ОМАР ХАИМ

Nov 07, 2008 05:43


ОМАР ХАИМ (ОМАР ХАИМА) - Единственный, известный науке, омар-рифмоплёт. Судьба этой гигантской креветки полна тайн и загадок. Никому не известны точная дата и место появления на свет великого омара. Принято считать, что это был любимый омар известного поэта-каббалиста Хаима бен Иосифа Виталия, не съеденный великим магистром тайных знаний на завтрак, а посаженный в аквариум для магических экспериментов, в коих тот был силён. Якобы вследствие этих экспериментов, омар и перенял поэтический дар своего хозяина. По другой же версии, О. Х. и есть сам Хаим бен Иосиф Виталий, превратившийся в омара, по одному ему ведомым причинам

Как бы то ни было, О.Х. внёс в мировую культуру неповторимый вклад. Его короткие, но полные философского смысла, стихи, получившие название РУБАИ, потому что он, как бы, нарубал их своими клешнями из слов и предложений, восхищают любителей поэзии всего мира. Есть даже многократно не подтверждённое мнение, что японские хокку родились именно как подражание Омаровых рубаи (по крайней мере, в том, что бы в краткой форме выразить всю глубину философской мысли). Известно, что великий русский поэт конца XIX века, Козьма Прутков, был большим поклонником Омара, что не могло не сказаться на его творчестве. Однако относительно большой любви Козьмы Пруткова к творчеству О.Х. в недавнее время появилась достаточно неожиданная теория, которая будет озвучена в конце статьи.

Поэтическая философия О.Х. многогранна и противоречива. Некоторые из его рубаи полны фатализма, что косвенно подтверждает первую версию явления миру великого лобстера.

Смысла нет постоянно себя утруждать,
Чтобы здесь, на Земле, заслужить благодать.
Что тебе предназначено, то и получишь,
Могут выпустить в Море, а могут сожрать.

Некоторая опасливость по отношению к окружающему миру, так же может служить подтверждением первой версии.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, а то ведь могут съесть.


В то же время, известно, что О.Х. был большим жизнелюбом. Его бесчисленные кутежи и попойки, которые он устраивал со своими дальними родственниками РАКАМИ, в пивных барах того времени, вошли в легенды (с тех пор, кстати, и пошла привычка приглашать раков к пиву) и не могли не отразиться на творчестве членистоногого поэта.

Запрет вина - закон , считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить - признак мудрости, и не достоин порки.

Членистоногость Омара конечно же сказалась и на его легендарной любвеобильности. Ни одна попойка не обходилась без участия женщин. Не блещущее нравственной чистотой поведение поэта, конечно же, осуждалось тогдашним, ханжески настроенным, обществом. На что Хаим рубит с плеча железной логикой.

Вино пить - грех?! Подумай, не спеши!
Неужто сам ты в жизни не грешил?
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.

Такое разгульное поведение, подкреплённое поэтической философией, присущее, как раз, магам-каббалистам, коим и являлся Хаим бен Иосиф Виталий, даёт исследователям повод предполагать, что и вторая версия появления на свет О.Х. имеет право на существование.

Одно время высказывалось предположение, что было два Омара. Один - тот самый не съеденный омар, в творчестве которого и царил фатализм обречённости. И второй, в которого превратился сам Хаим бен Иосиф Виталий , не утратив своих дурных привычек. Но отдельные рубаи начисто отметают эту теорию, наглядно показывая, что обречённость и сладострастие уживались именно в одном поэте

Растить в душе побег унынья - преступленье,
Пока не выпито всё море наслажденья
Люби красоток,жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят её мгновенья.

И вот, совсем недавно, был найден свиток, проливший свет на одну из тайн великого поэта. В свитке оказались рубаи, написанные почерком, несомненно, принадлежавшем О.Х.

От страха смерти я, - поверьте мне, - далёк:
Страшнее жизни, что мне приготовил рок?
Я тело взял в аренду не надолго
И новое возьму, когда наступит срок.

Таким образом, не оставляет сомнений тот факт, что О.Х. это не лобстер, обретший поэтический дар в результате магических экспериментов Хаима бен Иосифа Виталия, и не результат превращения Хаима в омара, а куда более интересное существо. Это омар и Хаим помещённые в одно тело и объединённые общим сознанием. Вот разгадка феномена, подарившего миру столь удивительную философию в поэтической форме, радующую своих потомков красотой и лаконичностью.

Неожиданное подтверждение теории множественности перерождений О.Х. появилось в результате исследований уважаемого ugar_off. Он не без оснований считает, что Следущее перерождение Омара совершенно очевидно; Омар Путков или кОзьМА пРутков. Вот почему пошло продолжение стиля рубаи, но только они получили другой смысл... рубаи от слова рубль, это была цена за шт


кулинария, ЖЗЛ, поэзия, литература

Previous post Next post
Up