![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/29878574.1df/0_b78df_c14c0dce_XL.jpg)
Второй день пребывания весной этого года в окрестностях Питера ознаменовался поездкой из Всеволжского р-на области, где на берегу озера Лемболовского находилась "наша" база отдыха, в Курортный район Санкт-Петербурга, а точнее в город Зеленогорск - бывший Терийоки - в своё время крупнейший дачный посёлок княжества Финляндского. Главной целью там была одна единственная дача - дача Генриха Мюзера, а именно сохранившиеся внутри дома необыкновенной красоты изразцовые печи и камины, по сути, настоящие произведения искусства самого высокого музейного уровня. Кроме того, и сам дом г-на Мюзера является памятником деревянного зодчества дачной застройки, рубежа XIX-ХХ вв..
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5410/29878574.1df/0_b7880_7e701f64_XL.jpg)
Первое упоминание о поселении, ещё в составе Швеции, относится к 1548 г. Но нас интересует период, когда эти земли входили в состав Великого княжества Финляндского. До 1948 г., когда было присвоено название Зеленогорск, городок именовался Терийоки (фин. Terijoki). Рацвет его начался с постройкой железной дороги от Санкт-Петербурга и связанным с этим дачным бумом. В начале XX века Терийоки становится самым крупным дачным посёлком на побережье Финского залива: 1400 дач, до 3500 жителей, а в летнее время - до 55 000 дачников. Основную массу владельцев и арендаторов составляли купцы, промышленники, зажиточное дворянство и чиновники из Санкт-Петербурга. Приезжала сюда и столичная интеллигенция, среди которой были известные деятели науки и культуры: М. Салтыков-Щедрин, И. Павлов, Д. Менделеев и др. Наше же знакомство с Зеленогорском началось со здания 1950-х годов, в стиле сталинского то ли неоклассицизма, то ли ампира. С виду напоминающее усадебный дом оно относится к Комаровскому лесничеству.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6507/29878574.1df/0_b78e0_13b9a50_XL.jpg)
Другое заинтересовавшее нас более монументальное здание также выполнено в стиле сталинского, пусть будет, неоклассицизма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4812/29878574.1df/0_b7882_bcdc5d7_XL.jpg)
Сие здание есть Зеленогорская водопроводная станция, введённая в эксплуатацию в 1956 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9061/29878574.1df/0_b787f_7d31daea_XL.jpg)
Отчего же мы фотографировали советскую архитектуру, спросите вы? Всё потому, что я не смог бы назвать Зеленогорск привлекательным - бесчисленное количество современных отелей, гостиниц, ресторанов, элитных коттеджей, забегаловок и прочей туристической мишуры. А в глаза бросается факт исчезновения застройки рубежа XIX-XX вв., в лице тех самых финских деревянных дач. Но что-то ценное ещё можно отыскать. Например, как эту виллу «Айнолу», расположенную в восточной части бывшего Терийоки «Оллинпяя» (Край Олли). Первым здешним владельцем был Н.М. Салько - ст.советник, инженер, член общества архитекторов. Затем виллу приобрел Айно Гранлунд, назвавший её в свою честь. В 1939-40-х тут жил Отто Куусинен, глава правительства Финляндской демократической республики. После войны в здании размещалась гостиница «Ривьера».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63585/29878574.1df/0_b787c_150a3f66_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9358/29878574.1df/0_b787b_1ccfcfe9_XL.jpg)
Ручей, протекающий возле виллы «Айнола» носил имя Хуумосен-оя. Однако имел он и много других названий, в зависимости от владельцев дач. В вышележащих холмах этот же ручей назывался Киискен-оя (от имени владельца участка - Кииски). Там, где ручей впадал в искусственный пруд у «Айнолы», он звался Салкован-оя (по прежнему владельцу виллы - Салько), а далее вниз ручей превращался в Уотисен-оя.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3604/29878574.1df/0_b7886_e7bf035b_XL.jpg)
Мы же переходим в бывший центральный район Терийоки «Кескикюля» (Центральная деревня). Владельцами домика с башенкой с 1904 г. являлись купец Фёдор (Теодор) Викентьевич Кондратьев и его жена Амалия Йоганновна (урожд. Бодманн). В СПб Кондратьев держал ренсковые погреба (ренсковые погреба - погреб-склад-магазин, где производилась торговля спиртными напитками только «на вынос»). А супруга купца кроме этого участка владела ещё и доходным домом в СПб. Кстати, именно эта дача летом 1929 г. использовалась при съемках фильма «Праздник на берегу моря». В 1930-х дом входил в состав пансионата «Аннала».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6802/29878574.1df/0_b787d_7654e4ec_-1-XL.jpg)
Следующая дача расположена на бывшей улице Mikonkatu (Миконкату - происходит от имени Микко Уотинен, вождя местного финского населения. Сын коммерсанта и землевладельца он учился в Выборгском реальном лицее, но не закончил его, увлёкшись общественной деятельностью. В его доме находилась конспиративная квартира ЦК РСДРП, где частенько бывал В. Ульянов). В 1911 г. участок с уже построенным ранее домом приобрела вдова купца В.Ф. Кузнецова. Её муж, купец 2-й гильдии, был антикваром - «торговля античными вещами» в Апраксином дворе, магазин на Фонтанке и проч. Их сын, Пётр Васильевич, с 1910-х был артистом Малого театра, советским киноактёром в ролях 1923-1937 гг.. Последним хозяином дачи числился доктор Эдгар Карлович Циммерманн - терапевт по лёгочным болезням, главврач санатория в Питкяярви.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3808/29878574.1df/0_b787e_17f5279_XL.jpg)
А вот и главная цель нашего заезда в Зеленогорск, даже более - сюда мечтала попасть Катерина. Собственно было ради чего. В последние годы дачу огородили высоченным металлическим забором, а внутри размести охрану. Однако, мы были бы не мы, если б не договорились. Правда, для этого пришлось перебраться через ручей и густые заросли, ибо на стук в ворота никто не открывал. По пути взятия ручья вброд, познакомились с хозяином соседнего участка и его собакой. Завязался весьма доброжелательный разговор (не с собакой). Одним словом, как обычно пообщались с местными. Кстати, среди местных жителей (и не только) существует легенда, что именно это здание бывшая гостиница «Бель-Вю» (она же «Пуйстола»). Но это не так.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/29878574.1de/0_b7859_a03209d3_XL.jpg)
Как видно, красиво сфотографировать в наши дни дом не представляется возможным - здание полностью окружено деревьями, со всех сторон вплотную обступившими фасады. В тот день мало того, что было пасмурно, так ещё и заморосил дождь.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/29878574.1de/0_b785b_63056e20_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15515/29878574.1de/0_b785c_d0cdb8d2_XL.jpg)
Наиболее вероятным первоначальным владельцем дачи считается Генрих Вильгельмович Мюзер (Henrik Muser), совладелец оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». В 1885 г. здесь им был приобретён участок площадью в 2.5 га. Точная дата постройки дома неизвестна, предположительно это 1890-1900 гг. Во внешнем облике деревянной постройки прекрасно сочетаются традиционные черты дачной архитектуры XIX века и проявления финского национального романтизма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66384/29878574.1df/0_b7883_49a93294_XL.jpg)
Наши дни. Удивительно, но здание уцелело во времена Финской войны, Великой Отечественной и функционировала весь советский период, а за последние четверть века... Серьёзный ущерб историческому дому нанёс пожар, случившийся после 2010 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15540/29878574.1de/0_b785d_eef7f876_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15497/29878574.1de/0_b785e_38d2188a_XL.jpg)
В 1931 г. дача называлась «Летняя дача Мюзера». В 1935 и 1938 гг. указывалась уже как пансионат «Элит», владельцем которого была г-жа Л. Мюзер-Хаар.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15549/29878574.1df/0_b7884_229e5bb3_XL.jpg)
Меж тем, познакомившись с охранником и объяснив ему свои благонадёжные намерения: что мы в отличии от вандалов единственное что делаем, так это отковыриваем печные изразцы в усадебных домах (шучу, конечно), что мы всего лишь подсветим вспышкой фотоаппарата камины господина Мюзера и запечатлим их себе на память, попадаем внутрь дома.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/29878574.1de/0_b7860_2575f0bb_XL.jpg)
Внутри тесно, темно, грязно и сыро. Дом находится в аварийном состоянии и определённо погибает. Повсюду стоят подпорки для потолка. Где-то потолок уже рухнул. В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Однако, для нашего неискушённого печного взгляда мы не придали ей значения и даже не удостоили "взглядом" объектива. Тем более что выступающий "бордюр" печи служит там полочкой для целого ряда баночек-скляночек и прочего мусора.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4110/29878574.1de/0_b7861_95fcf942_XL.jpg)
Мы же сразу проходим в центральный зал, он же холл.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9740/29878574.1de/0_b7862_f0d972e8_XL.jpg)
Здесь, наверное, самый роскошный камин во всём доме. Да и вообще самый роскошный, который мы видели в наших поездках (музейные экспонаты не в счёт). Перед нами во всей красе предстал майоликовый (майолика - вид керамики с расписной глазурью) камин с шатровым завершением, выполненный в стиле германского ренессанса. Камин украшен геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Камины заключены в деревянные рамы, дабы обезопасить их от разрушения при падении потолочных балок. Так что заснять творения финских мастеров делом оказалось довольно-таки непростым и высокохудожественных кадров ждать не приходилось.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4427/29878574.1de/0_b7863_45c68f94_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/29878574.1de/0_b7865_5ea2276e_XL.jpg)
Центральное панно этого камина занимает декоративное изображение ландскнехтов с собаками (ландскнехт - немецкий наёмный пехотинец эпохи Возрождения). Узумительная по качеству и художественному уровню работа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/72233/29878574.1df/0_b7866_6ff462f7_XL.jpg)
Следующая изразцовая печь-камин также выполнена в стиле Северного Возрождения, с применением цветных глазурей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31082/29878574.1df/0_b7867_68b399f0_XL.jpg)
Здешнее центральное панно занимает изображение средневекового трактира. И снова человечки (фигуры в панно) похожи на немцев. Наличие немецкой темы (в предыдущем камине в декоре присутствует изображение прусского орла - германского геральдического знака), скорее всего, объясняется тем, что в начале деятельности Ракколаниокского гочарного завода, производившего сие камины, формы изразцов покупались в Германии. Да и первыми владельцами завода были выходцы из Германии.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/72233/29878574.1df/0_b786a_76d52603_XL.jpg)
Как утверждают специалисты, нынче каминов с подобными изразцами даже в самом Петербурге осталось очень мало.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/29878574.1df/0_b7868_1a500bc2_XL.jpg)
В здании окромя печей в паре комнат сохранился модерновый внутренний декор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/29878574.1df/0_b786c_2349d1c4_XL.jpg)
А также сохранился не совсем модерновый сейф.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9309/29878574.1df/0_b7878_2b7fcb76_XL.jpg)
Следующий зал и ещё один бесподобный полихромный майоликовый камин. Здесь как раз видим пример увечья от рухнувшей потолочной балки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9226/29878574.1df/0_b786d_99c95df6_XL.jpg)
Несколько слов о заводе, производившем данные камины. «Финляндский Ракколаниокский гончарный завод» функционировал в период 1877-1930 гг. в окрестностях Ховинмаа, недалеко от Выборга. Своё название он получил от расположенного поблизости имения Ракколаниоки (Rakkolanjoki). Найти изразы этого завода в окрестностях Питера не столь удивительно, как, например, обнаружить их в глубинке Тверской области (нашли в пригороде Бологого). Конечно там они были простые белые глазурированные, ибо не под силу было провинциальным помещикам приобретать рельефные цветные изразцы, но тем не менее далеко же их занесло.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6745/29878574.1df/0_b786f_879c306d_XL.jpg)
Время облицовки каминов изразцами относится к 1890-м годам, т.е. ко времени строительства и оформления интерьеров самого дома.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9310/29878574.1df/0_b7871_aba711dd_XL.jpg)
На этот раз в центральном панно красуется просто растительный орнамент, без присутствия немецких человечков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64120/29878574.1df/0_b7870_8975716f_XL.jpg)
В глубине дома находится ещё один изразцовый камин - белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4010/29878574.1df/0_b7872_456bfb06_XL.jpg)
Среди прочих сей камин выделяет прекраснейший и искусный работы богатый рельефный декор.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15542/29878574.1df/0_b7873_b4ace2fa_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/72233/29878574.1df/0_b7874_6e8073f0_XL.jpg)
Автор росписи этих панно нам неизвестен.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5702/29878574.1df/0_b7875_d49ed7da_XL.jpg)
Очень уж она смахивает на гжельские зарисовки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16187/29878574.1df/0_b7876_33fb5f2f_XL.jpg)
По мнению А.И. Роденкова, кандидата экономических наук, исследователя истории архитектурной керамики, камины дачи Мюзера являются ценнейшими памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX века, а майоликовый камин с шатровым завершением мог бы стать центральным экспонатом будущего музея в этом здании.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67504/29878574.1df/0_b7877_3c98e50c_XL.jpg)
Собственно смотреть здесь больше не на что, всё очень в печальном аварийном состоянии. И дабы не злоупотреблять гостеприимством, мы покидаем дачу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/29878574.1df/0_b7879_3faa2f7b_XL.jpg)
В советское время первым стены дачного дома занял клуб, затем - военкомат, а последние годы здесь работал ЗАГС.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16130/29878574.1df/0_b787a_d0e8388c_XL.jpg)
«Судьба исторических зеленогорских дач характерна для всего Курортного района Петербурга. Здания, которые остались пустыми (люди выехали, учреждения бросили), горят от поджогов как свечки: ведь земля здесь стоит сумасшедшие деньги. На выгоревших участках очень быстро вырастают коттеджи. Немногие из домов продолжают сопротивляться, их можно пересчитать по пальцам, каждый дом - шедевр модерна. И когда эти здания будут утрачены, Терийоки-Зеленогорск может стать безликим пригородом без признаков очарования».
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6804/29878574.1df/0_b78de_aadada02_XL.jpg)
При создании поста использован материал следующих сайтов:
- статьи А.И. Роденкова
"Печи и камины дачи Мюзера"- сайт
Зеленогорск.Тerijoki- сайт
Зеленогорск. СПб- статья Т. Хмельник
"Невское время"