В минувшее воскресенье мы решили отправиться к остаткам шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет Р-9А, которые расположены в Ульяновском районе Калужской области.
В 4-40 утра мы заехали за
VictorProfessor'ом, а в 5-00 встретились на заправке за МКАДом с Андреем (
4044415) и
e_x_i_l_e. Заправив наших боевых коней, мы отправились в путь.
В населенном пункте Ульяново мы посмотрели красивую разрушенную церковь и нашли Ульяновскую картинную галерею, входной билет в которую стоит 3 рубля. Но в воскресенье она была закрыта, так что проверить это у нас не получилось.
Далее мы направились, собственно, к основной точке нашей поездки - полк РВСН, на вооружении которого стояли "изделия" Р-9А в шахтных пусковых установках (ШПУ).
К нему от трассы вело 5 км грунтовки, которые по идее нам надо было идти пешком. Вместо этого мы оставили мазду Андрея в начале дороги и впятером загрузились в наш Элемент, после чего продолжили путь. Колея была достаточно глубокой, и машина постоянно цепляла выхлопом за лед, торчащий посередине.
В принципе, мне изначально было ясно, что по этой дороге мы не проедем, и примерно через 2 километра мы таки сели, причем хорошенько так и основательно - на задний подрамник, выхлоп и бензобак с защитой. При нажатии на педаль газа машина устремилась не прямо, как обычно, а вниз - к центру земли. :) Заднее левое колесо ушло с накатанной колеи на обочину и провалилось в снег, так что Эль вывесился диагонально, ну а так как блокировок в нем никаких не предусмотрено, то самостоятельно выехать он уже не мог.
Андрей своим ножом срубил веток, Виктор моей "игрушечной" лопатой более-менее расчистил снег под глушителем и баком. Далее мы поддомкратили вывесившееся колесо, подложили ветки и, враскачку, все же за 30-40 минут вытащили боевого коня. Но проехав еще с полкилометра подъехали к участку, где до нас, видимо, буксовал трактор - там уже проехать точно было нереально. :) Оставили Эля на дороге как есть и дальше пошли пешком.
Первым делом на территории базы мы увидели брошенный кран.
Приборная панель со спидометром, размеченным аж до 120 км/ч.
Блок с древними плавкими предохранителями в салоне.
Интерьер кабины в стиле "Безумного Макса 2".
Подходим к ракетным шахтам.
Команда "Отважных Героев", пробирающихся сквозь снег по колено :)
Все эти строения на поверхности ведут под землю, но сейчас большинство из них засыпано.
Взорванная ракетная шахта
Соседняя вроде бы находится в лучшем состоянии, спускаемся к ней.
Заглянем вниз. Высота более 30 метров, очень глубоко! Когда-то здесь покоилась МБР с ядерным зарядом.
Спускаемся под землю, стараясь держаться подальше от технологического люка, ведущего прямо в шахту.
Прогулялись по основному коридору. Множество выходов и помещений завалено, приходится соблюдать осторожность. Одно из ответвлений представляет собой ход, находящийся примерно на метр ниже уровня пола, покрытый очень толстым слоем льда.
Спустились на лед и пытаемся сфотографировать трещины. Вживую они выглядели очень красиво.
Коридор, покрытый льдом.
Одно из помещений.
Когда-то здесь были герметичные двери.
Идем дальше
И вот мы в огромном двухэтажном помещении, где когда-то стояла цистерна с жидким кислородом! Понравился потолок зеленоватого цвета в дальнем конце комнаты.
А вот и ложемент для цистерны. Через отверстие в потолке пробивается дневной свет.
Когда Виктор, проходя мимо, задел одну из спускающихся сверху труб, то в течение минуты потом раздавался очень громкий скрежет, похожий на тиканье. Было ощущение, что труба под потолком вот-вот обвалится, как и ее предшественница справа. Но все обошлось.
Один из длинных коридоров. Попытка сфотографировать вентиляционное отверстие. :)
Небольшой зал в форме восьмиугольника с остатками ржавых труб и арматуры. Ход справа ведет к ракетной шахте.
Еще раз заглянем вниз. Справа видны остатки короба, где когда-то проходили кабели и магистрали. Мы нашли альпинистский трос, привязанный к арматуре и спускающийся до самого дна, но лезть вниз как-то не хотелось...
Далее по глубокому снегу отправились к виднеющимся вдали строениям. Проходим мимо остатков котельной и трансформаторной подстанции.
Гараж для машин
Помещение, в котором располагалась автомастерская, открыто, а вот в сами гаражи нам попасть не удалось - двери были закручены толстой проволокой изнутри, а последний вход завалили двумя бетонными плитами. Очень жаль, так как внутри мы увидели кое-что интересное...
Дверь в одно их подсобных помещений когда-то расстреляли из автомата в упор. На шкафу внутри тоже видны пулевые отверстия.
Четырехэтажное нежилое здание на территории полка.
Внутри ничего интересного мы не нашли, за исключением большого количества помещений, отделанных кафелем (душевые либо медицинские кабинеты).
Вид с крыши здания на военный городок.
На фасадной части отсутствует кусок стены и перекрытий между первым и вторым этажом. Интересно, что же оттуда такое вывозили?
Далее мы нашли накатанную колею, так как проваливаться по пояс в снег уже просто не было сил, и отправились обратно к машине.
Так как развернуться на той дороге не было возможности, мне пришлось более километра ехать задним ходом под "чутким руководством" Виктора. Проезжать задом место, где ты сел на днище при езде вперед - очень увлекательное занятие! :)
В конце-концов мы нашли ответвление и там развернули Эля, после чего поехали к трассе.
Подводя итоги - на базе мы побывали далеко не во всех подземельях, так что, возможно, придется туда возвращаться! Заодно и гараж попробуем открыть. А так вообще поездка удалась, впечатлений просто масса! Ребятам спасибо за компанию!