Шестой день псковского путешествия 2015 года. Осмотрев к тому времени с три десятка достопримечательностей, под конец поездки последние объекты культурного наследия познавали на исходе сил. Впрочем, их лёгкая доступность и известность у доброй половины путешественников не требовали от нас больших эмоциональных и физических затрат. Да и исследовали мы их больше «по пути», возвращаясь обратно в Москву. Итак, в сегодняшнем посте представляю останки некогда роскошной усадьбы Старые Липы, прекрасный в своём архитектурном исполнении храм в Михайловом Погосте и заброшенный Дом Культуры там же.
Стартовав с утра пораньше из пригорода Острова, ко второй половине дня добрались до старинного Белорусского почтового тракта от Порхова до Великих Лук, двигаясь вдоль которого, оставили за плечами три усадьбы (Гора, Бежаницы и Фишнево). Возле посёлка Локни делаем ответвление и через несколько км останавливаемся в деревне Старые Липы, где хозяевами некогда восхитительного усадебного ансамбля были известной фамилии помещики Брянчаниновы. Изначально имение носило название Гора (очень распространённый топоним в области), а также Новотроицкое, по названию соседней деревни. Своё красивое наименование «Старые Липы» усадьба получила лишь в начале ХХ столетия. Начиная с XVII века поместьем более двухсот лет владели дворяне Алексеевы, пока в сер.ХIХ века имение не перешло к Н.С. Брянчанинову, представителю одного из древнейших дворянских родов.
Единственная наследница имения господ Алексеевых в Новотроицком, Наталья Владимировна, в 1873 г. вышла за муж за Николая Семёновича Брянчанинова, но вскоре умерла (успев оставить наследников). Сам Брянчанинов, в 1885 г. уволившись с военной службы в чине генерал-майора, поселился в имении супруги и приступил к обустройству усадьбы. Николай Семёнович Брянчанинов - сенатор, тайный советник, кавалер многих российских и иностранных орденов; был предводителем дворянства Великолукского уезда, псковским вице-губернатором; много занимался благотворительностью, за что ему присвоено звание почётного гражданина городов Великие Луки и Холм. В 1902 г. он передал права собственности на владение имением своему старшему сыну Александру. Именно при Александре Николаевиче усадьба получает название Старые Липы, достигает своего расцвета и обретает вид, отразившийся на фотографиях начала XX века. Доминантой в усадебном ансамбле стали две железобетонные башни, высотою 30-35 метров, пристроенные к дому в 1909 г.
Так же благоустраивается дворец: проводится водопровод и канализация. В то время в России господствовал стиль историзма и в здешнем доме имелось большое количество комнат, оформленных в духе того времени: были русский и греческий стили, египетский и византийский; так же имелись зеркальная и стеклярусная комнаты, обширнейшая библиотека и выставочный зал. На нижнем фото представлена «русская комната». Возможно, там запечатлена супруга Александра Николаевича светлейшая княжна М.К. Горчакова. По сути, своим богатством Брянчанинов был обязан выгодной женитьбой на княжне.
«Египетская комната», там же.
Дворец стоял среди красивейшего парка, занимающего 35 га земли. Усадьбу опоясывали три пруда, создавая иллюзию островного её расположения. На северном пруду находился купальный павильон и лодочная станция. Невдалеке от дворца располагалась стеклянная оранжерея, в которой выращивались удивительные и редкостные цветы, привезенные из Европы. А теперь перенесёмся в наше время... От некогда величественного дворца до наших дней сохранились лишь те самые, выполненные из бетона, башни. От барского дома и след простыл. Очень сложно связать столь современно выглядящие бетонные "столбы" с усадебной архитектурой. Больше напоминает некое промышленное изваяние. Но, тем не менее, это 1909 год. Несмотря на скверную погоду, повезло хотябы отсутствием листвы, что позволило запечатлеть усадебные останки в полном объёме.
Узнав фамилию последних владельцев усадьбы, вспомнил, что ещё в 2012 г. мы побывали в родовой усадьбе Брянчаниновых под Вологдой, в селе Покровском. Хотел было дать ссылку на пост, но оказалось это ещё одно место, отчёт о котором я почему-то так и не написал. Вернёмся к истории. Александр Николаевич Брянчанинов, уйдя с государственной службы, был избран в Псковское земство и занялся журналистикой. В итоге стал публицистом и политиком, входил в «группу прогрессивных общественных деятелей». С 1913 по 1916 гг. издавал в Петербурге еженедельный журнал «Славянское Звено». После февральской революции он финансировал издание «Псковская жизнь». Стоит заметить, что А.Н. Брянчанинов размещал свои капиталы в иностранных банках, а во время 1-й мировой войны стал активно переводил деньги за границу, за что был обвинён в непатриотизме. Но тем самым он смог обеспечить благоприятный переезд и жизнь в эмиграции: в 1917 г. в Англию уехала его супруга с детьми, через два года он сам.
Две симметричные высоченные башни, наверное, единственные представители подобного архитектурного оформления усадьбы, которые мы где-либо встречали. Об их назначении историки спорят до сих пор, внимая хозяину принадлежность к масонству. Возведение столь дорогих как по материалу, так и по возведению, башен просто ради красоты или "на зависть соседям" у исследователей вызывают сомнения. По моему же разумению, это всё-таки барская причуда. Ещё 50 лет назад деревья не поглотили башни и на этой, 1965 года, фотографии прекрасно видно обе башни.
100 лет назад...
Наши дни.
Конечно же мы не преминули заглянуть внутрь и круговой лестницей начали взбираться на самый верх. Помню, на обратном пути я так подскользнулся, что чуть не вылетел в окно. Крайне не продуманное расположение лестницы. Впрочем, вряд ли устроители предусматривали отсутствие окон и лёд на ступенях.
По пути заглядывали в пустые бетонные коробочки, служившие сто лет назад комнатами.
Последний крытый этаж, с колоритной винтовой лестницей.
Взобравшись на открытую террасу, вид открывается... Собственно, вид ни о чём. Не наградила природа здешние земли своею красотою и перед взором до самого горизонта предстала лишь равнинная местность с чахлыми пролесками.
Из событий Великой Отечественной войны. Здешние населённые пункты были освобождены от немецкой оккупации только в конце февраля 1944 г., частями 33-й Холмско-Берлинской дивизии. Освободив Локню, 164-й стрелковый полк подполковника С.А. Кушнаренко двигался на Михайлов Погост, соседнее со Старыми Липами село (туда заедем чуть позже). На одной из башен фашисты установили пулемёт и при подходе колонны полка открыли огонь. Было убито несколько человек, в том числе и подполковник Кушнаренко, тело которого было похоронено в Локне на братском кладбище.
Под самым носом расположились постройки женского психоневрологического интерната.
При лучшей погоде, при более сильном сцеплении ботинок с бетоном, т.е. отсутствию наледи, а также при отсутствии порывистого ветра... Короче, если бы я не так боялся высоты, то непременно взобрался на верхнюю террасу.
Сейчас при всём желании сложно представить, что между башнями находился, скажем так, немаленький дом. Кроме того, в 5 саженях от господского дома, соединённая с ним галереей, располагалась ещё и домовая каменная Троицкая церковь, построенная в 1836 г.
После событий 1917 г. дворец в Старых Липах использовали как дом отдыха для красноармейцев и рабочих. В акте осмотра здравницы «Старые Липы» от 1922 г. отмечалось: «главный дом имения, несмотря на произведённый частичный ремонт крыши, а так же и мелкий по дому ремонт, всё же требует срочного капитального ремонта, также благодаря долгому стоянию его в неремонтируемом виде, и, учитывая, что отапливать главный дом из-за отсутствия дров не предоставляется возможным, вследствие чего художественная лепка потолков продолжает падать». Через два года было принято решение разобрать домовую церковь на кирпич, со временем разобрали и дворец. К тому времени не осталось уже никакой мебели, библиотека и наиболее ценные полотна картин были свезены в Москву. А мы, удовлетворив своё любопытство и, особо не впечатлившись, покидаем усадебные руины.
И через две версты прибываем в село Михайлов Погост, изображённое на замечательном старинном фото (взято
отсюда). Впервые погост упоминается в 1392 г., как место строительства крестьянином Михаилом деревянной церкви на месте явления иконы Успения, от которой, согласно легенде, последовало исцеление слепой от рождения дочери Михаила. Усердием последнего владельца усадьбы Старые Липы, А.Н. Брянчанинова, в селе был построен дом для народных развлечений, открыта библиотека, выделялись средства для школы. Одним словом, село было крупным, зажиточным.
Главной достопримечательностью и в наши дни всё ещё крупного, правда, переживающего не лучшие времена, села является храм Равноапостольного кн.Владимира. На нижнем фото он представлен слева, где видны верхний ярус колокольни и главки; справа - деревянная Успенская церковь. В конце XIX и начале XX вв. отмечалось, что «церковь тверда, кроме колокольни, которая при сильном ветре и звоне пошатывается». В июне 1904 г. погост посетил епископ Псковский и Порховский Арсений. Осматривая Успенскую церковь, он обратил внимание на её древность. Некоторые старинные вещи епископ просил выслать в Псков в открывающийся музей при архиерейском доме. А в 1916 г. сей погост посетил уже епископ Евсевий.
Сегодня ничто не препятствует фотосъёмке каменного храма - он стоит на открытом пространстве. Деревянная Успенская церковь, вопреки заверениям почти что всех сайтов, была не уничтожена в 1930-х, а разобрана местными жителями на дрова в годы войны.
Храм в честь Святого Равноапостольного князя Владимира построен в русско-византийском стиле в 1862 г. «землевладелицей Марией Ивановной Алексеевой на собственные средства над прахом мужа, титулярного советника Владимира Григорьевича Алексеева и для надгробия в нижних этажах всего рода её». Т.е. той самой помещицей, что владела усадьбой Гора в Новотроицком (Старые Липы), до завещания её своему зятю Н.С. Брянчанинову. Согласно преданиям, Алексеева была деспотичной хозяйкой и жестоко обращалась с крестьянами, но при том оставалась весьма набожной. И, как водится, чтобы замолить земные грехи выделила денежные средства на постройку храма.
Наибольшее восхищение вызвало у меня паперть-крыльцо, выполненное в лучших традициях древнерусского зодчества.
Напротив церкви размещается братское захоронение воинов, погибших в Великую Отечественную. С этим период связана героическая история спасения от верной гибели 90 детей. 26 февраля 1944 г. перед наступлением советских войск (при освобождении района от фашисткой оккупации) наши разведчики, пробравшиеся в деревню днём ранее, обнаружили, что фашисты заколачивают окна большого дома, расположенного недалеко от церкви, и обливают его керосином. Было принято решение срочно передать о немедленном точечном артобстреле прилегающей территории. Накрывшие площадь перед домом взрывы и вступление самих разведчиков в бой не дали совершить зверство (оказалось в доме были заперты дети). Из акта работников политотдела дивизии: «Мы, нижеподписавшиеся майор Вандорин, майор Петрук, капитан Ларенышев, капитан Долинчук, капитан Пасечник и гражданка Виккель Берта Ивановна составили настоящий акт в том, что при освобождении частями 33 стрелковой дивизии д. Михайлов Погост Локнянского района вызволено из немецкой неволи 90 советских детей, лишённых крова и родных в возрасте от 4 до 12 лет. Под угрозой расстрела и под пытками гитлеровские мерзавцы угнали на немецкую каторгу всё взрослое население, а детей оставили на голодную смерть. Но в июне 1942 г. Берта Виккель собрала беспризорных детей, родители которых были расстреляны немцами, а часть угнана в Германию... Дети полураздетые, верхней одежды у большинства нет, но благодаря заботе гражданки Виккель и оставшегося населения, ребята были сохранены».
Колокольня имела семь колоколов с надписями: «Во славу Бога Триединого приложение строительницы храма Св.князя Владимира в 1861 году вылит сей колокол в Санкт-Петербурге на заводе купца Михаила Стуколкина», «Во славу Триединого и рабов его Владимира, Марии и чад», «Благодарною супругою на прах мужа воздвигнутую» и др. Строительница церкви М.И. Алексеева скончалась в 1889 г., на содержание церкви ею было завещано неприкосновенного капитала 7000 рублей. Проценты с этого капитала шли на ремонт и другие нужды. Многочисленные статьи уверяют, что завещала помещица не только в пользу церкви, но и якобы на нужды прихожан, в чём я сильно сомневаюсь. Более достоверно выглядит материал Псковской епархии, согласно которому, кроме тех 7000 руб., «3000 рублей были положены в банк в пользу причта Успенской церкви, ежегодно 4% государственной ренты с этих денег шли священнослужителям за совершение богослужений по вторникам и субботам о поминовении душ усопших членов семьи».
Закрыт храм был в начале 1940-х. После чего в его подвальном помещении была оснащена пекарня, снабжавшая горячими булочками не только Михайлов Погост, но и соседние поселения. В советский период церковь использовалась под склад колхоза «Рабочий путь». Сейчас же по праздникам (и, судя по разбитым окнам, только летом) стали снова проводить службы. Внутрь мы не попали, но там и нет ничего интересного - добрая часть настенной храмовой живописи давно утрачена.
Обожаю такие мощные вытянутые апсиды.
Прежде с южной стороны храма было расположено кладбище, где хоронили служителей церкви и богатых людей. Там же покоился прах предков советского писателя, лингвиста и филолога Л.В. Успенского (хотя родился он в Петербурге, юношеские годы проводил в сельце Щукино Михайловской волости в имении дедушки дворянина А.И. Костюрина). Территория храмового комплекса была окружена красивым забором из красного кирпича, но в 1930-е его разобрали для строительства административных зданий во вновь образованном районном центре Локня. До наших дней сохранился лишь фрагмент ограды, выложенной изнутри огромными валунами.
Когда-то было здесь и такое вот интересное здание пожарного депо. Кануло в Лету, как канула туда же и общественная жизнь деревни.
Ушла отсюда социальная сфера вместе с закрытием Дома Культуры и спортивного комплекса.
Оставив моего напарника Катерину отдыхать в машине, ибо её совсем покинули силы, я направился исследовать эти здания. Погода к тому времени, кроме пасмурности, приобрела ветреность и промозглость, потому, гуляя вместе со сквозняком в дебрях заброшенного строения, я и сам продрог.
По началу думал, что это всего лишь массивный козырёк крыльца, но оказалось - балкон, украшенный символикой трудящихся: солнце, колос, шестерёнка и молот.
Войдя в столь невзрачное здание, был поражён представшим передо мною большущим концертным залом (он же кинозал). Весьма масштабненько для села. А сколько таких заброшенных ДК мы видели в каждой поездке, в каждой области... Как правило, ДК - это кино, концерты, дискотеки, библиотека и различные кружки. Утерян целый пласт общественной культурной сельской жизни. Дома Культуры, где каждый день собиралось как молодое, так и старшее поколение, заменила церковь. При том, что часть сельских жителей лишена работы, а другая вынуждена ездить на работу вахтой или просто очень далеко; кроме того теперь нет какой-либо занятости в свободное время - отсюда алкоголизм, наркомания и токсикомания (реальная беда нашего времени), безразличие к происходящему и утрата ценностей.
На одной из стен внимание привлекает огромное яркое панно, с изображением сельской жизни.
Соседний зал также украшают цветовые панно с изображением рабочего класса, пляшущих русских девушек в кокошниках, научных работников и Юрия Гагарина. Рассматривая данные сюжеты, понимаешь как много мы утратили во всех этих отраслях. Из индустриальной страны, с обширным научным потенциалом и огромной сельскохозяйственной базой, превратились в сырьевой придаток современных олигархов. Вспомнилось: по данным ООН (при содействии ЮНЕСКО) с 1980 по 1991 гг. уровень образования (Education Index) в Советском Союзе находился на третьем месте в мире, в 2012 г. РФ занимало 35 место.
Второй этаж. Здесь так же всё давным давно растащили.
В паре комнат на полу разбросаны различные документы, времён существовавшего когда-то колхоза.
Как видно, интересного тут нет, потому быстренько выбираюсь наружу.
У проходящей мимо юной жительницы я узнал, что вот это здание служило спортивным комплексом.
Единственный момент, вселяющий надежду что Михайлов Погост будет жить, это существующая с советских времён и функционирующая поныне средняя школа. Зданьице, я вам скажу, хоть и приземистое, но аж о пятнадцати окон по главному фасаду.
На сим знакомство с достопримечательностями Михайлова Погоста закончилось и мы направились в столицу.
Однако, через 30 км заприметили большущее здание на окраине деревни Башово. Не могли не засвидетельствовать ещё один положительный момент существования что-то функционирующего в районе, т.к. по пути проехали массу заброшенных предприятий. Итак, перед нами предстало внушительных размеров здание Башовской средней школы, как оказалось с богатой историей.
В 1909 г. в центре купеческого посёлка Башово открылось трёхклассное земское училище - единственное в волости. В 1920-х училище преобразовано в школу колхозной молодёжи. С 1938 г. получила статус средней школы. В начале Великой Отечественной все ученики десятого класса ушли на фронт, воевали также и учителя. Здание школы пострадало в годы оккупации, поэтому в 1959 г. было построено новое. В конце 1950-х учащиеся вели активную опытную работу на пришкольном участке. За неё кружок юных натуралистов был отмечен «Свидетельством» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1957-58 гг. в Москве. С 1958 г. школа носит имя Героя Советского Союза А. Матросова. В 1971 г. звено юных лесоводов школы было отмечено Почётной грамотой Псковского обл. управления лесного хозяйства. С 1965 г. школьники принимали участие в туристско-краеведческой работе, занимая призовые места в районных и областных слётах, всероссийских соревнованиях туристов-краеведов. И т.д. и т.п.
На сим наше путешествие подошло к концу и впереди было лишь 550 км пути до Москвы.
При создании поста использованы следующие источники:
- архивные описи Псковской епархии
"Михайлов Погост"- статья
Т.Ледининой,сотрудника Псковского историко-архитектурного музея-заповедника- Государственный архив Псковской области. Ф.39, оп.1, д.463
-
Из материалов краеведческого музея Михайловской средней школы- сайт
"Равнение на Родину"- фото
группы "Михайлов Погост"