22 сентября 2017
Итак, в 1853 году известный феодосийский художник - маринист И.Айвазовский получил официальное разрешение от Министерства Императорского Двора и Уделов на проведение археологических работ в районе Феодосии Целью проведения археологических изысканий был якобы поиск "старой, античной Феодосии". В середине 19 века между учеными всего мира якобы шли споры о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Кто-то размещал ее на склонах Тепе-Оба, в районе мыса Св.Ильи, кто-то у подножия Карадага, в районе сегодняшнего Коктебеля, ну а кто-то на полном серьезе относил древнюю Кафу на 70 км восточнее, на мыс Опук. Но вот однажды известный археолог того времени Сибирский А.А. , прогуливаясь по склонам Тепе - Оба, обнаружил старинную греческую монету, предположительно 5 века до н.э. Своей находкой археолог поделился с известным феодосийским художником И.Айвазовским, изложив свое мнение про существование "античного города" в районе мыса Св.Ильи на склонах хребта Тепе-Оба. Художник полностью поддержал идеи Сибирского А.А. и принял непосредственное участие в организации археологической экспедиции.
Уже весной 1853 года на склонах хребта полным ходом шли изыскательные работы, практически сразу были обнаружены 5 курганов - могильников. Четверо курганов оказались полностью пустыми, а вот в пятом...! В пятом было обнаружено захоронение женщины, предположительно 4-5 века до нашей эры, множество изысканных керамических предметов, а также целая плеяда интересных ювелирных украшений, в том числе уникальные по мастерству исполнения ФЕОДОСИЙСКИЕ СЕРЬГИ. Весть об уникальной феодосийской находке облетела весь мир, приковав внимание нумизматов, антикваров и золотых дел мастеров. Ювелиры со всего мира пытались скопировать украшение, но безрезультатно - технологии древнегреческих мастеров были безвозвратно утеряны. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить "феодосийские серьги", потерпел полное фиаско.
Ободренный невероятной находкой, И.Айвазовский с утроенной энергией продолжил свои археологические поиски, и в течении лета-осени 1853г. вскрыл еще более 80 курганов в окрестностях Феодосии, и удача снова улыбнулась художнику - один из могильников на хребте Тепе-Оба также был полон ювелирных украшений. Естественно, все найденные ювелирные изделия были пересчитаны, описаны и отправлены в Санкт-Петербург, где были выставлены на всеобщее обозрение в Эрмитаж.
По результатам археологической экспедиции, возглавляемой И.Айвазовским, было сделано примерно следующее заключение - на склонах хребта Тепе-Оба находился Греческий Некрополь, примерно 4-5 века до нашей эры.
Эту красивую байку про "феодосийские серьги" можно услышать от феодосийских экскурсоводов либо прочитать на многочисленных "исторыческих" сайтах. Реальность, однако, гораздо суровее и грязнее.
На самом деле, количество так называемых "античных ювелирных изделий", не подлежащих копированию, достаточно велико и насчитывает сотни и тысячи украшений. Естественно, в эту группу входит и так называемое "золото скифов", ювелирные украшения, найденные в скифских курганах-могильниках. География находок "скифского золота" весьма обширна - от Алтая до Дуная с востока на запад, и от Белого Моря до Северной Африки с севера на юг. Многие из "скифских украшений" реально уникальны и для их создания использовались технологии, неизвестные даже в настоящее время. На приведенных ниже фотографиях("феодосийские серьги на первой") показана малая часть "золотых женских сережек", обнаруженных при раскопках скифских курганов-могильников в совершенно разных местах: Южная Сибирь, Таврия, Тамань, Поднепровье, Поволжье. Объединят эти уникальные изделия одно - они действительно уникальны, подделать их крайне сложно, а зачастую и невозможно, и являются произведениями искусства древнегреческих античных ювелирных мастеров, технологии которых безвозвратно утеряны.
Именно так - в скифских курганах лежало "древнегреческое золото"!!! В том числе в сибирских и алтайских! Каким образом оно туда попало, современную "историческую науку" абсолютно не интересует - да мало ли - купили на базаре, на распродаже!
Единственным аргументов этих "борцов за древнюю грецию" является утверждение, будто скифы - это кочевники, а кочевники не способны создавать неповторимые шедевры.
Но вернемся к "феодосийским серьгам". Итак, на склонах хребта Тепе-Оба археологической экспедицией под руководством И.Айвазовского были обнаружены некие курганы-могильники в количестве порядка 90 штук, которые были идентифицированы как Греческий Некрополь 4 века до нашей эры. Однако, 50 лет спустя, неким немецким лесничим Ф. Зибольдом, на тех же склонах хребта Тепе - Оба были обнаружены порядка 30 объектов средневековой гидросистемы Феодосии, а также значительное количество керамических труб водопровода. Естественно, керамический водопровод был создан не в 4 веке до н.э., а значительно позже, в 15-16 веках.
Получается очень занятная картина - средневековую гидросистему строили прямехонько на древнегреческом некрополе! Тут одно из двух - либо наши предки, строившие керамический водопровод, не имели никакого понятия о гигиене и санитарии, либо кто-то откровенно и нагло врет. Но я не думаю, что наши предки стали бы строить гидросистему посреди курганов-могильников, значит дело в другом!
Кстати, известно, что экспедиция Сибирского-Айвазовского вскрыла порядка 90 курганов-могильников на хребте Тепе-Оба, вот только где они, и почему они не сохранились до наших дней? И как правило, все курганы-могильники, где обнаружено что-то стоящее, имеет свое название(Курган Куль-Оба, Курган Солоха, Царский Курган и т.д.) Как в таком случае называется курган, в котором были обнаружены "феодосийские серьги"? Никак.
Тот же Ф.Зибольд, описывая хребет Тепе-Оба в 1900 г упоминает, помимо гидротехнических конструкций, многочисленные каменные руины других сооружений, но это абсолютно точно были не могильники.
Кстати, большой вопрос, почему господа историки середины 19 века, якобы рассуждавшие о местоположении "старой Феодосии" не видели этих развалин и гидротехнических сооружений, словно их не существовало? Их поразила внезапная слепота?
Но ведь И.Айвазовский, якобы родившийся в 1817 г в Феодосии, должен был наверняка знать про некие развалины на Тепе-Оба, которые в то время могли иметь совсем другой вид.
На картине К.Боссоли, запечатлевшую в 1842г Феодосию мы можем наблюдать достаточно интересный пейзаж - крепостные сооружения и конструкции непонятного назначения на переднем плане и собственно город на заднем плане, в долине. Совершенно очевидно, что итальянский художник рисовал картину, находясь на склонах Хребта - больше подобного ракурса не найти. Вопрос - что стало с этими сооружениями через 15 лет? Исчезли бесследно или превратились в курганы-могильники?
Надо признать, что никакого Греческого Некрополя, состоящего из скифских курганов-могильников, на хребте Тепе-Оба НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, на хребте были сооружения сосем другого характера, абсолютно не совместимые по своему предназначению с Городом Мертвых.
Но где в таком случае и когда именно проводилась археологическая экспедиция Сибирского-Айвазовского?
Действительно, в окрестностях Феодосии достаточно много непонятных возвышенностей, которые вполне можно идентифицировать, как курганы-могильники, вот только расположены они большей частью на севере и северо-востоке от Феодосии, т.е. в противоположной стороне от Тепе-Оба. Несколько возвышенностей, похожих на курганы, имеются к югу от хребта, в долине Двуякорной бухты, но это вполне могут быть и остатки укреплений.
В любом случае, в окрестностях Феодосии на период середины 19 века существовало достаточно много интересных памятников старины, которые, рискну предположить, еще не были разграблены и осквернены.
Несомненно, археологов-кладоискателей ждала очень богатая нажива.
И тут возникает очень интересный момент. Возраст многих крымских курганов в Крыму порядка 2000 лет и более. Согласно, официальной истории, за эти 2000 лет через Крым прошли десятки племен и народов, однако почему-то не у кого не возникало желания посмотреть, что же хранится в этих самых курганах-пирамидах вплоть до 19 века, когда начались исследования и освоения памятников древности. Поэтому следует признать, что на Крымском Полуострове испокон веков проживал только один народ- потомок тавроскифов - русские, в любом же другом случае все могильники и курганы были бы уничтожены задолго до 19 века. В 19 веке произошла смена хозяина полуострова - он вошел в состав Российской Империи, которая, несмотря на свое название, отнюдь не представляла интересы русского народа, скорее наоборот. Поэтому все без исключения археологические экспедиции на Крымском Полуострове преследовали по большому счету только две цели - уничтожить памятники прошлого Великого Народа и по возможности максимально обогатиться, раздербанив и присвоив богатства, тысячелетиями накапливающиеся на территориях Таврического Полуострова.
Археологическая Экспедиция Айвазовского - не исключение. Достаточно присмотреться к личности главного археолога экспедиции, а по совместительству антиквара и нумизмата - Сибирского А.А., а также к личностям его друзей-покровителей Я. Рейхель, Б.Кене, И.Бартоломей, П.-Ю. Сабатье. Все эти господа явно не русского происхождения стоят у истоков создания Императорского Археологического Общества, куратором которого был непосредственно Дом Романовых. Естественно , у всех этих людей были самые большие в Европе коллекции ювелирных украшений и золотых старинных монет. Думаю, не стоит доказывать, откуда им на головы свалилось это богатство. Это происходило в порядке вещей - большая часть награбленных ювелирных изделий и предметов старины просто оставалась в руках людей, руководивших "археологическими поисками" и оседала затем в многочисленных частных коллекциях, меньшая часть доставалась музеям.
Кстати, у И.Айвазовского также была достаточно большая ювелирная коллекция, которая после смерти художника в 1900 году осталась его вдове - А.Бурназян - Саркисовой. После Октябрьской Революции за коллекцией вдовы была устроена самая настоящая охота, а так как в Крыму власть менялась по нескольку раз в год, то за ювелирной коллекцией Айвазовского охотились буквально все - и оккупационное караимско-немецкое правительство Соломона Соломоновича Крыма, бывшего приятеля И.Айвазовского, и белогвардейский "черный барон" Врангель, и чекисты Дзержинского. Последние, надо сказать, преуспели больше всех. А . Бурназян была арестована ВЧК и по крайней мере полгода провела в тюрьме, из которой вышла только после сдачи ювелирной коллекции новым властям.
Возможно, что А.Бурназян удалось сохранить какую-то часть коллекции, так как известно, что в годы Великой Отечественной Войны некие ювелирные изделия из коллекции художника каким-то образом оказались у немцев, оккупировавших Феодосию. Дальнейшая судьба ювелирной коллекции И.Айвазовского неизвестна, ибо из тьмы пришло, во тьму ушло.
Постоянный адрес статьи:
http://xn----8sbeylmcibxhm5j.ru-an.info/новости/крым-феодосийские-серьги-утраченные-технологии-прошлого/