![](http://mrybakov.ru/inc/images_s/1004/1004091336270_s.jpg)
Начну с лирического отступления: что меньше всего хочется
теоретизировать о
мотивации - этого "добра" и так полно на просторах Сети. Хочу поговорить о
практической стороне внедрения системы мотивации в растущем и развивающемся
Agile-проекте.
Проект, в котором я работаю, постоянно растёт. У нас уже три
команды, которые находятся в разных помещениях, а также еще команда поддержки, и
две команды на параллельном проекте. Кроме этого в разработке заняты дизайнеры,
технологи, аналитики, тестировщики, писатели... Такое количество сотрудников
требует качественно иного подхода к построению процесса оценки сотрудников и их
мотивации.
Несколько
постов назад Денис Миллер (
syspo) размышлял о
финансовом бонусировании сотрудников команд:
http://community.livejournal.com/ru_agile/57660.html
(кстати, там интересное обсуждение). Почитав его, у меня сложилась общая
концепция построения системы мотивации в проекте.
Что плохого (от чего
нужно уходить):
- Коммунизм (с каждого по возможностям, всем - по общему результату)
- Гонка за личной выгодой (сделаю, получу бонус, а там - как получится)
- Прямое соревнование (кто больше, кто быстрее)
Хорошо (к чему нужно
стремиться):
- Профессиональный рост (объективная "прокачка" знаниями и умениями)
- Личностный рост (соответствие личных целей проектным целям)
- Открытость (антизависть)
И, естественно, не нужно забывать, что деньги в качестве мотивации для
сотрудников творческого и интеллектуального труда пользы в долгосрочной
перспективе не приносят. Тему прямой финансовой мотивации закрываем, и начинает складываться общая
картина построения системы мотивации Agile-проекта. Капитан очевидность
подсказывает, что первое, что нужно - это финансовые ресурсы.
При работе
над проектом финансы требуются для периодических операционных расходов
(конференции, тренинги, литература и т.п.) и проведения разовых мероприятий
после защиты проекта (или этапа проекта). Таким образом, общий бюджет может
состоять из:
- Административной части, выделяемой в начале каждого месяца на текущие
расходы, и
- Проектной части, выделяемой по итогам сдачи работ.
Для выделения этих ресурсов руководству требуется простая и понятная схема
выделения средств. Мне видится, что самыми простыми
для восприятия будут такие показатели, как:
- Средняя зарплата сотрудника;
- Количество сотрудников;
- Коэффициенты, позволяющие привести все цифры к реальным стоимостным
показателям, и являющиеся главным предметом торга при защите бюджета.
После того, как у проекта появились финансы для применения в системы
мотивации, встаёт второй вопрос - кому и как?
Выше я уже упоминал про
хорошие и плохие факторы для мотивации. Однако, чтобы подходить к вопросу
последовательно (помним главное правило врачей - "не навреди" и пословицу
"спешка нужна только при ловле дров"), требуется построить систему, которая
будет помогать в объективной оценке сотрудников.
Я предполагаю, что
HR-служба вряд ли может оказать в этом посильную помощь, поэтому
спасение утопающих - дело рук самих утопающих путь, который
может привести нас к заветной цели, это анкетирование и перекрёстные
оценки.
Анкетирование должно проводиться периодически, например, раз в 6
месяцов. Всё, что нужно в нашей анкете, должно отвечать на 2 вопроса:
- Чему я научился за прошедший период, работая в команде (проекте, компании).
В чём я стал более профессионален. Что позволяет мне считаться более ценным
сотрудником.
- В какой области я планирую развиваться дальше? Какие навыки развивать? Что
изучить? И это может относиться не только напрямую к работе, но и к личным
интересам.
Перекрёстные оценки - возможность неформально давать
"медали" сотрудникам, которые в чём-то помогают в процессе работы. Это можеть
быть медаль "крутой верстак. помог решить проблему кроссбраузерности в
ослике", или медаль "за отвагу при переноске моего стола". Такие оценки позволят
взглянуть глазами членов команд на работу и взаиможействие по куче вопросов.
Естественно, для функционирование подобной системы потребуется
инструментарий.
Таким образом, имея бюджет и системную информацию по
сотрудникам, предоставленную ими самими, появляются понятные рычаги для
мотивации сотрудников команд, даже в очень большом проекте.
Коллеги, в итоге хочу задать 2 вопроса:
- А как это устроено у вас? Какие были грабле при построении подобной системы?
- Кто строил систему анкетирования, можете поделиться информацией? Можно в личку.
PS Как ни крути, морковка - лучший инструмент мотивирования ослика. Другой
вопрос - с какой стороны этой морковкой его мотивировать :)