ИГРАТЬ ЛЕВУЮ СКРИПКУ В ОРКЕСТРЕ - идиома, обозначающая: халатно относиться к своим обязанностям, волынить.
Идиома произошла из принципа рассадки симфонического оркестра. Дело в том, что исторически оркестр размещался на сцене таким образом, что группа струнных, а именно группа скрипок располагалась с левой стороны сцены (см. илл.). При большом количестве музыкантов и при малом размере сцены, крайний левый скрипач всегда оказывался практически на уровне левой кулисы. А поскольку выход со сцены был слева, то выскользнуть за кулисы, когда скрипки молчат, этому музыканту не составляло труда. Чем данный музыкант беззастенчиво пользовался. Случалось даже такое, что он не успевал вернуться на свое место, когда приходило время вступать струнным. Положение левого скрипача считалось привилегированным, однако место его занимал не самый уважаемый скрипач, а самый быстрый и ловкий, в основном, молодой человек, который мог мгновенно исполнить какое-либо поручение своих коллег, как например, смотаться в буфет или гастроном и принести порцию портвейна теряющим концентрацию на нотном стане музыкантам. Или по просьбе дирижера проследить за его, дирижера, женой, служащей капельдинером и имеющей потому весьма свободный график вынужденных адюльтеров.
Со временем левая скрипка вообще потеряла творческую нагрузку, аранжировщики и дирижеры сознательно для нее прописывали малозначительные партии, при неисполнении которых все музыкальное произведение практически не страдало, а в отдельных случаях даже выигрывало в своем звучании.
Значение данной идиомы впоследствии получило и более широкое значение волынить, увиливать, бегать за калитку, словом, заниматься всем чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями. Классическими игроками на левой скрипке были в советское время работники, несущие общественную нагрузку комсомольские и партийные лидеры, профсоюзные боссы и мелкие сошки культмасспросвет работы.