Алхимия и магический квадрат - Часть 2

Jun 04, 2015 19:10

Оригинал взят у assalam786 в Алхимия и магический квадрат - Часть 2
Отдели землю от огня, тонкое от грубого   
осторожно и с большим искусством. Эта вещь
восходит от земли к небу и снова нисходит на
землю, воспринимая силу как высших, так и
низших областей мира.

Гермес Трисмегист “Изумрудная Скрижаль”

Прежде чем приступить к изложению второй части, хотелось бы сделать одно ключевое пояснение. Когда речь идет об алхимии как Великом Делании, мы имеем дело не с физической материей, а с духом, содержащимся в материи, который и стоит за превращением простых металлов в благородные. Как утверждает Фулканелли (здесь и далее цитаты из книги «Философские обители»): «Сами вещества друг на друга не действуют, активную роль в данном случае выполняют духи веществ. Для алхимиков духи соответствуют вполне реальным, хотя с физической точки зрения почти нематериальным тонким влияниям».

Джабир в своей Сумме совершенств магистерия (Summa perfectionis Маgisterii) пишет о воздействии духов на вещества следующее: «О сын нашего учения, если вы хотите подвергнуть тела тем или иным изменениям, сделать это можно лишь с помощью духов. Когда духи закрепляются на телах, те теряют свою форму и природу, становятся другими. При последующем разделении духи либо удаляются одни (тогда тела, на которых те фиксировались, остаются как были), либо вместе с телами».

Суть Великого Делания - выделение и сгущение духа в том, что называется эликсир или философский камень, который, несмотря на своё неоспоримое металлическое происхождение, состоит не только из металла. Фулканелли пишет: «Именно эту душу, дух, огонь, собранный, сконцентрированный, сгущённый в самой чистой, самой стойкой, самой совершенной из земных субстанций, мы называем нашим камнем. ... Поначалу наша субстанция больше земная, чем небесная. Искусство [алхимия] вкупе с естеством должны сделать её более небесной, чем земной. ... Дух, готовый высвободиться, как только получит такую возможность, не может просто взять и покинуть тело. Из чистых частиц, которые он собирает вокруг себя, дух творит себе другую одежду, более приличествующую его природе и более послушную его воле. Ею он пользуется как неким новым носителем».

Иначе говоря, философский камень - это материальный носитель, до максимума насыщенный духом огненного свойства, жизненной силой, извлеченной из минералов.

Согласно герметическому учению (названному так по имени Гермеса Трисмегиста - или Меркурия  Трижды Великого), минералы и металлы, в определенном смысле, живые. Жизненная сила или дух, в них содержащиеся, способствуют эволюции металлов из простых, низших форм, таких, как свинец, в высшие - серебро и золото. Согласно Фулканелли, «огненное начало, материальное и духовное, благодаря своему универсальному действию способно усваиваться во всех трёх царствах естества. Оно оказывает влияние как на животных и растения, так и на внутреннюю структуру минералов и металлов».

Подобно растению, которое растет, дает цветы и плоды, металл «созревает» в содержащей его горной породе под влиянием космических лучей, достигая своей кульминации в золоте - высшей и не подверженной разрушению форме, достижимой для минеральной формы жизни.  Процесс эволюции металла, конечно, очень долог и может быть приостановлен из-за неблагоприятных факторов - нарушения целостности пласта, попадания воды и т.д.

Исходя из этого положения, алхимики считают,  что можно извлечь и сгустить жизненную силу минерала до такой степени, что эта сила при воздействии на низшие металлы за считанные минуты способствует прохождению ими эволюции от простого металла к золоту.

По описаниям, сделанным Адептами герметической науки, Великое Делание - Магистерий - состоит из трех фаз: подготовка первичной материи, разложение первичной материи и получение философского камня, трансмутация металлов с его помощью. Описания первого Делания - приготовления философского Меркурия или первоматерии - самые туманные и запутанные, поскольку тайна того, какие материалы используются для этого - наиболее охраняемая из всех. Но, повторюсь, для нас не важны практические детали и рецепты, нам важно понять принцип того, как соединяются активные и пассивные элементы для создания третьего - философского Меркурия.



Эта иллюстрация - первый ключ Василия Валентина.  На ней изображены мужское и женское начала («красный мужчина и белая женщина»), исходные субстанции для приготовления первоматерии. Рядом с ними находятся Сатурн в образе старика с косой и волк, один из символов сурьмы. Алхимические «сурьма» и «свинец» (Сатурн) обозначают исходные вещества, подвергающиеся обработке; следует учитывать, что они могли совершенно не соответствовать обычным сурьме и свинцу. Также совсем не обязательно, что именно Сатурн в магическом квадрате Фламеля означает один из компонентов Делания, хотя теоретически и это не исключается. Волк прыгает над огнем - намек на то, что одно из двух веществ летучее.

Как писал о двух изначальных субстанциях Фулканелли, это «материальное выражение двух естеств, внешне схожих, но с противоположными свойствами, именно их Мастер должен избрать, приступая к работе. От их соединения с учётом некоторых тайных правил рождается двойное смешанное вещество, которое Мудрецы называли андрогином, гермафродитом или Зерцалом Искусства. Именно эта сущность, наделенная одновременно положительными и отрицательными качествами и содержащая в себе свой собственный реагент, лежит в основе Великого Делания».

«Минеральные производители Меркурия, обеспечивающие его питание, рост и жизнь вообще, должны быть выбраны очень тщательно и подвергнуты скрупулёзной обработке. Теоретически взять можно всё что угодно, однако некоторые вещества по своей природе чрезвычайно далеки от активного металлического естества и не подойдут нам либо из-за их нечистоты, либо из-за того, что их созревание застопорилось или зашло слишком далеко. К первой категории относятся горные породы, камни, металлоиды, ко второй - золото и серебро. В металлоидах необходимому нам агенту не хватает силы, поэтому они непригодны для наших целей. А вот в золоте и серебре искать его вообще бессмысленно: он был отделён от этих совершенных веществ сразу после их появления на физическом плане».

«Вместе с наиболее щедрыми герметическими авторами мы заявляем, что двух веществ достаточно для проведения Магистерия от начала до конца. ... Если признать, что существует третье вещество, то оно должно образовываться при соединении и разложении первых двух. Сколько бы вы ни старались, сколько бы экспериментов ни ставили, вы не обнаружите других исходных веществ для получения камня, кроме этих двух, которые именуются началами и из которых образуют третье, наследующее качества и свойства своих родителей».

Судя по некоторым намекам, которые Фулканелли оставил в нескольких местах, оба изначальных вещества можно извлечь из одной горной породы, которую он описывает снова и снова, используя разные образы и сравнения, но никогда не называя напрямую. «Надо признать, что этот злосчастный субъект обижен от природы, недаром его олицетворяют безобразные чудовища: дракон, змей, вампир, дьявол, тараска. Вид у него и впрямь малопривлекательный. Чёрный, в чешуйках, зачастую покрытый красными точками или рыхлым блекло-жёлтым слоем, с сильным тошнотворным запахом, который Философы называют токсичным и ядовитым, он пачкает руки и вообще как бы совмещает в себе всё самое омерзительное. Однако этот презираемый невеждами изначальный субъект Мудрецов- единственный источник небесной воды, наш первый Меркурий и великий алкагест. Он - верный слуга и соль земли».

«Погляди внимательно на двух драконов, - пишет Фламель, - это истинные начала Философии, которых Мудрецы не отваживались показать даже своим собственным детям. Внизу, без крыльев, твёрдое вещество, самец, вверху летучее вещество, чёрная и сокрытая самка, которая на несколько месяцев возьмёт верх. Первый - Сера, или, точнее, теплота и сухость, вторая - Ртуть, или холод и сырость».

Из двух этих грубых компонентов путем сублимации получают очищенные активный (красный) и пассивный (белый) элементы.

«Осторожно извлеките соль металлов, не разрушая её, - пишет другой Мастер Делания - Космополит, - и эта соль даст белый и красный камень. Весь секрет тут заключается в соли, из которой получают наш совершенный эликсир». Под «солью» Космополит также подразумевает дух, живой элемент вещества (помните, как говорил Иисус, «вы - соль земли»).

Вот что пишет Фулканелли о получении белого камня первого Делания - активного, мужского компонента: «Сначала надо обратить вещество в пепел, прокалить, сжечь все гетерогенные неогнестойкие компоненты, так чтобы осталась лишь несгораемая чистая главная соль, с которой пламя не в состоянии совладать. Мудрецы дали ей имя Серы, первичного агента или философского золота».

Серой ее назвали из-за положительного заряда, который данная субстанция привносит в уравнение. На магическом квадрате Фламеля этот очищенный мужской компонент первого Делания обозначен знаком Марса. Ему соответствует в квадрате чисел цифра 7 или (+2). Я предполагаю - хотя мне не удалось это нигде подтвердить напрямую - что 7 производится путем сублимации, сгущения из 6. Числу 6 в магическом квадрате соответствует знак, похожий на знак Марса, только с крестом наверху. У числа 6 заряд равен (+1). У числа 7 заряд больше - уже (+2).

Что же пишется по поводу другого компонента первого Делания - женского, пассивного?

«Сурьма Мудрецов, исходный материал, извлечённый непосредственно из рудника, «не есть, собственно, минерал, а тем более металл, учит Филалет; но, не относясь ни к минералам, ни к металлам, она, тем не менее, занимает среднее положение между ними. Сурьма Мудрецов - вещество летучее, но не дух, поскольку она, как и металл, сжижается на огне. Она - хаос, из которого рождаются все металлы», металлический и минеральный цветок, первая роза, на самом деле чёрная, которая пребывает в нашем дольнем мире как частица стихийного хаоса. Из этого цветка цветков мы перво-наперво извлекаем наш иней - дух, который носился над водами, и белое облачение ангелов... Это она, соединившись с философским золотом, становится металлической планетой Меркурием.... Именно сурьма Мудрецов, а не обыкновенная сурьма, есть корень, субъект или ось Великого Делания».

В квадрате Фламеля этот компонент обозначен знаком Венеры, которой соответствует число 3 (-2). Теперь самое время вспомнить горизонтальную ось магического квадрата

7                         5                         3

или

+2                      0                        -2

или

Марс             Меркурий           Венера

При соединении двух очищенных компонентов - мужского и женского, духов Марса и Венеры, получается такое уравнение:

-2 + 2 = 0

И тот, и другой элементы должны исчезнуть, трансформироваться в третий.

Как мы уже выяснили выше, 0 (или 5), центр магического квадрата, соответствует Меркурию - искомой первоматерии. Рождение Меркурия в результате смерти двух противостоящих сил изображено на втором ключе Василия Валентина:



На этой иллюстрации изображен Гермес или Меркурий с двумя кадуцеями в руках. Над головой у рожденного Меркурия - его астрологический знак. Слева и справа от него - Солнце и Луна, которые он содержит в себе. Они пока внизу - значит, скрытые, непроявленные. Двое сражающихся рыцарей означают два противоборствующих начала, в результате смерти которых рождается Меркурий. Ожесточенная схватка - намек на бурные химические реакции, ведущие к появлению философского Меркурия. Кадуцеи в руках Меркурия с двумя змеями означают соединение двух начал (змей или драконов) для порождения третьего. Двойные крылья - за спиной Меркурия и у его ног - означают двойной Меркурий или Ребис, сочетающий в себе как материальную, так и духовную природу, в отличие от обычного меркурия - ртути.

Фулканелли пишет: «Это вещество ... не что иное, как меркурий Философов, обладающий двойной природой и двойными свойствами, частью - твёрдый и материальный, частью - летучий и духовный; его одного достаточно, чтобы начать, завершить наш труд и приумножить его результаты. Это единственная необходимая нам материя, и нет нужды искать другую. Надо знать, дабы не блуждать в потёмках, что герметические авторы именно с Меркурия и её получения обычно начинают свои трактаты. Меркурий - золотая жила и корень золота, между тем сама ртуть как металл совершенно не нужна и не пригодна для нашего случая».

«Филалет справедливо утверждает, что наш меркурий едва ли минерал, но ещё меньше металл, так как содержит в себе лишь дух или семя металла, материальная же его основа напрочь лишена свойств минерала. Это, однако, ... соль металла (так как любой камень - соль) и соль нашего камня, так как камень Философов, то есть Меркурий, о котором здесь идёт речь, есть субъект философского камня».

«Лиможон де Сен-Дидье высказывает основополагающую мысль, когда утверждает, что «камень Философов рождается от разложения двух веществ». Добавим, что философский камень - или наш Меркурий, собственно его материя - возникает в результате борьбы, умерщвления и разложения двух противоположных начал. Мы видим, что основные операции нашего искусства заключаются в порождении двумя началами третьего, и что это порождение зависит от предварительного распада обоих агентов».

Итак, исчезли и +2 и -2, взаимно уничтожившись в 0. Что же происходит дальше?

Дальше происходит смерть самого Меркурия в результате длительного процесса разложения или путрефакции первичной материи. В ключах Василия Валентина эта стадия изображена иллюстрацией со скелетом и свечой - символом медленного огня, использующегося при разложении. Сухое дерево на заднем плане - тоже символ смерти первоматерии.



Фулканелли так пишет об этой стадии: «Да и сама философская ртуть, единственная субстанция Магистерия, ничего не породит, если не умрёт, не подвергнется ферментации и путрефакции в конце первой стадии Делания».

«Философский ребис, в состав которого входит семя, надо разложить, чтобы породить новое вещество сходной природы, но способное самопроизвольно прирастать в весе, объёме и силе. Заключённый в нём животворный, бессмертный, всегда готовый проявлять своё действие дух ждёт только распада вещества, его расчленения, чтобы приступить к очистке, а затем к восстановлению преображённой огнём субстанции».

О путрефакции, стадиях разложения первоматерии и появляющихся при этом цветах уже было достаточно подробно написано ранее вот здесь: http://www.enneagon.ru/en/talk/161 , поэтому останавливаться на этом я не буду, однако стоит еще раз подчеркнуть один очень важный момент.

Переход философского Меркурия - первоматерии - в философский камень должен происходить в определенной точке сочетания космической и земной октав, когда «небесный огонь» становится доступным Земле. Астрологически этот момент соответствует прохождению Солнца через созвездие Овна.

Вот что пишет про этот огонь Фулканелли: «Этот духовный огонь, приявший форму и воплотившийся в соль, и есть скрытая Сера, скрытая, потому что в ходе процесса никогда не являет себя видимой взору. ...

Филалет утверждает, что в скрытом состоянии этот огонь содержится в чреве Агнца или Овна (Aries), созвездия, которое Солнце пересекает в апреле. Добавим для пущей ясности, что на щите у Овна, «таящего в себе магическую сталь», образ герметической печати, светило с шестью лучами. Следовательно, именно в этом всем известном отчасти полезном веществе мы отыскиваем таинственный солнечный огонь, летучую соль и духовную серу, другими словами, проникающий во тьму вещей небесный огонь, без которого ничего нельзя сделать и который ничем нельзя заменить».

Процесс трансформации философского Меркурия можно видеть на одном из ключей Василия Валентина:



Здесь изображены король в красном и королева в белом, чьи руки соединяет епископ. Следует отметить, что король и королева пока не разделены, они составляют одно целое. Солнце и Луна справа и слева от фигур указывают на то, какие начала они представляют. Радуга символизирует сменяющие друг друга цвета, видимые в процессе воздействия огня, а печь с горящим огнем указывает на «небесный огонь» - необходимый компонент этой стадии.

После разложения процесс под действием стихийного огня идет одним из двух путей - малым или большим Магистерием, получением белого и красного эликсиров. Белый эликсир превращает простые металлы в серебро, а красный - в золото. Иногда эти два пути символически изображаются двумя розами соответствующих цветов.

Про красный эликсир Фулканелли пишет: «Термин философский камень на сакральном языке означает камень со знаком солнца. Этому солнечному знаку свойствен различный по яркости красный цвет, как говорит об этом Василий Валентин: «Цвет его от алого с малиновым оттенком до рубинового с гранатовым оттенком; веса же в нём больше, чем количества».

В диаграмме Фламеля белый и красный эликсиры обозначены знаками, находящимися на позиции 1 и 9 (или -4 и +4) магического квадрата.

При получении философского Меркурия математически мы вышли на 0. Теперь путем разделения, или выделения из нуля двух его составляющих (-4) и (+4) мы получаем духи Луны и Солнца, которые, воздействуя на материю, превращают их в металлические серебро и золото, и, таким образом, являются белым и красным эликсирами.  Чтобы легче понять как произошло это разделение, нужно вспомнить вертикальную ось магического квадрата

9

5

1

или, иначе говоря,

+4

0

-4

Уравнение выглядит так:

0 = -4 +4

Или - разложением Меркурия получаем Луну и Солнце.

На мой взгляд, именно эту идею Василий Валентин зашифровал в девятом ключе:



Мужчина символизирует красный эликсир и Солнце (на это указывает Феникс на его голове), женщина - Луну и белый эликсир (заяц на ее голове - символ богини Дианы или Луны). Ворон, сидящий над ними - символ разложения первоматерии - указывает на процесс, которым эти два духа светил должны быть разделены. Головы мужчины и женщины направлены в разные стороны, намек на противоположные позиции, в которых Солнце и Луна находятся по отношению к Меркурию в магическом квадрате.

Соединенные, мужчина и женщина расположены над кругом с тремя змеями и тремя сердцами, означающими первоматерию в неразложенном виде, объединяющей и Меркурий, и Луну, и Солнце.

Весь процесс Великого Делания, от начала до конца, математически можно записать так:

-2 + 2 = 0 = -4 + 4

или - «Марс и Венера, соединяясь, образуют Меркурий, который, под воздействием небесного огня, разделяется на Луну и Солнце».

Я не знаю, и, скорее всего, никогда не узнаю, как же действительно получали свой эликсир Великие Адепты, какие материалы, инструменты и приемы они использовали. Но это неважно. Зато можно попробовать - хотя бы попытаться - узнать, что представляют из себя Марс, Венера, Луна и Солнце внутри нас, потому что истинная цель Великого Делания - сделать возможным внутреннее преобразование.

И вообще, как сказал Хафиз:

Человеком разумным будет назван лишь тот,
Кто беспомощность золота быстро поймет.
Previous post Next post
Up