Книга. "Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка"

Apr 07, 2015 20:34

Оригинал взят у tatiana_gubina в Книга. "Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка"
Друзья, коллеги, у нас вышла из печати книга в издательстве «Никея»:
Капилина(Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. «Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка».
Ниже привожу оглавление, чтоб легко было представить, какие темы рассматриваются в книге. 18 апреля в 14.00 в большом книжном магазине «Библио-Глобус» на Лубянке (прямо рядом с метро, выход к магазину) состоится презентация книги. Мы будем рады видеть всех, кто захочет прийти. Книгу можно купить там, или заказать через издательство «Никея» (контакты издательства есть в интернете), либо обратиться в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», они тоже будут распространять экземпляры.
С уважением. Мария Пичугина (Капилина)

Содержание:

предисловие 12
полюбить чужого 14
обращение к читателю 16
введение 18

Часть I Что происходит с ребенком в результате жизни в неблагополучных условиях и расставания с кровной семьей 21

Глава 1 Потребность детей любить своих родителей 23

Глава 2 Формирование и нарушения привязанности 25

Как формируется привязанность 25
Типы нарушенной привязанности 29

От чего зависит тяжесть последствий травматического опыта? 37

Глава 3 О поведенческих моделях 40

Что влияет на поведение 40
Почему взрослые иногда не могут заботиться о детях 43
Отношение к кровной семье 47

Глава 4 Интеллектуальное развитие и привязанность 52

Глава 5 родительская депривация. жестокое обращение 58

Жестокое обращение. Формы насилия 58

Глава 6 Как происходит отобрание ребенка из семьи и как его воспринимают дети 63

Отобрание ребенка из семьи 63
С точки зрения ребенка: «виноват и наказан» 66

Глава 7 Дети-«отказники» или дети из неблагополучных семей - «что лучше?» 70

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье? 70

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении? 71

Глава 8 утрата семьи: Что теряют дети? 80

Глава 9 Горе и потеря 82

Стадии переживания 82

Часть II Ребенок в учреждении 87

Глава 1 Адаптация ребенка в учреждении 88

Первый тип реакции - «ничего не происходит» («замирание») 88
Второй тип реакции - «терминатор» («конфликт») 91
Третий тип реакции - «адаптивная стратегия» («активная ориентировка») 93

Глава 2 «столько горя в одном месте»: детская иерархия внутри учреждений 95

Глава 3 «игра в семью» на уровне учреждения. перенос родительских ролей на воспитателей 98

Глава 4 «неадекватное» поведение детей как реакция на стресс 101 глава 5 идентичность детей в учреждении: особенности формирования 105

Контакты детей из учреждений с кровными родственниками: почему это важно? 111
Почему родители не навещают своих детей? 113
Общение ребенка с семьей: чем могут помочь или помешать представители детских домов и социальных служб? 115
Что делать, если родственники не приходят? 117
Что делать, если родственники приходят не вовремя или ведут себя агрессивно? 117
Что делать, если ребенок плохо себя ведет после визитов родственников? 119

Глава 7 Детское «желание» и «нежелание» попасть в приемную семью 124

Глава 8 Приемная семья: «за» и «против» 126

Часть III Ребенок в приемной семье 129

Глава 1 Почему важна подготовка 131

Глава 2 Переход ребенка в новую семью: как это должно быть организовано 136

Трудности для ребенка и для родителей на этапе знакомства 136
Предварительная подготовка родителей 139
О безусловном принятии 142
Какой ребенок станет новым членом семьи? 144
Возраст и пол ребенка 145
Информация о ребенке 145
Еще раз о кровной семье 148
Первая встреча с ребенком 150
Фаза принятия решения о переезде ребенка в семью 156

Глава 3 Первые дни вместе 159

Правила 159
Как называть друг друга? 159
Если ребенок просится обратно в детский дом 160
Разногласия в воспитании 161

Глава 4 Адаптация ребенка в приемной семье 163

Переживание утраты кровной семьи ребенком 163
Рекомендации приемным родителям, столкнувшимся с переживанием их приемными детьми утраты (в том числе в период адаптации) 165
три стадии адаптации 167

Глава 5 еще раз про любовь... 170

Глава 6 место кровной семьи в жизни приемного ребенка 173

Глава 7 работа с последствиями преждевременного расставания с семьей 178

Глава 8 работа с жизненной историей ребенка в интересах приемных родителей 182

Глава 9 работа с «Книгой жизни» 191

почему? (что вынуждает) 192
зачем? (желаемая цель) 193
что такое «Книга жизни»? 194
кто? 194
где? 195
когда? 195
как? (порядок работы) 196
«белые пятна», отсутствие информации 202
общие правила при работе с «Книгой жизни» 207
право на конфиденциальность 209
трудности при составлении «Книги жизни» 218

Глава 10 Задача приемного ребенка - «совмещение» своих статусов, как члена двух семей 234

Глава 11 тайна усыновления: кому от нее жить хорошо? 238

Почему приемные родители могут не хотеть говорить с детьми об их прошлом? 238
Как отрицание приемными родителями кровной семьи влияет на ребенка и отношения 251
Если приемные родители решают говорить с детьми об их прошлом 252

Глава 12 «мифы» детей о приемных родителях 255

Глава 13 типичные страхи родителей, относящиеся к совместной жизни с приемным ребенком 261

Страхи в отношении ребенка 262
Страхи родителей в отношении самих себя 278

Глава 14 что может мешать успешному семейному устройству 280

Некоторые специфические риски (примеры) 284
Некоторые неспецифические риски (примеры) 292

Глава 15 Проблема возвратов детей 300

Причины возвратов, связанные с родителями 303
Причины возвратов, связанные с ребенком 307
Этапы разрушения отношений семьи с приемным ребенком 315
Последствия возвратов для ребенка и для семьи 320

Глава 16 «Трудное» поведение ребенка в семье 325

«приемные» братья, сестры, бабушки, дедушки 343
отношения с новой семьей 343
ревность между детьми 346

Глава 18 Широкое социальное окружение: трудности в образовании и социализации 355

социальные отношения 357
одаренность либо ограниченные способности 359
навыки и умения 361
что могут сделать специалисты? 363
что могут сделать родители? 363

Часть IV Подростковый возраст и начало самостоятельной жизни 365

Глава 1 выпускники детских домов 368

Глава 2 «выпускники» из приемных семей 376

Глава 3 история от первого лица 384

послесловие 401
словарь терминов 404
список литературы 408

От себя пару слов (ТГ).
Полагаю, что эта книга - лучшее, что есть на тему. Самое полное, самое достоверное, а главное - из первоисточника. Капилина с 90-х с детьми в детском доме работает, у нее опыт - колоссальнейший, она, собственно, была одним из оплотов становления целенаправленного семейного устройства, и уж если кто и знает что про детей в детских домах, про приемных детей, про детей в неблагополучной ситуации - так это она. Она тысячи детей слушала, в глаза им смотрела. Таня Панюшева, второй автор - тоже отличный специалист, и много лет работает с детьми - и в учреждениях, и в приемных семьях.
Еще хочу добавить. Сама я книжку пока не читала, именно эту. И я далеко не уверена, что, когда начну читать, соглашусь в ней с каждым словом. Тем не менее, рекомендую "не глядя" (на самом деле, большую часть этого материала я читала в разных статьях, слушала "из уст", короче, в черновиках и в предыдущих изданиях, не таких полных, с определенной частью знакома). Рекомендую, потому как - они знают. Они знают детей, они знают дело, они знают проблематику не потому, что прочли умные книжки (их тоже прочли, разумеется), а потому что они эту самую проблематику сами с детей (и семей) и "считывали", и сами и придумывали (особенно Капилина), что и как тут можно сделать.

Школы приемных родителей, Литература, Психологическое

Previous post Next post
Up