...или рассказ о том, как я искал покинутый 30 лет назад посёлок :) (Осторожно, много буков!)
«Проходные 8-го участка». Так называются проходные авиационного завода им. Гагарина в городе Комсомольске-на-Амуре, расположенные с «тыльной» стороны территории «А», недалеко от завода «Гражданские самолёты Сухого». Откуда такое название? В этой статье хочу попытаться рассказать об этом.
Проходные расположены в непосредственной близости от одного из уже исчезнувших посёлков Комсомольска-на-Амуре - Амурского, до 1950-х гг. называвшемся как раз 8-м участком. Первоначально это был барачный посёлок особого военно-строительного корпуса, строившего авиационный завод. Единственная, упоминающая барак, запись из старых списков жилого фонда города - «8-й участок, барак 9, год постройки 1935, 1-этажный, рубленый», намекает на то, что посёлок ведёт свою историю как минимум с 1935 года. На
карте 1947 г. действительно отмечено порядка 10 бараков. Со временем, возле бараков разросся индивидуальный посёлок с пятью улицами - Северная, 1-я Горная (быв. Горная), 2-я Горная (быв. Пионерская), 8 марта (быв. Красногвардейская) и Западная (быв. Заводская). Проживали там рабочие авиационного завода. Дома выстраивались постепенно, с конца 1930-х по 1960-е гг. Успели построить несколько сотен частных домов, о чём говорит
карта 1983 года. Жизнь посёлка хорошо иллюстрирует найденная
статья в городской газете за 1956 г. Как водится, от проблем жители посёлка далеко не были избавлены. Нет клуба, нет уличного освещения, не обустроены дороги, в посёлок не сможет при необходимости проехать скорая помощь. Через посёлок тянется выкопанная в 1937 г. траншея со стоячей водой (действительно, отмечена на карте 1952 г.), затрудняющая доступ на дальние участки. Нет телефона, нет промтоварного магазина. Однако, продовольственный магазин всё-таки был - №61. Он упоминается в газете за 1956 г., а также в телефонном справочнике за 1985 г., тогда он располагался по ул. Западной, 11. Была в посёлке и школа - отмечена на карте 1952 г. И, как пишет газета, в 1956 г. в посёлке построили новую школу. Это школа №34. Кроме того, в 1954-1956 гг. на ул. Западной было построено ещё и несколько 2-этажных рубленых домов (в старых списках жилого фонда упомянуты номера 5, 5а, 7, 9, 11). Так же в 1956 г. в жилом доме по ул. Западной, 9 построили и новую котельную. И это был пик развития посёлка, поскольку уже в 1960-м г. дальнейшее строительство жилья здесь было запрещено. А уже в 1982 г. практически в черте посёлка началось строительство нового завода по производству ракет большой дальности (подробнее прочитать о заводе можно
здесь), после чего на посёлке начался массовый снос жилых домов. К концу 1980-х гг. из нескольких сотен здесь осталось примерно пара десятков домов, о чём свидетельствует карта 1987 года.
Прошло почти 30 лет. Завода, понятно, давно нет. Но осталось ли сегодня хоть что-нибудь от Амурского посёлка? Изучая современные спутниковые снимки, я обнаружил, что почти все улицы этого посёлка, оказывается, сохранились до наших дней, а вот домов на снимках не было видно ни одного. Однако, мне всё равно было интересно побывать в этом районе, увидеть своими глазами бывшие улицы посёлка и всё-таки попытаться найти какие-нибудь признаки былой жизни. Вылазку в посёлок я произвёл в августе 2013 г. Имея при себе карту, решил найти первую крайнюю улицу - Северную. Оказалось, что она сохранилась довольно неплохо и даже не заросла, поскольку, как я понял, по ней время от времени проезжают грузовики в сторону какого-то карьера или полигона. Вдоль дороги везде была только высокая трава и нигде не было видно даже следа от какого-либо строения или огорода. Пройдя по улице до конца и, так и не найдя на ней ничего интересного, вернулся к её началу и решил проверить вторую улицу - 1-ю Горную, идущую параллельно Северной, ближе к заводу Гагарина. Заезд на неё оказался хоть и заметным, но уже весьма заросшим, что только разогрело мой интерес. И догадка подтвердилась - через пару сотен метров по левой стороне улицы я увидел в стене зелени стену дома! Это меня очень поразило. Сразу вспомнились фотографии из опустевшего города Припять, в котором дома плотно опутаны ветвями деревьев. Здесь, на 1-й Горной, было то же самое. Раздвигая переплетённые кусты, я подошёл к дому. Стена, показавшаяся каменной, на деле оказалась не то туфобетонной, не то углебетонной, и рассыпалась буквально от прикосновения. Завернув за угол, понял, что сохранилось только полдома - задняя и левая стены отсутствовали. Внутри дома, естественно, густо росла трава и ничего не напоминало о том, что здесь когда-то было жилое помещение. За исключением розетки, торчащей из стены. Снаружи, на фасаде дома отчётливо выделялся след от прямоугольной таблички с номером дома. Оказалось, сама табличка лежала прямо на земле, под тем местом, где когда-то висела - отвалилась сама от времени. С трудом удалось разобрать надпись на ней - «1я Горная 13А».
Пошёл дальше по 1-й Горной. Пройдя ещё метров сто, по противоположной стороне увидел кусок фасадной стены ещё от одного дома. Причём, кирпичного! Однако, в этот раз кусок был очень мал и поглощён в зарослях ещё сильнее, чем предыдущий дом. Разумеется, никаких номеров и табличек ни на нём, ни рядом с ним не было. Можно только приблизительно прикинуть - скорее всего номер был 20 или 22. Дойдя до конца улицы, больше так ничего и не нашёл. Только заросшая грунтовая дорога и обильная растительность. Вернулся и пошёл искать 2-ю Горную улицу.
Нашёл. Вот заезд на неё. Однако, не прошёл я и ста метров, как дорога оборвалась и, как я не пытался найти её продолжение, заходя в глубину зарослей, ничего найти не смог, не говоря уже о наличии остатков домов. Пришлось снова вернуться обратно. Следующая улица - 8 марта. Но найти её у меня так и не получилось. Даже если и оставалась какая-то часть грунтовки, то я её не нашёл - всё заросло очень сильно, а возможно и перерыто строителями. По последней улице - Западной, судя по карте, теперь проложена дорога к проходной завода «Гражданских самолётов Сухого». Намёков на прежнюю жизнь на ней тоже нет.
Но найденный в зарослях почти полноценный дом по 1-й Горной - последний и единственный на весь бывший посёлок, всё же произвёл на меня впечатление!
1. Улица Северная от железной дороги на север.
2. Улица 1-я Горная от железной дороги на север.
3. В глубине улицы.
4. В обратную сторону - в сторону железной дороги.
5. Дом №13а по ул. 1-й Горной.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Остатки дома по чётной стороне 1-й Горной (примерно 20 или 22).
12. Улица 2-я Горная от железной дороги на север.
13. Шиповник на 2-й Горной. Его здесь много разрослось.
14.
15.
16. Дорога к проходным 8-го участка. Направо пошла дорога к заводу "ГСС". Примерно на её месте была ул. Западная.
17. 8-й участок Дзёмог на карте 1947 г. В левой части - бараки 34-го батальона военных строителей.
18. 8-й участок Дзёмог на карте 1952 г. Новые частные дома были построены между существующими на карте. Деревянные 2-этажки - с левой стороны ул. Западной, на карте их ещё нет.
19. 8-й участок Дзёмог на карте 1983 г. Крайние номера в конце улиц намекают на общее количество домов. Уже отмечен дом №11 по Западной. В нём был 61-й магазин.
20. Современная спутниковая карта 8-го участка. Отчётливо видны Северная, 1-я Горная и 2-я Горная улицы.
21. Статья из городской газеты.
22.
Спасибо за внимание :)
Оригинал взят у
gorotskop в
Посвящается жителям бывшего Амурского посёлка