Как поезд «Ласточка» поднимет из бедности Псковскую область

Aug 11, 2018 08:14


11 августа 2018


Псковскую область относят к числу наиболее бедных и неблагополучных регионов европейской части России. Однако и. о. главы Псковщины Михаил Ведерников верит, что ситуацию можно исправить. Новый скоростной поезд Санкт-Петербург - Псков должен кардинально изменить жизнь в уникальном историческом регионе.

Тема из фильма «Рокки» несется над вокзалом Пскова. У оркестра псковских десантников разнообразный репертуар, в том числе и от вероятных партнеров. Военные духовики встречают «Ласточку» из Санкт-Петербурга. Вместе с несколькими сотнями псковичей, и. о. главы региона Михаилом Ведерниковым и главой РЖД Олегом Белозеровым.

В без пяти семь утра сесть в Питере - в десять с небольшим прибыть во Псков. Ежедневное движение, три с половиной часа без пересадок до Северной столицы; этого здесь ждали очень давно. «В Питер либо один поезд в неделю, либо десять часов на перекладных через Бологое, либо на маршрутках по пробкам», - описывает недавнюю транспортную реальность Ольга Борисова, держащая у вокзала торговлю сувенирами и закусками.

Прибытие поезда. Оркестр смолкает. Олег Белозеров подробно рассказывает собравшимся о «железнодорожном ответе» на запросы псковских пассажиров. В том числе - о том, что наконец-то удалось улучшить путейскую инфраструктуру в регионе.

- Многие не верили до последнего, что у нас все получится, - говорит Михаил Ведерников. - Где Псков - и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же. Более того, сейчас коллеги из РЖД немного поизучают рынок - и я хотел бы, чтобы «Ласточка» летала к нам не один, а два раза в день.

Михаил Юрьевич принял Псковскую область прошлой осенью и неприятно удивился тому, насколько регион труднодоступен. Конечно, это не Крайний Север и не Дальний Восток. А в Пушкинский заповедник, в Изборск, на Чудское озеро - просто так и на многочисленные исторические фестивали, вроде популярного среди первых «ласточкиных» пассажиров «Железного града» - туристы, в конце концов, могут приехать и на маршрутках.

Но, как объясняют в областной администрации, дело не в туристах, а в их количестве. А прежде всего - в развитии того, что может предложить Псковская область.

- Важный, ключевой момент для транспортной доступности целого региона, - объясняет значение «Ласточки» Ведерников. - У нас есть что показать. Многие к нам приезжают с удовольствием - и в туристических, и в познавательных целях, и с желанием развить бизнес. Но инвесторы прямо говорят: «Слушайте, при всем уважении, но трястись девять часов в машине - или 11 часов в поезде - не самое большое удовольствие». Плюс, разумеется, все ценят свое время.

Кроме состояния путей, препятствием на пути «Ласточки» встали восемь миллионов рублей долга железнодорожникам за пригородные перевозки. Деньги небольшие, но в прежние годы не уплаченные. Хотя долг есть долг, и платить все равно бы пришлось.

- Давайте лучше о будущем, - отвечает Ведерников на этот и любые другие вопросы, связанные с предыдущей администрацией. Не упуская случая отдать должное Андрею Турчаку, ушедшему в Совет Федерации на пост вице-спикера: «Парламентская поддержка у нашего региона - дай бог каждому».


- Многие не верили до последнего, что у нас все получится, - говорит Михаил Ведерников. - Где Псков - и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же (фото: pskov.ru)

В ближайшем будущем у Михаила Юрьевича - открытие авиасообщения с Москвой из реанимированного псковского аэропорта, «чтобы не 11 часов до Москвы, а чуть больше часа». И планы - с помощью тех же «Ласточек» - заполучить авиапассажиров из соседнего Великого Новгорода, где аэропорта просто нет.

В принципе, могло не быть и самой «Ласточки», которую обычно ведет электропоезд. «По самым предварительным подсчетам, электрификация нашего железнодорожного участка обошлась бы в 15 миллиардов рублей, - поясняют в областной администрации. - Которые никогда не вернутся». Это почти половина областного бюджета (31 миллиард рублей). Или чуть меньше госдолга Псковской области (более 16 миллиардов). Но деньги искать не пришлось: псковскую «Ласточку» везет теплоэлектровоз - по Ленинградской области на электричестве, а дальше обычным путем. Форменное спасение для регионов, где электрификации путейского хозяйства нет и не предвидится.

- Коллеги из РЖД показали: даже строгая, консервативная по определению организация может быть гибкой, когда есть запрос сотен тысяч людей, - констатирует Ведерников. - Так же должны поступать и мы. До конца года мы никакого экономического чуда не придумаем, хотя к этому надо стремиться. Важно, чтобы люди понимали наши возможности на сегодняшний день. Что мы делаем для того, чтобы эти возможности расширить. И что мы планируем делать завтра. Важно, чтобы мы находились в диалоге, чтобы вместе принимали решения - и чтобы у людей была соответственность за эти решения.

«Страшно, что такие школы у нас в стране еще есть»

От Пскова до районного города Струги Красные, в принципе, чуть более часа езды. Но сейчас - два: на трассе поставили шесть временных светофоров. Идет активный ремонт, одна из полос на той или иной стороне занята техникой. Приходится ждать - и только затем двигаться несколько километров вдоль раскопанной полосы, своей либо встречной.

Массовый ремонт - и здесь, и на других трассах Псковщины - можно, конечно, связать с грядущими выборами. Но все же куда проще учесть общее состояние областного хозяйства - во многих случаях дошедшего до критической черты. За последние лет двадцать, если не все двадцать пять.

- Дороги, ветхое жилье, требующие капремонта детсады, больницы, - перечисляет Ведерников основные «убитости» региона. - Школы. Вот Новохованская, Невельский район - страшно, что такие школы у нас в стране еще есть. Там и грибок-плесень, и перекрытия в одном крыле в аварийном состоянии - вообще это крыло закрыли, дети в другом учатся. Кошмар.

Постройка одной, а лучше двух новых школ в год - в те годы, когда они строятся вообще - важный повод для публичной гордости любого руководства Псковщины 2010-х. В последние годы денег здесь обычно хватает только на школьные ремонты. И то далеко не везде.

- Приехали в Новохованскую, - вспоминает Ведерников. - Родители нам: «давайте-давайте-давайте». Давайте, говорю. Правда, денег нет. Но я порвусь, средства найду, сделаем - только скажите, что надо сделать прежде всего. Просят: «надо сделать крышу». Правильное предложение. Сделаем крышу. Она перестанет течь. Уйдет избыточная влажность - а вместе с нею и грибки с плесенью перестанут распространяться... Второе предложение - уже мое: поменять проводку. Потому что аварийность такая, что не дай бог.

На третью просьбу - «А нам бы спортзал отремонтировать» - последовало: «Отлично. Давайте. Крыша и проводка с меня. А для спортзала мы купим хорошие безопасные современные лаки и краски, и все дальнейшее уважаемый родительский комитет возьмет на себя».

- Такого, конечно, по идее быть не должно, - признает Ведерников. - Но раз мы все находимся в одной и той же ситуации - и администрация, и родители учеников... В общем, договорились. Подрядчик работает, крышу латает, проводку меняет. И общими усилиями мы постепенно приведем в порядок всю школу... Вот вам только один пример диалога, его пользы и необходимости.

Когда мы закрываемся от людей - даже если у нас есть на то объективные причины - люди начинают задумываться. А что бывает, когда люди додумывают подобные мысли до конца - вы не хуже меня знаете.

На ручное управление всем, до чего доходят руки, областное руководство переходить не собирается. Но при нынешнем состоянии дел, уверен Ведерников, без хождения в народ не обойтись. Тем более если далеко ходить и не надо.

- Псков, Октябрьский проспект, 22. Красный дом напротив администрации, - сообщает и. о. губернатора ближайший к месту своей нынешней работы адрес. - Больше 120 лет ему. Меняли во дворе коммуникации, обещали заасфальтировать. Потом сказали, что техника туда не пройдет, и вместо асфальта положат плитку. Дальше было много-много всяких вопросов - в том числе о том, какими короткими фразами и какого содержания отвечает на запросы граждан управляющая компания. И длилось это - так или иначе - шесть лет. Мы поговорили, нашли поэтапные варианты, люди все приняли.

За год прямого общения Михаил Ведерников понял, что проблема не в том, что что-то не делается или делается слишком медленно. Хотя и в этом тоже.


(фото: pskov.ru)
- Проблема в том, как к людям относятся власти - от управляющих компаний и подрядчиков до управлений и администраций, - уверен он. - Когда люди идут с маленькими детьми через свой двор как, простите, через общественный туалет - такого быть не должно. И дело не в деньгах. И в Москве, и во Пскове люди платят за коммунальные услуги. Но если сотрудники на любом уровне не умеют нормально разговаривать - ну, пусть сидят, бумажки перебирают, а из общения с людьми их следует исключить.

- Где новых-то взять?

- А вокруг посмотреть не пробовали? - парирует и. о. главы Псковщины. - Я, например, смотрю. У меня сегодня есть четыре общественных помощника. В случае победы на выборах, и если они согласятся - с огромным удовольствием предложу им места в новой областной администрации. То, что мы с ними сделали за этот год... Честно скажу: не у всех руководителей направлений есть такой список завершенных и профессионально организованных процессов. Люди есть. Надо выстраивать процессы так, чтобы мы видели, кто рядом. И чтобы нам все время на пятки наступали. И вам, кстати, тоже. Всем эта процедура полезна.

«Хочешь не хочешь, а хочешь»

«Давление на пятки - главный двигатель прогресса», - время от времени повторяет Ведерников. Особенно когда речь заходит о взаимоотношениях с региональной оппозицией. Областных идеологических противников и. о. губернатора подчеркнуто приветствует - если речь идет об их конкретных предложениях. К примеру, по мусорным полигонам.

До минувшей зимы Псков оставался одной из немногих областных столиц, где свалка расположилась не на отшибе, а в городских пределах. Псковский полигон закрыли - после чего возросла нагрузка на полигон под Порховом. С предсказуемой реакцией жителей этого города.

- Люди-то правы на самом деле, - говорит Михаил Ведерников. - Все живут. У всех дети. Они переживали, что к ним будут возить отходы со всей области - а может быть, даже и из Ленинградской. Ну надо же было разговаривать, нет? Мы начали диалог с людьми. Ездили в Порхов, и у меня встречались. Объяснили, что планируется делать. Услышали дополнительные опасения в связи с этим.

Потенциал у темы, признает Ведерников, взрывоопасный. Но основные риски, по его мнению, позади:

- Моя позиция неизменна: при формировании новой схемы обращения с отходами Порховский полигон мы не рассматриваем, он использоваться не будет. А сейчас нужно немножко потерпеть. Пока что мы решим, как именно уменьшить нагрузку - есть несколько вариантов, они абсолютно жизнеспособны. И потом, когда будет новая схема, будем думать о том, как рекультивировать Порховский полигон - чтобы он не стал экологической бомбой замедленного действия.

В числе тех, кого Ведерников благодарит за помощь в решении проблемы, - оппоненты:

- Когда оппозиция критикует, и эта критика направлена на совершенствование системы управления, подходов, решение проблем - опять же, это всегда полезно. Когда депутаты отнюдь не от партии власти входят в рабочую группу по твердым коммунальным отходам, нам куда легче расшить конфликт, найти решение. А подход «ты земляной червяк, потому что я начальник» - ну несерьезно же. Если вокруг профессионалы - и рядом, и в оппонентах - как говорит мой знакомый, «хочешь не хочешь, а хочешь».

«Тут уже резать нельзя, нечего»

В послужном списке Ведерникова - работа в полпредствах: Северо-Западный и Северо-Кавказский округа. Псковская область - первый «собственный» регион. От сравнения с другими он просит воздержаться:

- Хорошо, когда есть опыт работы в разных регионах. Но есть универсальные вещи, которые работают везде. В первое время они дают возможность уйти от каких-то ошибочных действий. Не рубить сплеча. Не перестраивать ради перестраивания. Это только с первого взгляда кажется, что вокруг одни дураки сидят, а ты умный, пришел вот - и сразу все сделаешь...

Из того, что Ведерников понял за девять месяцев работы в предлагаемых обстоятельствах: оптимизировать социальные расходы в регионе невозможно.

- Тут уже резать нельзя, нечего. Только за счет ухудшения качества жизни людей, что недопустимо, - подчеркивает он. - Мы будем выполнять все ранее взятые обязательства в этой сфере. Они отнюдь не избыточные. Более того: они недостаточные для людей. Надо развивать регион. Я всегда не за то, чтобы экономить - а за то, чтобы больше зарабатывать. «Ласточка» - важная точка роста. Хороший двигатель для всего. И туризм, и экономика, и взаимодействие между регионами.

Шесть утра. «Ласточка» из Пскова до Санкт-Петербурга, третий день после запуска маршрута. Поезд заполнен до отказа: выходные закончились, люди едут в Питер. Вахта по-псковски, как и во многих других регионах, соседних со столицами: рабочая неделя - там, выходные дома. Продавцы, офис, охрана и далее везде.

- И деньги они тратят в основном там, - констатирует и. о. губернатора.

Среди основных чиновных аргументов против «Ласточки» - а были и такие - чаще всего звучало: «У вас тогда вообще вся область уедет». До логичной контратаки - «Может быть, дороги по границам региона раскопать?» - в полемике вроде бы не дошло.

- Нам не изолироваться надо, а научиться правильно использовать ситуацию, - приводит куда более мягкий аргумент Михаил Ведерников. - Есть все больше работ, которые не требуют твоего постоянного присутствия. Рынок труда меняется, какие-то вещи можно делать дистанционно. Нам нужно быть участниками этих изменений, искать варианты - и, конечно, создавать собственные рабочие места.

С местами - как везде. Есть мощный электротехнический кластер в Великих Луках («Тут нашей заслуги нет, нам только благодарить, помогать с участием в программах, приваживать федеральные деньги и преференции»). Есть особая экономическая зона Моглино. Рядом наготове вторая площадка. Те же льготы областная администрация попытается раздобыть для зоны вокруг Дедовичской ГРЭС - с прицелом на развитие территории, пришедшей в упадок.

- Инвестор заходит - ему нужны квалифицированные кадры. Кадры не поедут в заброшенный район. Надо строить жилье, входить в программу строительства детсадов и школ. Поддерживать городскую инфраструктуру. Одно к другому как снежный ком. Будет у нас маленькое Монако в Дедовичском районе, только без казино, - шутит Ведерников.

Правда, тут же отмечает он, есть еще одно обстоятельство:

- В случае с ОЭЗ мне очевидно, что эффект будет виден лет через десять. Но я буду тянуть эту лямку. Для региона это жизненно важно. Как и ближайшие приоритеты - наладить авиасообщение и достроить перинатальный центр... А так - сделать все возможное и невозможное, чтобы жизнь в Псковской области изменилась в лучшую сторону.

image Click to view



Постоянный адрес статьи: http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/как-поезд-ласточка-поднимет-из-бедности-псковскую-область/welcome-1-8-2/

школа, дети, импортозамещение, Москва, поезд, Псковская область, Бог, РЖД, деньги, Даишь, Псков, Санкт-Петербург, сделано в России

Previous post Next post
Up