Универсальная машина современной войны

Nov 16, 2018 14:37


Дмитрий Юров, 16 ноября 2018


В Сети, как в России, так и за рубежом, по-разному оценивают эффективность нового российского истребителя Су-57, подчёркивая, в частности, его «догоняющий» характер по отношению к американским F-22 и F-35. Но так ли это?...

Эффективная малозаметность: на что способен Су-57. Почему российский истребитель пятого поколения лучше готов к конфликтам будущего, чем американские конкуренты

Автор - Дмитрий Юров

Почти «Стелс»

Судьба первого в мире истребителя пятого поколения - американского F-22 - оказалась совсем не такой, какой ее видели разработчики. Машина получилась очень неплохой, однако воевать в любой точке мира по первому требованию F-22 так и не отправили, а патрулирование границы с Мексикой, равно как и облет Аляски, в цели, для которых Lockheed Martin потратили десятки миллиардов долларов, вписывались слабо. Повоевать, пусть и ограниченно, американским машинам удалось только в Сирии, где F-22 частично были задействованы ВВС США для нанесения ударов высокоточным оружием. О соблюдении «режима полной невидимости» речь, разумеется, не шла - американские машины неоднократно обнаруживались в воздушном пространстве страны даже морально устаревшими средствами контроля, а самолеты истребительной авиации (преимущественно российские) регулярно выходили на перехват «Рапторов».



Американский истребитель пятого поколения F-22

Регулярное сопровождение американских F-22 в Сирии позволило раскрыть секрет, за сохранение которого американские авиастроители и военные бились не один год, - оказалось, что в малозаметности машины, которую в Сирии использовали для выполнения «непрофильных» боевых задач, все-таки стоит усомниться. И дело не только в пресловутых «линзах Люнебурга» - устройствах, повышающих заметность машины для радаров, с которыми истребители-«невидимки» летают для сокрытия истинных характеристик своей малозаметности до момента серьезного столкновения с серьезным противником - типа России или Китая.

Большая часть вопросов к программе создания и финансирования производства истребителей F-22, задававшихся еще в пору испытаний и серийного строительства этой машины в 1990-2000-х годах, так и осталась без вменяемых ответов. На внутренней подвеске F-22 может нести довольно ограниченный набор боеприпасов, массой не более 454 кг каждый - что не позволяет применять наиболее мощные виды оружия. Кроме того, ряд боеприпасов, формально подходящих по массе, «не лезет» по габаритам.

Конечно, F-22 может использовать и внешние узлы подвески, но в этом случае эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) истребителя пятого поколения, над сокращением которой так трудились конструкторы, заметно увеличивается, что сводит эффективность технологий малозаметности практически до нуля.

Прорыв по фронту

Главными аргументами в пользу успешности американского подхода к созданию истребителей на протяжении многих лет являлись отчеты по серийному производству этих машин - так, F-22 выпустили более 180 штук, после чего производство прекратили (хотя линия сохраняется). Действительно, в этом отношении американские авиастроители добились серьезных успехов, особенно с учетом растущих темпов строительства следующего «невидимки» - F-35, однако для этой же ситуации справедливо и другое заключение: «Больше не значит лучше».

Раскрывая смысл понятия «перспективный комплекс фронтовой авиации», главный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Стрелец заявил, что Су-57 стал лучшим истребителем в классе не просто так - для этого пришлось заново проектировать всю платформу для новой машины. Комментируя сходства и различия машин пятого поколения российского производства и западных истребителей, Стрелец отметил, что многофункциональность Су-57 - его главный козырь в современной войне. Одним из ключевых в этом отношении остается способность российского истребителя атаковать как воздушные, так и наземные объекты. По словам главного конструктора ОКБ «Сухой», американские истребители, такие как F-22, специализируются на узком круге задач, в то время как самолет, созданный российскими учеными и инженерами в рамках проекта ПАК ФА, способен решать несколько задач одновременно.

Позднее Михаил Стрелец пояснил, что собственную ошибку в проектировании американцы осознали значительно позже. Попытка обучить малозаметный истребитель войне на земле успехом не увенчалась - вписать высокоточные боеприпасы в уже созданную конфигурацию внутренних отсеков американцы так и не смогли. Испытания средств поражения с помощью Су-57, напротив, доказали правильность выбранного российскими разработчиками пути - в Сирии с одного из переброшенных в район боевых действий Су-57 применили не корректируемую авиабомбу, а полноразмерную крылатую дозвуковую ракету Х-59МК2, способную поражать цели на дальности до 300 км.



Американская ракета типа AIM-120 AMRAAM

В ходе процесса вооружения Су-57 не забыли и про «дальнюю руку» - ракеты типа «воздух-воздух». Уже известно, что для Су-57 создана сверхдальняя ракета Р-37М, предельная дальность пуска которой уже сейчас составляет 300 км. Отдельно стоит отметить, что дальность пуска самой передовой (на текущий момент) американской ракеты аналогичного типа AIM-120 AMRAAM, которые в числе прочего включены в состав средств поражения истребителей F-22, едва дотягивает до 200 км. При этом возможность получить собственную сверхдальнобойную ракету (дальность пуска до 270 км) у американцев была, правда, в конечном счете от проекта по созданию ракеты AIM-152 AAAM отказались.

Единственным недостатком, из-за которого военные эксперты (в основном на Западе) отказывались включать Су-57 в список истребителей пятого поколения, на протяжении нескольких лет были двигатели. Однако реальность такова, что после замены двигателей АЛ-41Ф1 на «Изделие-30» российские истребители будут зачислены в совершенно другую весовую категорию. По словам генерального конструктора-директора «ОКБ им. А.М. Люльки» Евгения Марчука, по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу новый двигатель поставит самолеты, созданные в рамках проекта ПАК ФА, в категорию истребителей поколения 5+.

Уникальный истребитель

Технологический задел, который образовался после внедрения сотен уникальных решений, трудно представить в «железе», однако потенциал истребителя Су-57 просматривается на несколько десятилетий вперед. Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев подтвердил главные заключения экспертов о том, что боевую работу в войнах будущего будут выполнять в основном беспилотные машины.

По словам Бондарева, потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры. Отдельно отмечается, что новый двигатель, заново разработанный планер и отсутствие летчика позволят эксплуатировать самолет на предельных режимах, с постоянными перегрузками в 9 и 10 единиц.

В этом и проявляется уникальность истребителя, при проектировании которого разработчики не стали отказываться от стратегии поражения целей с дальней дистанции, а создали машину, способную реагировать и действовать в любых условиях. Наряду с двигателем и новым планером одним из главных достоинств Су-57 стал комплекс обнаружения, сопряженный со средствами поражения и созданный исключительно для перспективных истребителей.

Комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработкой которого занимались специалисты из Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова, для наилучшей эффективности оснастили активной фазированной антенной решеткой, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации.

Позднее на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с РОФАР - радиооптической фазированной антенной решеткой. Электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам - и это решение не для туманной перспективы, а на ближайшие десятилетия.



Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

Стоит отметить, что все технологии, включая перспективные двигатели, авионику, средства обнаружения и ракетное оружие, уже позволяют назвать Су-57 готовым к самым разным типам боевых действий. Кроме того, к способностям машины силами разработчиков добавили возможность садиться и взлетать на сверхкоротких взлетно-посадочных полосах, что в перспективе (при незначительных изменениях) позволит построить полноценный палубный истребитель пятого поколения, с помощью которого морская авиация ВМФ России заменит самолеты МиГ-29К/КУБ и Су-33.

Что касается сложностей, связанных с эксплуатацией главных соперников Су-57, то проблемы конкурентов российской машины состоят в том, что ни один из истребителей пятого поколения, включая китайские, японские и американские, не вписывается в понятие универсальной машины для современной войны. Нельзя исключать, что пионерам пятого поколения - американским военным, для доведения собственной авиации до подобных показателей уже в ближайшем будущем вообще может потребоваться совершенно новый самолет.

Источник







Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции - открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Рубрики: | Что делать? | Наша действительность | Настоящая наука
Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/российский-су-57-сделал-американские-f-22-и-f-35-морально-устарелыми/

f-35, Стрелец, f-22 raptor, Реальность, война, строительство, Мир, Россия, Сирия, Су-57, сделано в России

Previous post Next post
Up