Учим эйджизму сызмальства

Oct 05, 2014 13:25

Я тут спрашивал недавно, не помнит ли кто примеров, как в детстве закладывается идея о возрасте как источнике привилегий? И вот жизнь мне ответила. Дочь пошла в первый класс и принесла оттуда песенку:

Серёжки и Наташки,
Теперь мы первоклашки,
И смотрим на приятелей вчерашних свысокаОни остались в садике ( Read more... )

литература, педагогика

Leave a comment

oblomskaya October 5 2014, 16:45:29 UTC
Помню, как к нам в садик приходили первоклассники. Казались сверхлюдьми и вели себя соответствующе. Но и по объективным причинам: 1. они были выше 2. никогда до этого не видела детей старше себя, так получилось - контраст шокировал и ввел в состояние офигения.
Воспитательницы, конечно, подливали масла в огонь, расхваливая их на все лады, какие они взрослые, а мы маленькие. Из лучших побуждений, как сейчас кажется - т.е., не чтобы унизить нас, а чтобы поддержать (на самом деле очень маленьких) их.

В школе же небожителями казались уже второклассники. Но опять же - в некоторой степени это были игры и нашего воображения. Нам казалось, что при веде нас они фыркают и задирают нос - малышня, мол. На деле я помню всего одну такую девочку на весь поток ("Уйдите отсюда, первоклашки!"). А потом мы стали второклассниками - и первоклассников просто не замечали, крутились в своем мирке. Что они, видимо, наверняка тоже интерпретировали как зазнайство по отношению к ним.

А вот в старших классах стали формироваться перекрестные интересы, так что на волне увлечений (музыка, Толкиен и тп.) спокойно дружили и со старшими, и с младшими. Тогда и пришло осознание: эй, они тоже живые нормальные люди, а не чужие касты.

Reply

myjj October 6 2014, 08:51:18 UTC
Спасибо!

"в некоторой степени это были игры и нашего воображения. Нам казалось, что при веде нас они фыркают и задирают нос - малышня, мол" - Но ведь эти "игры воображения" и эта "кажимость" - тоже ведь не из ниоткуда взялись? Откуда-то же взялось ожидание, что они должны именно "задирать нос"? Если вы пришли в первый класс с этим ожиданием, значит, оно оказалось к этому времени уже глубоко укорененным в психике?

Reply

oblomskaya October 6 2014, 11:34:43 UTC
Это была часть общей мифологии, которую распространяли в первую очередь мы же сами (насколько помню). Истоки могут быть, конечно, и в чьей-то старшей сестре/брате, или в тех же бывших первоклассниках, которые теперь захотели отыграться (т.е. такой замкнутый круг, как с дедовщиной).

Но напомнило динамику, которую сейчас наблюдает в классе моя дочь (15 лет) - только там не про эйджизм, а про более актуальное для них деление на "касты": 1. появилась девочка, активно старающаяся быть "популярной" (у мальчиков). 2. пара девочек с давними проблемами в самооценке тут же поделила всех девочек на тех, кто общается с девочкой номер 1 и тех, кто нет, соответственно, "популярных" и "непопулярных" (себя). 3. в итоге, если на "непопулярную" кто-то не так посмотрел - это именно из-за "иерархии", а не по каким-то индивидуальным причинам. 4. при этом "популярные" до сих пор понятия не имеют ни о каких иерархиях и о том, что они популярные (окромя той девочки номер 1 - но она занята исключительно собой, без противопоставлений).

Т.е. как и во многих общественных механизмах - достаточно слегка подтолкнуть (снаружи или даже изнутри) - а дальше люди строят сами себя.

Reply

myjj October 7 2014, 19:00:29 UTC
Да, поучительная история, и сразу много напоминает.

Reply


Leave a comment

Up