Первомайская одиссея по почти космически-бескрайним просторам Байконура
Чуть больше месяца назад я вернулся с поездки в самое сердце основной отечественной космической гавани - космодрома Байконур. Территория космодрома представляется собой площадь примерно 70 на 100 километров и добраться до заброшенных цехов, хранящих в себе передовую инженерную мысль конца восьмидесятых, воплотившуюся в орбитальный космический корабль "Буран" и сопутствующие сооружения, было очень непросто. Отсутствие заграждений как таковых по периметру территории не добавляют оптимизма из-за огромных расстояний между между цехами и пусковыми площадками. О преодолении всех возникших тягостей по пути на космодром я напишу как-нибудь потом, а сейчас главной темой поста будет рассказ о несбывшейся мечте Советской космической индустрии.
От действующих площадок стартовый комплекс Энергия-Буран отделяют несколько километров. В него входят монтажно-испытательный комплекс (МИК) на площадке 112, который был собран для окончательной сборки ракет-носителей Энергия и Энергия-М; испытательный вибростенд для ракеты-носителя (сооружение исполинских размеров, о нем будет так же отдельный пост); монтажно-заправочный корпус (МЗК), в котором ныне нашли свой покой массово-габаритный макет Бурана ОК-МТ, и изделие с кодовым названием 1.02, оно же являющееся усовершенствованной версией изделия 1.01 - космического шаттла Буран; и пусковая площадка номер 110. Кроме того для транспортировки шаттла построили аэродром Юбилейный. На него приземлялся самолет АН-225, привозящий Бураны со сборочных цехов.
Здание МЗК почти самое большое на территории всего космодрома. Его длина составляет 132 метра, а высота 62.
Буран представляет собой, дословно, орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы. Это один из двух реализованных в мире кораблей для многоразовых пилотируемых полетов в космос, не считая неоконченного проекта "Буря", готовность которого на момент остановки работ была равно 95%. Продолжая гонку вооружений, Буран казался логичным ответом на американский проект "Спэйс Шаттл". Он задумывался как военная система в противовес американским разработкам, и предназначался главным образом для "комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях"
Единственный полет Буран совершил 15 ноября 1988 в автоматическом режиме. Экземпляр, летавший в космос пострадал после обрушения крыши МИК-112 в 2002 году и судя по спутниковым снимкам был полностью разобран и вывезен с территории космодрома, так как раньше, если верить комментариям заядлых пользователей Викимапии, его останки еще можно было различить среди обломков упавшей крыши цеха.
Сейчас львиная доля того, что может освежить память о возможном осуществлении идеи многоразового транспортного космического корабля хранится в МЗК, а именно макет ОК-МТ и недоделанный корабль Буря.
Еще один массово-габаритный макет, на этот раз уже "изделия 1.02 Буря", установлен в экспозиции музея космодрома Байконур. А изделие "2.01 Байкал" , готовое на 40%, находится на аэродроме в Жуковском, куда было привезено для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС.
Однако предлагаю оставить суховатые исторические справки и вернуться к содержимому заброшенного монтажно-заправочного комплекса. Попадая в него от масштаба сооружения можно легко потерять ориентацию в пространстве. На некоторое время от переизбытка выдающихся по своей сложности металлических конструкций глазу становится не за что зацепиться. Твой взор буквально мечется из стороны в сторону, пытаясь объять весь объем цеха, который, как кажется по началу, огромный настолько же, насколько огромно космическое пространство, для объятия которого и был разработан Буран.
И это чувство пройдет лишь тогда, когда будут пройдены все 132 метра длины и будет осуществлен подъем на технические площадки под самой крышей.
Космические корабли являются собственностью Казахстана (напомню, что территория космодрома Байконур находится в долгосрочной аренде Российской Федерацией до 2050 года) и находятся в плачевном состоянии. Буре досталось больше, так как это был почти рабочий законченный проект. Все содержимое космического корабля разграблено, три(!!!) слоя стекла спереди выбиты. Внутри были найдены бутылки из под воды и банки тушенки. Видно, что кто-то здесь в буквальном смысле дневал и ночевал разбирая корабль.
Хоть внутри мзк стоит всего лишь макет Бурана, внешне он почти неотличим от настоящего. Однако, ему тоже досталось.
Привет,
ralphmirebs Один из пассажирских трапов для попадания на борт корабля:
Вид с макета Бурана. Внизу можно различить силуэт человека, по которому можно оценить масштаб сооружения
Внутри макета. Как уже было сказано, макет меньше пострадал от налета расхитителей драгоценных металлов и сохранился многим лучше Бури. Поэтому внутренности орбитального корабля я покажу на его примере.
Макет ОК-МТ служил главным образом для отработки предстартовых операций
Почти все элементы управления и не только заменены массово-габаритными макетами
"Проверь подсоединение и контровку шпильки прибора к канату"
Многообразие конструкций внутри корабля поражает. При желании на его изучение можно потратить не один час
На фото видно, что цех оснащен тремя кран-балками, грузоподъемностью по 400 тонн каждая. Желтые конструкции за макетом Бурана это технологические платформы, предназначенные для доступа к двигателям орбитального корабля и кабинам
Только посмотрите на боковые стены МЗК! Многочисленные поворачивающиеся платформы на гидроприводах способны возбудить своим видом даже очень далекого от подобной техники человека
Единственное фото внутренностей Бури, грузовой отсек. Кстати, есть целый сайт, посвященный описанию конструкции Бурана и не только. Как говорится,
добро пожаловать Продолжение следует