Мазурский канал

Mar 17, 2009 16:07

Мазурский канал

Остатки шлюзов произвели на меня неизгладимое впечатление. Такой памятник сумрачному тевтонскому гению. Сильно был поражен качеством бетона. Не смотря на более чем 50 лет он в отличном состоянии. Сохранившийся металл, который не срезали металлисты, тоже в хорошем состоянии, только слегка ржавый. Умели тогда строить - на века.

Длина канала составляла 50 километров. Конечными пунктами его являются: озеро Мауэрзее (теперь польское Мамры) и река Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 метров. Ширина канала по зеркалу воды 14 метров, а глубина 2,5 - 3 метра. Это гарантировало движение барж, буксиров, катеров с осадкой не более 1,5 метров.

Канал оборудован 10 шлюзами, 5 из которых - на Калининградской земле, другие 5 - в Польше.

Размеры шахт шлюзов: длина 45 метров, ширина 7,5 метра. Наиболее глубокие шлюзы: в Фюрстенау - 17, Георгенфельде - 15,5 и Гросс Аллендорфе - 12 метров.

В зависимости от глубины шахт шлюзы имеют две различные системы запоров. У «глубоких» шлюзов - вертикальные запоры, у «мелких» - обычные ворота.

Через канал было построено много мостов высотой четыре метра над зеркалом воды. Только на северном участке в 25 километров находилось 18 мостов, в том числе три железнодорожных для веток Велау - Фридланд, Гердауэн - Инстербург, Гердауэн - Норденбург. Сейчас действует лишь линия Железнодорожный - Черняховск.

По сохранившимся опорам мостов видно, что они были одноколейными, но есть два «широких» моста с подъёмными затворами. Эти мосты находятся в лесном массиве юго-восточнее Озерков Вольных. Используя ложе канала длиной в 500 метров, мосты с затворами одновременно выполняли функцию 1 дополнительного шлюза. Большая часть русла канала дамбирована, высота береговых валов (дамб) колеблется от 5 до 9 метров. Имелись специальные устройства, которые в засушливые годы собирали воду из близлежащих ручьёв, пополняя основное русло, а в половодье лишняя вода отводилась в сторону.





Шлюз Leśniewo.



Вы посмотрите на монументального немецкого орла на фронте!



Шлюз Leśniewo. Я так понял нижний (Dolne) бьеф.



Монументальное сооружение.



Шлюз Guja. Нижний бьеф.



Шлюз Guja. Вверхний бьеф.

На сайте написано, что этот шлюз единственный, который был полностью закончен. Он до сих пор работает и если верить написанному, то можно попросить смотрителя показать работу ворот шлюза. Так же написано «Сегодня, дома в деревнях и Przystań Guja находятся в ведении регионального управления водными ресурсами в дирекции Гижицко. На неактивных участках канала наполнена водой стоял, заросших растительностью с bujnie являются żeremia бобры. Все существующие приборы в канале, рассматриваются в качестве реликвии hydrotechniki.» Простите, автоматический перевод гугля с польского.

Реликвии! У нас же все полимеры на металл порезали!



Шлюз Bajory Wielkie.



Шлюз Bajory Wielkie. Сооружение было готово на 70%

А теперь давайте посмотри два шлюза, находящихся в Калининградской области.

52 фотографии, общий вес 9,2 мегабайт





.::кликабельно::.
1500x900, 1.0 Mb



.::кликабельно::.
2490x900, 1.6 Mb



Какие-то колодцы в башне управления. Видимо внизу были смонтирована заслонки, а сверху их привод.



Камера шлюза.



Вид с башни управления ниже по течению.



Внутри башни управления. Вынесено все.



Верхний бьеф шлюза. Видны старые деревянные быки, ограждавшие шлюз.



Внизу находилась труба, по которой вода (имхо) поступала с верхнего бьфе вниз.



Вот так она выглядела, пока её не срезали.



Вид с верхнего бьефа.



...



...



...



Нижние ворота вертикального типа.



Поплавковый рым. К нему швартовался корабль и вся конструкция опускалась (или поднималась) при изменении уровня воды в камере шлюза.



Плотина верхнего бьефа. Слева виден водозабор для пропуска воды транзитом и наполнения шлюза.



Осталось загадкой тип верхний ворот. По наклонной штуковине с роликом мы предположили что затвор опускался и поднимался на шарнирном креплении снизу. (Как затвор в метро, например на станции «Театральная»)



...



Башня управления.



Верхний бьеф.



Одна из водопропускных труб из верхнего бьефа.



Верхний бьеф.



Высота камеры 15,5 м.



Какие-то привода заслонок. Интересно, насколько это было механизировано...



...



...



Затвор нижнего бьефа.



Мазурский канал.



...



...



...



Сумрачный тевтонский гений.



.::кликабельно::.
1780x900, 1.1 Mb



.::кликабельно::.
2770x900, 1.7 Mb



.::кликабельно::.
2600x900, 1.9 Mb

Шлюз Вильгельмсхоф


.::кликабельно::.
1900x900, 0.9 Mb



Камера шлюза.



Нижних ворот нету. Тут они были, судя по всему поворотного типа.



Верхний бьеф. Какие-то смотровые колодцы или доступ к приводу заслонок.



Верехний бьеф. Тут тоже были обычные поворотные ворота.



...



Шахта верхнего водозабора.



...



Верхний бьеф.



Слева, перед плотиной, виден портал водозабора.



...



Мазурский канал.



Трасса канала.



...



...



Плотина верхнего бьефа. Внизу видны отверстия, через которые вода, видимо, поступала в шлюз при его заполнении.



Там был привод верхних ворот.



.::кликабельно::.
1600x900, 1.0 Mb

(с) Russos, 2008

шлюзы и каналы, Калининградская область

Previous post Next post
Up