16 фотографий,общий вес 8,9Мб
К концу 19 века в Вене (столица Австро-Венгрии в то время) появилась необходимость развития железнодорожного транспорта, прототипа нынешнего метрополитена. С 1897 года начинается электрификация морально устаревшей конки, которая по сути превращается в трамвай. Параллельно с этим велись работы по проектированию городской железной дороги (Stadtbahn), сооружение которой в основном объеме велось в 1892-1901 годах. Однако тогда должной популярности добиться не удалось ввиду высоких цен, а зажиточные горожане брезговали ездить в вагона, прокопченных насквозь паровозным дымом. Второй пик развития железной дороги пришелся на 20-е и 30-е годы 20 века, когда паровозная тяга заменялась на электрическую, а по рельсам поехал ставший популярным к тому времени трамвай. Облик современного метрополитена часть городских железнодорожных линий начала приобретать лишь в 1976-1982 годах, когда была произведена массовая реконструкция существовавших тогда тоннелей и путей, а вместо трамваев были пущены электропоезда.
После реконструкции 1970-80 годов поезда одной из линий были направленны в новые тоннели, а старые наземные пути были обрезаны, из-за чего остался своеобразный артефакт - широкий тоннель вдоль одного из подземных участков реки Вены (аналог московской Яузы) длиной почти 400 метров, в котором расположен оборотный тупик станции Margaretengürtel.
Строительство объекта нашего сюжета началось в 1894 году на берегу Вены, которую с 1895 года начали заключать в каменно-бетонные борта, а местами и в подземный коллектор. В 1898 году строительство линии вдоль реки (она видна слева) выглядело так:
Сверху уже тогда проходила другая линия городской железной дороги, причем мост сохранился и по сей день. А внизу виден портал тоннеля, на противоположной стороне которого находится станция Margaretengürtel, открытая в 1899 году. В интернете нашелся еще снимок примерно 1927 года, когда паровозы с вагончиками были заменены на трамваи (в 1924-25 годах). На снимке хорошо видно, как вдоль речки Вены был проложен будущий метрополитен:
А мы меж тем перенесемся в 2015 год. Портал тоннеля никуда не делся, и сейчас из него торчит единственный путь, упирающийся через 50 метров в тупиковую призму. Попадание в тоннель потребовало много времени ввиду дикого палева - вдоль него устроена вело-пешеходная дорожка, а в 20 метрах находится подразделение метрошной аварийно-эксплуатирующей организации. Сам тоннель прилично обсигнален датчиками, некоторые из которых я раньше не встречал. С другой стороны, бич европейских железных дорог и метро - граффити - до этих оборотников почти не добрались. Оригинальные каменные стены с нишами и один электрифицированный путь. Из-за поворота бьет свет с улицы:
Тоннель впечатляет и размерами, и чистотой, и красотой. Единственное, что обидно - перекрытия при реконструкции заменили на бетонные, хотя раньше они были олдскульнее (см.в конце поста):
Свободное пространство приспособили для хранения рельс:
Почти единственные встреченные граффити, а вдалеке виден свет станции:
Фотографировать приходилось в момент проезда поездов у границы платформы, дабы люди со станции не увидели моего фонаря. Пробираясь вдоль стены:
Съезд у станции и проезжающий поезд:
Странный маленький тупичок, вагона так на 2-3:
Задерживаться не стал, равно как и лезть в еще более обсигналенную камеру съезда, поспешил на выход. В одной из ниш обнаружил какую-то олдовую и очень чистую лежку, то ли монтерскую, то ли бомжатскую :)
Вид на портал из тоннеля. Путь давно зарос травой и кустами:
У станции Margaretengürtel весьма красивый наземный вестибюль, некоторые элементы декора которого дошли до нас с конца 19 века:
Однако сама станция не отличается почти ничем от большинства станций европейских городов - просто и стильно:
Где-то там, чуть справа, все эти вот интересности:
Я еще вначале обещал показать оригинальный метротоннель 19 века. Ну вот он, с красивыми клепанными железными перекрытиями, 1895 год. Для этого пришлось залезть в еще один тоннель в самом центре Вены: