Полтавщина, день перед Рождеством. От чего Гоголь бы плакал

Jan 08, 2011 15:15



Полтавщина - сердце Украины, хутора - сердце Полтавщины. Самобытность, кладезь народной культуры и традиций, сам казацкий дух - вот что такое хутора на Полтавщине, истории колоритного бытия которых вдохновляли творчества Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Александра Пушкина и прочих-прочих маститых и признанных классиков. Что есть сегодня хуторская Полтавщина, и жива ль тут Сказка? День накануне Рождества в этих местах - моими глазами.


Зима, минус 7, утром тучи, днем - яркое зимнее солнце. Проселки Лохвицкого и Лубенского районов:

2.

Краску на “марафет” домов и подворий на Полтавщине никогда не жалели; что ни двор - то свой колор. А весной все эти подворья будут в белоснежном цвету фруктовых деревьев…

3.

Нередки еще и сегодня саманные хаты и сараи, и даже есть еще - под соломенной крышей. Как правило, это свой век доживают старики… На фотографии ниже - типичный полтавский двор ушедшего столетия: хата, справа - летняя кухня и колодец при ней, слева - глинобитная клуня (сарай):

4.

Хутор возле села :

5.

Еще один хутор - возле села :

6.

7.

Гужевой транспорт все не уступит место “конским силам”, но “занепад” - упадок - уже виден и здесь: оглобли, едва ли не главная тягловая деталь саней - обычные жердины, кое-как обструганные и “присобаченные” на скорую руку. Да и конь - не вычесан и грязен, что явная “разруха в голове” его хозяина. Еще каких-нибудь тридцать лет назад такое отношение к коню на селе было бы немыслимо - ведь позор для его хозяина!

8.

Но живых - жилых  хуторов на Полтавщине все меньше и меньше, они стремительно вымирают. За ними пустеют и села. Сначала уезжает молодежь - на заработки, и оседает в городах, чаще - насовсем. Старики доживают свой век, но многих из них молодые забирают к себе - в райцентры и города побольше, где есть условия - газовое отопление, регулярное электричество и прочие “блага цивилизации”, уже 100 лет известные самой глухой европейской провинции, но все еще недоступные и сказочные для провинции украинской. Дома без хозяев умирают быстро:

9.

10.

11.

И еще двадцать-тридцать лет назад процветавшие села и хутора, где на праздник играли сразу несколько гармоней, и молодежь водила хороводы сразу в нескольких концах села, сегодня - покойники.

12.

Это в Европе соломенная (камышовая) крыша на фамильном особняке - признак процветания (сделанная по современным технологиям, такая кровля - удовольствие дорогое), верности семейным традициям и приверженности экологически чистому бытию. В Украине солома на кровле - печать гибели и вымирания села:

13.

14.

Как и глинобитные (саманные) стены построек:

15.

На этом снимке особенно четко видна “дедовская” технология возведения построек из глины, соломы и конского навоза:

16.

Так раньше - камышом - на зиму утепляли хаты с наветренной, как правило, северной - стороны. Но эта хата тоже уже нежилая:

17.

18.

И в этой хате уже не живут, но еще трогательно ухаживают: подмазывают глиной основание, крыша - в целости, двери и оконные рамы - покрашены:

19.

А эта хата “законсервирована” камышом от внешних воздействий - влаги и ветра. Но и она - покойник:

20.

Как и подлая, безжалостная и губительная для украинского крестьянства власть, в “честь” которой когда-то назвали улицу, где сегодня мертвый каждый второй дом:

21.

Тын (ограда) в селах и хуторах - поистине музейная редкость; в домах без хозяев он первым разрушается под натиском внешних сил - тех же любопытных коров и бычков:

22.

23.

Умирающий хутор в тенистом яру:

24.

Моя мама, родившаяся и выросшая на одном из таких хуторов, увидев эту фотография, грустно сказала: “Від хати тільки ребра залишились…”- “От этой хаты только ребра остались”.

25.

Убийство Украины-крестьянской, ее духа и сути, традиций и культуры, затеянное коммунистами и довершаемое нынешней властью, оставило украинскому селу такие вот “памятники”:

26.

27.

Сейчас в этом облупленном здании в центре села Жданы Лубенского района - почтовое отделение и еще несколько подобных контор. Судя по табличке на здании, иных поводов для его возведения не было…

В селах еще есть молодежь. Но судя по нетесаным дышлам и “мотузковой” упряжи, свое будущее с сельской жизнью эти ребята уже не связывают:

28.

В чистом поле - старый заросший сад и полуразрушенная хата. Здесь даже без электричества - при печи и свечах, “на выселках” рядом с селом Искивцы Лохвицкого района до самой смерти прожил сельчанин по прозвищу Кобей:

29.

Еще до войны он отказался вступать в колхоз - по религиозным мотивам. Советская власть отомстила человеку: лишила его электричества и земли, оставив только огород возле хаты. С этого огорода и сада Кобей и жил в одиночестве. Но с властью договариваться не стал. И умер, не оставив после себя потомства. С тех пор Кобеева хата пустует и зарастает, и нет пока на Кобеево счастье претендентов:

30.

И вехою тем временам, когда крестьянство было нужно державе, и государство пеклось его нуждами, остались здания земских школ, построенных по единому проекту для сельских детишек по всей Полтавской земле. Здания эти пережили и переворот 1917-го года, и Гражданскую, И Великую Отечественную, и “ударные пятилетки”, и “перестройку”; переживут и нынешние воровские времена: крепко и ладно строили. Но вот беда: не везде уже и детишек в нужном количестве набрать для обучения можно. Села пустеют…

Земская школа в селе Бодаква Лохвицкого района:

31.

32.

в селе Брыси Лохвицкого района:

33.

в селе Млыны Лохвицкого района:

34.

Живи Гоголь сейчас, где бы черпал свое вдохновение? Хутора близ Диканьки и не только стремительно пустеют… На руинах - какое вдохновение?..

Вот таким не совсем рождественским получился рождественский репортаж

Но в ближайшие дни покажу Вам то, что никакому времени неподвластно -  зимнюю природу этого края.

Полтавщина, день перед Рождеством пешком по рекам Суле и Удаю:

35.

Последний день перед рождеством прошел.

Украина

Previous post Next post
Up