Под зазеркальем принято понимать параллельный мир, живущий по принципам, которые в привычном нам обществе часто не понимают и не принимают. В этой главе я хочу показать немного железнодорожного, если можно так сказать, зазеркалья: картинок, показывающих, что железная дорога - это не только современные скоростные поезда и удобные вокзалы. Даже в Санкт-Петербурге - одном из красивейших городов мира.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233044/19721298.46/0_1b7daa_4f73f047_orig.jpg)
Если вы прибыли из Минска или, как я, из Великих Лук на Витебский вокзал города на Неве, а вам нужно попасть на Балтийский, чтобы уехать в Гатчину, совсем необязательно для этого спускаться в метро. Наземный транспорт тоже не нужен, от одного вокзала до другого можно дойти пешком. При условии, разумеется, что это сделать позволяют здоровье, время и погода. Выйдя из здания Витебского вокзала со стороны вестибюля метро «Пушкинская» и обойдя его вокруг, попадём на улицу Введенский канал. Когда-то здесь действительно был канал, построенный в начале XIX века и засыпанный в 1967 году. Пройдём мимо здания Императорского павильона Царскосельской железной дороги, полузаброшенных построек бывших лейб-гвардейских казарм и меньше чем через километр выйдем на набережную Обводного канала, по которой, не спеша двинемся в сторону Балтийского.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478477/19721298.46/0_1b7dab_a40cf470_orig.jpg)
Здание Императорского павильона
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/742275/19721298.46/0_1b7dac_3bfa3fe3_orig.jpg)
Набережная Обводного канала
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/19721298.46/0_1b7da9_90cb60d6_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/510105/19721298.46/0_1b7dad_d39f25e2_orig.jpg)
Чётная сторона набережной Обводного канала - это витрина промышленной архитектуры XIX века, которая требует отдельной прогулки и отдельного описания. Разумеется, бродить нужно там, где это не запрещено законом и нет опасности для жизни и здоровья. У меня цели - окунаться вглубь старинных производственных корпусов - в тот момент не было. Я шёл в сторону Балтийского вокзала (Балтов, как его называют питерцы) и, глядя по сторонам, пытался понять, что может порадовать взгляд гостя в большей степени - круглые башни-газгольдеры, краснокирпичные здания Общества электрического освещения (сейчас - территория Центральной ТЭЦ) или некий архитектурный компот из дореволюционных доходных домов с эркерами и закомарами и застройки уже советского периода на противоположной стороне канала.
Первую остановку сделаем напротив… Как вы думаете, чего? Правильно, здания бывшего Варшавского вокзала, ныне торгово-развлекательного комплекса «Варшавский экспресс». Ещё полтора года назад здесь размещался музей железнодорожной техники имени В.В. Чубарова. Точнее сказать, доживал последние дни. Я успел застать здесь экспозицию в ноябре 2015 года, впечатления об этом изложены в заметке
«Туманный Питер. Музейное». Теперь музей располагается на соседнем Балтийском, туда мы заглянем чуть позже. Сначала посмотрим, что же сегодня происходит на месте, где не так давно радовали публику снятые с эксплуатации паровозы и электровозы, где уходила в тяжёлые питерские облака пусковая установка боевого железнодорожного ракетного комплекса (БРЖК), грозя показать заокеанским хищникам «кузькину мать».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370846/19721298.46/0_1b7dae_70533cd6_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509402/19721298.46/0_1b7db0_704fade1_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/486600/19721298.46/0_1b7daf_fd2c53a5_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233044/19721298.46/0_1b7db1_531999ad_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516365/19721298.46/0_1b7db2_c2d0af24_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233577/19721298.46/0_1b7db3_c43bdc1b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/247911/19721298.46/0_1b7db4_4f89a5c0_orig.jpg)
А здесь забор, из-за бетонных прясел которого, словно цапли, торчат мачты башенных кранов. Забор огораживает участок, где раньше были пути Варшавского вокзала, и прилегавшую к ним территорию. Скоро, судя по всему, там вырастет 15-этажный (если не выше) жилой район под названием
ЖК «Галактика». Галактика! Раз уж возводят на месте железнодорожных построек, то и название бы дали соответствующее. Скажем, «Варшавский». Глядя на всё это, вспоминается Державин: «Где стол был яств, там гроб стоит». К слову сказать, ликвидация и снос Варшавского вокзала были прописаны ещё в Генеральном плане от 1935 года, и удивительным образом этот пункт реализовался спустя 80 лет. Хорошо, хоть само здание стоит на своём месте. Пока стоит.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/244821/19721298.46/0_1b7db5_31ebb291_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/19721298.46/0_1b7db6_d828e5db_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/742275/19721298.46/0_1b7db7_33a96876_orig.jpg)
* * *
Перед Балтийским вокзалом расположен сквер «Балтийский сад», в нём - монумент в память о народных ополченцах. А справа от здания вокзала - арка, ведущая в некий Гатчинский двор. В этом дворе и будет вход в музей техники. Только он закрыт. Полтора года назад открытие планировали к концу 2016-го, теперь обещают к октябрю года нынешнего.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/759574/19721298.46/0_1b7db8_d099421c_orig.jpg)
Монумент в память об ополченцах
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/19721298.46/0_1b7db9_15a8f8f9_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/241199/19721298.46/0_1b7dba_4ecc86ea_orig.jpg)
Здесь будет музей железнодорожной техники
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/768352/19721298.47/0_1b7dbb_3fc8f9c8_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509292/19721298.47/0_1b7dbc_76428d25_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235925/19721298.47/0_1b7dbd_49c10f9d_orig.jpg)
Экспозицию подвижного состава - в том виде, в каком она будет представлена, - увидеть можно, хоть и не с парадного входа. Для этого нужно пройти по находящейся чуть правее от вокзала (если стоять к нему лицом) улице Шкапина до переезда и далее налево вдоль промышленной железнодорожной ветки. Шкапина - улица контрастов. Чётная её сторона - мрачные и, одновременно, притягательные старые доходные дома, часть которых расселена, противоположная нечётная - новостройки. Словно две временных эпохи каким-то образом оказались рядом. Новостройки как бы свысока, с презрением поглядывают на своих визави - так, как смотрит одетый с иголочки денди на человека в поношенном пальто. А пережившие несколько революций, бомбёжки и блокаду старые дома отвечают с назиданием: «Время никого не щадит, и вы такими же скоро будете».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/19721298.47/0_1b7dbe_46f6003b_orig.jpg)
Улица Шкапина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/225650/19721298.47/0_1b7dbf_32fbf7c5_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/232875/19721298.47/0_1b7dc0_bc2b38c2_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373240/19721298.47/0_1b7dc1_df2a4086_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483372/19721298.47/0_1b7dc2_e9bdc6ad_orig.jpg)
Вот и переезд через ту самую ветку. Судя по шлагбауму и работающему светофору, движение по ней есть. Будка хоть и выглядит бесхозной, выкрашена, как и полагается объекту ОАО «Российские железные дороги», в знаковый серый цвет. Метров через 200 подходим к тыльной стороне Балтийского вокзала. Здесь не продают билеты, а пассажиры не спешат к электричкам. Только редкие служащие ходят, да рабочие-гастарбайтеры, ныряющие в проезд за разрушенным деревянным зданием и исчезающие за углом разрисованного с наглухо задраенными окнами списанного пассажирского вагона.
Экспонаты на обновлённой площадке будут, по всей видимости, находиться как в закрытых павильонах, так и под открытым небом. Посмотрим на то, что пока ещё скрыто за решётчатой оградой: зелёный М62 с неестественно большим крытым вагоном - скорее всего, БЖРК; вагон поезда «Красная стрела», дореволюционный вагон. И пожелаем, чтобы
железнодорожный музей имени В.В. Чубарова поскорее открылся. Может, место под него выбрано и более удачно - как в плане экспозиционного показа, так и транспортной доступности - но Варшавский всё равно жалко.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/19721298.47/0_1b7dc3_dd538b81_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/19721298.47/0_1b7dc4_4af08d6a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/19721298.47/0_1b7dc5_6bc512af_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/766539/19721298.47/0_1b7dc6_7af2b9c7_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516365/19721298.47/0_1b7dc7_1349b028_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480479/19721298.47/0_1b7dc8_8fc904a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/235925/19721298.47/0_1b7dc9_14a6c537_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480479/19721298.47/0_1b7dca_e0408cb2_orig.jpg)
* * *
А напоследок пройдёмся вдоль той самой промышленной ветки, что привела нас к музею. Первое, что привлекает внимание, это корпуса из красного кирпича Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения - гараж и мастерские. Построены в начале XX века (первый омнибусный маршрут от Балтийского вокзала до Александровского сада, что примыкает к южной стороне Адмиралтейства, был открыт в 1907 году), сейчас там железнодорожные склады.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765007/19721298.47/0_1b7df2_2c8049b8_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/742275/19721298.47/0_1b7dcb_81ca78cd_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478477/19721298.47/0_1b7dcd_907d96aa_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/247911/19721298.47/0_1b7dce_111b0d2a_orig.jpg)
Между улицами Шкапина и Розенштейна ветка проходит вдоль стены Хладокомбината №4. Предприятие также дореволюционное, построено в 1908 году как склад-холодильник товарищества «Унион». Появление его на этом месте не случайно. Участок, где располагается Хладокомбинат, в народе был известен как «холодная поляна». Позже исследования показали, что народная молва права: температура на поверхности почвы здесь на 3-5 градусов ниже средней по городу. После Розенштейна нас встречает бывший доходный дом без окон и дверей, построенный в 1902-1904 гг. архитектором Марианом Ляшевичем и сменивший с тех пор и до «исторического материализма» нескольких владельцев. В советское время - обычный коммунальный дом, сотрясавшийся при движении грузовых составов. Несколько лет назад расселён как аварийный и, вероятно, подготовлен к сносу. Другая половина дома - та, что дальше от железной дороги - выглядит обитаемой.
Хладокомбинат
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480479/19721298.47/0_1b7dcf_d4bb728a_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/19721298.47/0_1b7dd0_e1f9285f_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368796/19721298.47/0_1b7dd1_fe6303d3_orig.jpg)
Улица Розенштейна
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765674/19721298.47/0_1b7dd2_98adb858_orig.jpg)
Бывший доходный дом Ляшевича
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/233044/19721298.47/0_1b7dd3_40ffeb57_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/229651/19721298.47/0_1b7dd5_2a71ffd4_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373240/19721298.47/0_1b7dd6_47806ed5_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/19721298.47/0_1b7dd7_bbf028ed_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/229651/19721298.47/0_1b7dd8_c092cc3_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/19721298.47/0_1b7dd4_65c2af9f_orig.jpg)
В сквере, что напротив бывшего дома Ляшевича, стоит деревянный крест, надпись на котором гласит, что с 1900 по 1931 гг. на этом месте располагался деревянный храм святого преподобного Сергия Радонежского. После сквера линия разветвляется: часть уходит налево на завод железобетонных конструкций, а основной путь продолжается мимо легендарного завода «Красный треугольник» - конечного пункта этой ветки.
Аэростаты и резиновые игрушки, покрышки и калоши, детали для военной техники, железной дороги, авиации. Нет такого изделия из резины, которое не производилось бы в разное время на «Красном треугольнике». Он основан в 1860 году Фердинандом Краузкопфом как Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ), в 1888-м у предприятия появился товарный знак в виде треугольника с вписанной внутри аббревиатурой «ТРАРМ», которым оно маркировало свои изделия, в 1908-м завод стал именоваться «Треугольник». После революции название сохранили, добавив слово «красный». Сегодня, как отмечается на
официальном сайте завода, здесь производится более тысячи наименований, в том числе, конвейерная лента, гидроуплотнения, используемый при ремонте судов привальный брус. Впрочем, полностью производственные мощности завода сегодня вряд ли используются: часть территории, по информации
соответствующей группы Вконтакте, часть помещений заброшена, часть сдаётся в аренду. Всё же лучше, чем совсем ничего. Хотя есть планы, так сказать, в духе времени: превратить территорию «Красного треугольника» в некий культурно-развлекательный объект.
Здесь был деревянный храм
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/202427/19721298.47/0_1b7dd9_fc68dc62_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/371487/19721298.47/0_1b7dda_7263a685_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373240/19721298.47/0_1b7ddb_4766b3c5_orig.jpg)
"Красный треугольник"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9930/19721298.47/0_1b7ddd_33b7838c_orig.jpg)
Бродя среди расписанных заборов, над которыми возвышаются живые и полуживые строения, кажется, что сейчас раздастся гудок, и мимо тебя, хрипя простуженным дизелем, медленно проползёт ТГМ с парой-тройкой вагонов. Но нет, движения я в тот день не застал. Исторически эта линия связывала Балтийский вокзал с Сухопутной таможней, бывшей с момента основания 1844-м по 1852 год Гальванопластическим заведением герцога Лейхтенбергского, а в годы СССР ставшей филиалом табачной фабрики имени Урицкого. Здания экс-таможни и экс-фабрики по производству сигарет и папирос находятся на сразу за «Красным треугольником» и выходят на Старо-Петергофский проспект, сейчас в них очередной бизнес-центр. Нынче же ветка заканчивается метрах в 150 от площади Стачек и вестибюля станции метро «Нарвская». Заканчивается весьма символично: брошенным и заваленным мусором вагоном-хоппером. Что это за вагон, давно ли он здесь стоит, может, имеет криминальное происхождение - похищен и спрятан на задворках подъездного пути - история умалчивает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/765007/19721298.47/0_1b7ddc_adfcf2b3_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517809/19721298.47/0_1b7dde_19d2291b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769553/19721298.47/0_1b7ddf_cdb507b5_orig.jpg)
Станция метро "Нарвская"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/517808/19721298.47/0_1b7de3_f2503525_orig.jpg)
Нарвские Триумфальные ворота на площади Стачек
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/370378/19721298.47/0_1b7de4_c3f2c31c_orig.jpg)
Выйти из железнодорожного зазеркалья и попасть обратно в привычный мир можно через дырку в бетонном заборе. Которой, как мне кажется, раньше пользовались рабочие для прохода на «Красный треугольник».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373339/19721298.47/0_1b7de0_cec57c05_orig.jpg)
Проезд между метро и "зазеркальем"
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373240/19721298.47/0_1b7de1_af772342_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/470815/19721298.47/0_1b7de2_38faa425_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/516848/19721298.47/0_1b7de5_639fff41_orig.jpg)