Продолжаем знакомиться (вернее прощаться) с некогда самой большой промзоной Москвы - автомобильным заводом им. Лихачева. На сегодняшний день на территории сохранилось около десятка построек, из них всего пару цехов. Оставшиеся здания и цеха скорее всего останутся нетронутыми, а будут отреставрированы и отданы под аренду офисов или арт - пространства.
Сегодня мы побываем в лабораторном корпусе, и еще раз заглянем в инженерный. Посколько потребности в сносе нет, внутри зданий до сих пор сохраняется советский антураж рабочих мест. В шкафах лежат аккуратно уложенные килломграммы документации, на стенах висят советские плакаты и календари десятилетней давности, на столах стоят рабочие старенькие телефоны, на вешалках в гардеробах, словно только вчера поглаженная, гражданская одежа и форма, практически везде работает освещение, а в мастерских до сих пор функционирует старое оборудование. Можно подумать, что на свои рабочие места до сих пор приходят рабочие и инженеры. Если есть возможность, обязательно сходите на ЗИЛ. В скором времени завод полностью уйдет в историю.
В
первой части мы побывали в цеху ремонта электрокаров, литейном, моторном цехах, "Новом" кузовном корпусе. Сейчас на месте всех этих построек стоят котлованы, где через несколько лет будет возвышаться административно - офисная и жилая застройка.
Во
второй части постеили Высотный цех, заводское бомбоубежище на 3000 человек, а также инженерный корпус.
В этом обзоре продолжим осмотр инженерного корпуса, обойдем мастерские лабораторного корпуса и еще раз заглянем в убежище, где вся вода куда- то исчезла.
Ну что, готовы вернутся на несколько десятилетий назад? Приятного просмотра!
Для удобства, как в прошлый раз, обзор поделен на разделы.
Просторный холл с телефонными автоматами.
Дядюшка Ленин.
Поднимаемся на рандомный этаж и продолжаем заглядывать за открытые дверки.
Комната архитекторов и генпланистов.
В шкафах папки с чертежной документацией цехов.
И многочисленные свертки с планами цехов.
Бюро кадров, кэп. Что такое кэп?
Может капитан очевидность?
Типично советские казённые корридоры.
Порадовали плакатики.
Что в шкафчиках?
Некоторые из СНиПов и гостов, без небольших изменений, можно считать до сих пор актуальными.
А к подарку на 8 марта инженеры мужчины подошли очень серьзно, с проявлением максимального творчества и невероятной аккуратности.
А потом нас прогнала охрана :) Внутренний двор инженерного и лабораторного (справа) корпусов. По центру станция теплоснабжения.
Калориферная установка Инженерного корпуса.
Через отсутсвующую свторку в остеклении витража попадаем в одну из лабораторий. Как по мне, это помещение больше напоминает мастерскую или даже шиномантаж.
В этой и соседних лабораториях испытывали двигатели, проверяя выборочно готовые из производственной партии, а также сравнивали показатели с зарубежными изготовителями.
На этой зарубежной установке раньше "разгоняли" движки. Таких больших спидометров я еще не видел.
Пункт управления лабораторией. На стенде традиционно изображение Ленина.
А этот прибор напомнивший мне радар, что стоит у диспечера полетов, оказался анализатором выхлопных газов.
В соседнем зале работало освещение.
Все лаборатории примерно похожи по архитектурному решению и оснащению - два зала и пункт управления между ними. Всего таких лабораторий в здании около десятка.
В соседней лаборатории оказалось гораздо чище и полностью отсутсвовал дестрой. Наверно потому, что створки были на месте :)
По оснащению лаборатория идентична предыдущей.
Сверху свисает пульт управления кран - балкой.
В уголке пылится двигатель "Д55Д" для грузовика "Зил - 130".
В лаборатории сравнивали показатели с заморским аналогом.
Иностранный прибор, на фоне советских, по своему оформлению больше похож на игровой автомат.
Рубка управления. Протереть пыль, и можно продолжать работу!
Рабочее место лаборанта.
Окна в комнате выполнены из двух слоев пластика. Связано это с крюком крана в зале, который при пермещении сильно раскачивается в стороны.
В следующей лаборатории, стены облицованы звукоизоляционными панелями.
В комнате управления стоят старенькие компы. Раньше такое оборудование стоило очень больших денег.
А как называется это чудо, кто - нибудь знает?
Все оборудование иностранное. Шкафы - бывшие сервера. Теперь объем данных нескольких таких шкафов умещаются на cd - диске.
Правила подъема агрегатов.
Лесенка ведущая в комнату отдыха.
Дальше - интересней. В следующей лаборатории оснащение еще круче. И состоит она из 3 залов и 2х пунктов управления.
Чем не музей?
Сплошная электроника.
Следующий зал. Судя по смотровой яме, сюда завозили уже готовые автомобили
Пункт управления.
Все лаборатории выходят в главный зал, где сейчас находится вперемешку стоянка автомобилей произведенных на заводе и работников заводоуправления, которое примыкает к лабораторному корпусу.
Представительский "ЗИЛ".
А рядом зарубежный аналог - "Rolls-Royce". Наверное с него и сняли движок, что лежит сейчас в одной из лабораторий.
Дверь в одну из лабораторий.
Длинна цеха около 200 метров, ширина ~ 80.
Толстая дверь в холодильную камеру.
На последок еще раз заглянем в убежище из прошлого обзора. Что там изменилось? Кто - то откачал воду и теперь 70% пола сухая. Не нужно напяливать на кроссовки противогазы :)
О назначении данного девайса. Это ручной измеритель мощности взрыва. Для расчета используются такие параметры, как: градус и скорость движения радиоактивного облака, высота подъема, мощность удара. В примечании написано: "Для ореинтировочного определения расстояния до места взрыва необходимо время в секундах с момента вспышки до прохода ударной волны поделить на три."
А еще мы отсыскали тумблер с включением освещения.
Впрочем работало оно далеко не везде - многие лампы либо перегорели, либо отсутсвуют.
Помещение архива. На полках рабочая документация по убежищу и оборудованию в нем.
На полу остались небольшие лужицы от недавнего потопа.
Учебная аудитория.
Помните "чувака" из прошлого обзора? Вот сфоткались с ним.
На огромной очищенной территории, от бывших цехов, остались возвышаться только 13, похожих друг на друга, лицевых фасадов. Не знаю, какая их ждет судьба. Вроде и выдающимся архитектурным решением они не отличаются. Может быть вам известно?
Фасад бывшего Прессового корпуса.
Фасад Литейного цеха №2.
Фасад Моторного корпуса и доска почета.
Внутри пустота.
"Новый" Кузовной корпус. В настоящее время активно разбирается. Еще летом можно было выбраться на крышу.
Фасады со стороны третьего транспортного. Вторая проходная ЗИЛ.
Второй инструментальный цех.
Фрагмент фасада модельного цеха.
На последок еще раз заглянул в Высотный цех из прошлого обзора.
Ярослав.
Панорама восточной части территории.
Полный размер.
Прошлым летом во время небольшой прогулки по ЗИЛу я посетил еще несколько построек. Отдельный обзор ради дюжины фотографий решил не создавать, вместо этого публикую их здесь в виде дополнения.
Главный Литейный цех ковкого Чугуна.
Ваш покорный слуга :)
Окно в производственный зал из рубки управления.
Веселые плакаты по ТБ.
Складской зал. После закрытия производственной линии, здесь, судя по разбросанным каталогам и рекламным брошюрам, хранились рулоны ковралина.
С крыши.
Новый кузовной цех постепенно демонтируют.
Главный Литейный цех серого чугуна.
На этом все, спасибо за внимание! Буду рад комментариям.
Смотри также:
Часть 1: Цех ремонта электрокаров, литейный, моторный цеха, "Новый" кузовной корпус.
Часть 2: Высотный цех, заводское бомбоубежище на 3000 человек, инженерный корпус.
Часть 3: Лабораторный корпус, инженерный корпус, бомбоубежище (продолжение).
Рекомендую также почитать
воспоминания рабочего завода.