09 сентября 2018
Жизнь в Крыму все больше напоминает романы Брэдбери - здесь у людей тоже забирают солнце. В стремлении застроить каждый метр свободной земли девелоперы обрекают соседние дома на вечную темноту. Власти говорят, что это законно. Но законодательство считает иначе, просто люди не знают свои права.
Надежда Борисова живет в Симферополе в доме по Воровского 22 с 2015 года. Квартиру она снимает, как и многие, без договора, поэтому просит не называть номер. Хозяйка боится, что к ней придет налоговая. Жилье до прошлой весны устраивало: рядом с центром, до ближайшей школы - три минуты пешком, до набережной Салгира - еще меньше. Но теперь Надежда подумывает переехать - жить тут стало тяжело.
Весной возле дома по Воровского 22 началось строительство нового жилкомплекса. Грохот, звон посуды во время вбивания свай, пыль, грязь, шум - все это раздражало, не давало нормально жить, но утешало, что проблема временная. Когда-то ведь стройку закончат. Хуже другое - высотки закрывают солнечный свет. И с этим бороться бесполезно.
«У меня окна выходят на строительную площадку. Уже сейчас света в квартире почти нет, - говорит Надежда. - Ребенок спрашивает, почему так случилось, что стало темно раньше, хотя еще не глубокая осень. Объясняю, что кто-то просто решил построить себе много домов и заработать денег».
«Примечания»
писали об этих многоэтажках. ЖК «Альфа» на Воровского стал первым жилым комплексом, настолько близко строящимся к набережной. Жители некоторых домов смогут из подъезда выходить практически к воде. В этом счастье им, видимо, согласились помочь и крымские чиновники. У строительной компании «Гринвуд», возводящей жилой комплекс, есть все разрешения. Несмотря на то, что строительство ведется, по сути, в водоохранной зоне реки Салгир, а будущие высотки закроют солнечный свет жителям соседней пятиэтажки.
Недавно «Гринвуду» выписали штраф на 500 тысяч рублей. Но не за строительство в водоохранной зоне или другие спорные вопросы, а за то, что офис продаж компания расположила на городской земле, по сути захватив участок. Что удивительно, сотрудники крымского Госкомрегистра увидели пристройку лишь спустя почти год с тех пор, как она появилась. Сами высотки никто пока не трогает.
Похожая ситуация в другом доме в Симферополе по адресу Железнодорожный тупик 5. Журналистов тут ждут с радостью, но к ним никто не идет. Жилой комплекс «Столичный» строит группа компаний «Монолит», о которой в Крыму говорят или хорошо, или ничего. Симферопольцы обращались на местное телевидение, просили приехать к ним, но никто так и не появился.
«Прямо напротив нашего дома скоро достроят все секции, - говорит Елена Стешкина, - тогда мы солнце точно не увидим. Пытались разобраться, кто дал разрешения, кто позволил так близко строить дома - в администрации и в стройнадзоре нам ответили, что все разрешения есть, возмущаться не нужно».
Дома активно строят. Срок сдачи - 2020 год
Это лишь два примера того, как после событий 2014 года точечная застройка в городах Крыма получила второе дыхание. Переход из одного законодательного поля в другое помогал быстрее решать спорные вопросы, закрывать глаза на многое. К счастью, некоторым удается бороться за место под солнцем. Жители домов по улице Куйбышева
смогли затаскать по судам тех, кто собирался воткнуть у них во дворе многоэтажный дом.
Бороться можно и нужно
Инсоляция - это термин, дающий понимание о том, как ваша квартира освещается солнечными лучами. С февраля по октябрь хотя бы в одной жилой комнате любого дома должно полтора часа непрерывно светить солнце. Если меньше - требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 будут нарушены.
Раньше эти требования были еще жестче. Сами нормативы появились еще в советские годы, чтобы усилить меры по борьбе с туберкулезом и рахитом. Считалось, что жить в квартире безопасно для здоровья, только если солнечный свет попадает в нее непрерывно в течение трех часов.
В 1989 году нормы сократили. Нужно было строить больше, центральные улицы городов при этом оставались в своих же границах. Тогда решили, что хватит и 2,5 часов непрерывного солнечного света. В 2001 году ситуация стала еще хуже - только два часа стали нормой. В мае 2017 года застройщиков всей России был дан зеленый свет - нормы инсоляции сократили до 1,5 часов непрерывного света. Это значит, что теперь жителей соседних домов можно оставлять жить в кроличьих норах, свет в которых, возможно, будет появляться, пока они на работе.
В процессе обсуждения изменений в СанПиН, прозвучала следующая фраза: «При отведенном земельном участке под строительство порой и, зачастую, невозможно запроектировать и в дальнейшем построить те квадратные метры, которые возможно было на этом участке построить, что в условиях дефицита земли в Москве - это, конечно, расточительство». Проще говоря, людей лишили солнечного света в угоду чиновникам и застройщикам.
За забором - старая пятиэтажка, перед ней появится дешевое новое жилье ЖК «Столичный»
«Чуть больше суицидов будет в квартирах, чуть больше злых людей, зато намного плотнее застройка - вот цена того, как застраиваются наши города, - поясняет Сергей Морозов, эколог. - Прямые солнечные лучи улучшают психофизиологическое состояние человека, они пагубны для вирусов и микробов. Но если перед вами воткнули многоэтажку, солнца у вас будет меньше, а зимой так вообще может и не быть. СанПиН был утвержден как раз для того, чтобы люди были здоровые. Но здоровые люди возмущаются активнее, а власти нужны бледные равнодушные особи».
Бороться за право жить под солнцем можно и нужно. К примеру, в Великобритании есть «Право на свет» (Right to light). Если эта норма нарушается, застройщику грозят крупные штрафы. Но крымчане далеко не жители туманного Альбиона. О термине инсоляция многие вообще никогда не слышали, а пора бы. Только письмами в прокуратуру, штрафами и шумихой в СМИ можно хотя бы попытаться остановить тех, кому плевать на нормы. Солнечный свет не стоит денег, а вот каждый квадратный метр жилья на благодатной крымской земле приносит ощутимый доход.
Мария Старкова
Постоянный адрес статьи:
http://xn----8sbeylmcibxhm5j.ru-an.info/новости/борьба-за-солнце-как-жителей-крыма-наказывают-за-незнание-своих-прав/welcome-1-8-2/