Оригинал взят у
azh7 в
Будущие опекуны и усыновители: новые условия Усыновители, держитесь! Уходя из правительства, В.В. Путин ухитрился подписать постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах». Документы был бы прекрасен сам по себе, но не тут-то было. Не успели его опубликовать, как уже Д.А. Медведев, находясь в той же должности, что днями ранее В.В. Путин, подписывает ещё одно постановление, тоже, что характерно, Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 474 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».
Название короче, но документ сам подлиннее и, вы будете смеяться, вносит изменения в постановление правительства № 391, принятое двумя неделями ранее, и даже не вступившее в силу.
Это много показывает. Показывает, как именно готовятся проекты нормативных документов в нашем правительстве.
Теперь о том, что нас ждет в этих изменениях.
Эти два постановления жёстким образом перекраивают три других постановления:
об усыновлении (от 29.03.2000 № 275),
об опеке и попечительстве над несовершеннолетними (от 18.05.2009 № 423) и
о временной передаче детей (от 19.05.2009 № 432). По ссылкам - уже измененнные, новые варианты постановлений.
О чём идет речь. Оставим в стороне попытки ввести электронный документооборот в работу нашей бюрократии. Это нам, наверное, будет удобнее, но пока принцип «одного окна» зачастую означает, что закрыли все остальные и теперь все стоят в одну очередь (то есть просто выросла очередь)… Посмотрим, поживём - увидим.
Пока - про содержательное.
Разумеется, как всем и обещали, с 01 сентября при подаче документов потенциальным усыновителям и опекунам нужно будет представлять документ о подготовке, форму которого ещё должно утвердить Миниобрнауки. Не знаю, успеет ли до 1 сентября утвердить форму, но одно можно сказать точно, осенью все процессы по усыновлению и опеке остановятся. Почему?
Предположим, вы вчера, в мае, закончили прекрасную школу приемных родителей, получили об этом какой-то документ. Прекрасно. Вы даже идёте в свой орган опеки, и даже получаете заключение о возможности быть опекуном, и даже - поставим такие условия задачки - к концу августа находите ребенка, видитесь с ним, и радостно, 1 сентября сдаете документы на установление опеки и… И всё.
Пп. 7 п. 4 соответствующих «Правил»: «копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации».
Какой русский человек это писал? Достаточно ли будет справки ООО «Ромашка», что вы прослушали весь положенный курс? Или всё-таки свидетельство (и тогда - утвержденная форма)? Если допускается любая форма этого документа (не обязательно «свидетельство»), что прямо следует из текста, зачем утверждать форму Свидетельства? Если нет - то зачем вообще было писать «или иного»?
Конечно, трактовать данный пункт необходимо расширительно: любой документ, лишь бы подготовка проходила по программе, утвержденной Минобрнауки. Но кто сказал, что во всех органах опеки будут это понимать именно так? Зачем писать норму таким образом, что она становится не нормой, а пожеланием?
Второе. «Справка СЭС» (про санитарное и техническое состояние помещения) об идиотичности которой долго говорил (и будет говорить дальше) ваш покорный слуга, присовокуплена и к усыновителям. Увы, теперь её придется получать и тем, кто решил стать усыновителями.
Третье. Справка о несудимости теперь будет получаться самими органом опеки. То есть, сформулировано - чрезвычайно коряво! - так: если гражданин принёс, то и хорошо, если нет - то запрашивайте сами. Причём не просто так, а через электронный документооборот.
Ну, что ж… Учитывая, что раньше гражданин шёл первого числа месяца, делал заявление, и первого числа следующего месяца получал ответ, теперь, в век электроники, к этому добавятся дни, в течение которых орган опеки будет готовить запрос (три рабочих дня), потом ведомство будет отправлять ответ обратно (пять рабочих дней), ну и орган опеки должен ещё принять и зарегистрировать этот ответ (по общему правилу - три рабочих дня). Ну, вот и считайте. При том, что если нет «электроники», то все запросы будут идти по почте.
Уроды и гады. Это мой комментарий.
Третье. Идиотизм. Следите за логикой. Гражданин, выразивший желание стать опекуном должен подать в орган опеки ряд документов, включая документ о прохождении подготовки (п.4 Правил). Пока документы не поданы в полном объёме, работа чиновников, разумеется, не начинается. Однако, подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами должен организовать как раз орган опеки (п.п. 14 и 15 Правил).
Вопрос знатокам: в каком порядке это будет всё происходить? Пока вы не подали документы - вы никто. Пока вы никто - вам никто ничего не должен.
Ну почему в Правительстве нет человека, прослушавшего хотя бы школьный курс факультатива по логике?!
Остальное большого значения для практики не имеет. Ну, получится подавать заявление через портал Госуслуг - и слава богу. Раньше приходили и сдавали документы сразу, теперь перед этим ещё с этим чудо-порталом помучаетесь, а приходить (приносить оригиналы документов) придётся все равно. Но - хозяин-барин, мне, вот, тоже нравится заполнять заявление на загранпаспорт (хотя время это не экономит ни фига). Остальные все «межведомственные взаимодействия» нас тоже не касаются.
Получение выписки из домовой книги и справки о несудимости и сегодня не представляет никакого труда. А «справку СЭС», которую прям просится «автоматизировать» - фигушки автоматизируют. Будем продолжать ходить ногами за «тетками в шубах» из Роспортребнадзора. К слову, им даже сроки выдачи их волшебных справок не установлены. С этим произволом (бессмысленным и беспощадным) бороться никто не собирается. Зато выписку из домовой книги, которую и так получить - мимо жилконторы пройти - они «модернизируют».
Говорю ж: уроды и гады.
Краткий итог. «Справка СЭС» теперь нужна и усыновителям. Справку о несудимости можно теперь не запрашивать самому, это сделает сам орган опеки (на две недели дольше). Обязательная подготовка будет с 1 сентября.
И последнее. «Новости» про «справку СЭС» и всякие там запросы через интернет вступают в силу 26 мая 2012 года.
Запись опубликована
Адвокат Жаров Антон Алексеевич. You can comment here or
there.
PS: Пост 2-хлетней давности о справке СЭС:
http://zharov.info/adoption/spravka-ses