производились атомные реакторы ВВЭР-1000. Чернобыльская авария перечеркнула атомное будущее советской энергетики. В 1986 году заказы на продукцию для Минсредмаша практически прекратились, и заводу пришлось перепрофилироваться. Все усугубили 90-е годы, которые оказались тяжелым ударом и для всей страны.
Зато удалось немного поработать и на космос. Оказывается «Атоммаш» произвел подъемник ракеты для проекта «Морской старт».
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Вообще специализация «Атоммаша», кроме оборудования для АЭС - производство крупногогабаритных и тяжелых металлических изделий. Завод работает и для науки - делал элементы токамака Т-15 для Курчатовского института, и для неядерной энергетики - газовые турбины, и для нефтянки - оборудование для нефтеперерабатывающих заводов.
Возвращение в атомную семью произошло сравнительно недавно - в 2009 году, когда «Атоммаш» стал частью «Росатома». Сейчас здесь делают реакторы ВВЭР-1200.
Первые изделия уже поставлены на Белорусскую АЭС.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Как только глаза адаптировались к сумраку заводского цеха, всё внимание привлек гигантский пресс.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Высота этого пролета заводского цеха - 40 метров. Высота пресса - немногим меньше - с пятиэтажный дом или выше.
Создаваемое усилие - 15 тыс тонн.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Пресс используют для горячей обработки металлических изделий. Неподалеку - печи для нагрева заготовок до 1200 градусов, но саму работу пресса с горячим металлом, к сожалению, увидеть не удалось.
В соседнем пролете сложена оснастка пресса, покоробленная высокой температурой заготовок.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Реакторы и парогенераторы имеют наборные корпуса из нескольких сегментов, которые свариваются аргоновой сваркой.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
После нагрева и прессования изделия расходятся в зависимости от назначения, и в этот пролет возвращаются уже в готовом виде для отжига и прохождения испытаний.
Нагрев, прессование, сварка, расточка, приводят к тому, что у заготовки накапливаются внутренние напряжения, и их требуется снять при помощи отжига - нагрева до 650 градусов и постепенного остужения заготовки вместе с печью. Печи для отжига также гигантские: проем 8×8 метров.
-
- IMG_7993.jpg
- © ic.pics.livejournal.com
Поскольку мы не застали печи в работе, то удалось не только заглянуть внутрь, но и забраться и посмотреть наружу глазами свежеотожженного реактора или парогенератора.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
После отжига изделие ожидает еще испытание водой и «рентгеновскими трубами». Рентгеновская камера для просвечивания и поиска внутренних дефектов издалека привлекает внимание предупреждающим оранжевым цветом.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Она такая же огромная как и печь, но добавляется еще четырехметровая железобетонная дверь, чтобы рентген не воздействовал на персонал.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Для привода монументальной двери на рельсовом ходу используется цепная передача.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Даже если рентген покажет полную готовность реактора, его просто так не отпустят. Впереди еще испытание водой.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Для подтверждения готовности, реактор накачают водой под давлением 250 атмосфер, хотя рабочее давление у него 160 атмосфер.
И только после всех процедур, «Атоммаш» ручается за свою продукцию и отправляет заказчикам.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Вообще, там всё гигантское. Даже не верится, что такое тяжелое оборудование нужно для извлечения энергии из таких маленьких атомов. Даже кран-балки движутся по двум уровням и имеют разную грузоподъемность.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Работа с парогенераторами требует более ювелирной работы, т.к. снаружи и внутри множество элементов. С ними работают в соседнем пролете цеха.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Здесь меньше тяжелого оборудования, больше станков и больше рабочих.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Больше сварки и больше шлифовки.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Здесь довелось наблюдать одну операцию - кантовку, т. е. поворот детали на 90 градусов. Два стропальщика, крановщица, кран-балка на 125 тонн, и приспособление-кантователь требуется чтобы за 5 минут повернуть на бок 45-тонный кусок стали.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Неподалеку - проходит обработку корпус экспериментального реактора МБИР, который должен приблизить светлое будущее ядерной энергетики на быстрых нейтронах. Ожидается, что эти реакторы будут безопаснее, и экологически чище, поскольку в качестве топлива там можно использовать отходы современных ядерных реакторов и оружейный плутоний.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
В этом же пролете цеха есть отдельная рентгеновская камера - для парогенераторов.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
По ее масштабам видно, что излучение там не столь интенсивно как для «просвещения» реакторов, но предупреждение обязательно.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Любопытно, что рядом, практически через стенку - конструкторско-административная часть, чтобы разработчики техники находились в постоянном контакте с производственной частью.
Вообще «Росатом» уделяет большое внимание оптимизации труда и повышению эффективности.
На примере теплообменных трубок, которыми заполняют парогенераторы, нам объясняли как работает производственная система «Росатома».
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Раньше на подготовку изделия уходило 600 с лишним дней. После оптимизации - 21 день. И там нет никаких волшебных средств, просто тщательный анализ всех операций и поиск наиболее оптимального варианта на каждом этапе работы.
Такой подход выражается во многом. Например участки для передвижения по цеху размечены для удобства как пешего передвижения, так и для транспорта.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Внутри ездят на велосипедах, электрокарах и используют тяжелые транспортеры для перемещения грузов между пролетами.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Разные участки цеха отмечены разным цветом: зеленый наименее опасный, тут можно ходить в каске. Переход на красный требует повышенного внимания, и ношения очков для защиты глаз.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Для телефонного общения также есть отдельное место.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Как и место для подумать.
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
-
-
- © ic.pics.livejournal.com
Подпишитесь
на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/атомные-реакторы-россии-где-и-как-их-делают/welcome-1-8-2/