Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру и нашу национальную народную культуру.
Сельская школа - особый организм. Здесь педагоги, ученики, родители - одна семья, где все знают друг друга, вместе печалятся и радуются. И вот такие удивительные сообщества уходят в прошлое, рушатся не без помощи государства.
Всего о двух из тысяч закрывшихся школ мне и хочется рассказать. Обе школы не в пример городским небольшие и скромные, из интерьера почти что ничего не сохранилось, но обе имеют более чем столетнюю историю и как дань памяти им будет мой пост.
Отрывок из стихотворения Людмилы Марасиновой:
"Здесь корни страны, здесь истоки народа,
Снегов белизна, алый отблеск восхода,
И купол небес ослепительно синий,
И сельская школа - надежда России."
Хоть первой в ту поездку мы посетили школу в селе Архангельском, рассказ свой начну со школы в Старом Некоузе Ярославской области. Погода нас опять же не баловала, небо застелила серая пелена, да и вечерело. Поэтому фоточки снаружи носят тёмно-мрачный характер.
Итак, представляю вашему вниманию Некоузскую основную общеобразовательную школу.
"За мир добро и справедливость!" - такой лозунг встречает нас на официальном сайте школы. Всего пару лет не дожила школа до своего 107-летнего юбилея! Впервые школа в селе Некоуз была открыта 3 декабря 1869 года. В этот день прибыл в село председатель Мологской земской управы князь А.А. Куракин. На волостном сходе он предложил крестьянам открыть школу и содержать её за свой счёт. Голоса разделились. Большинство старики-старообрядцы были против. Другая часть крестьян, прогрессивно настроенная, требовала открытия школы. Но сельский сход кончился победой стариков-старообрядцев. Тогда князь А.А. Куракин предложил крестьянам произвести денежную подписку. Предложение было принято. Набрали 120 рублей. Были добавлены средства из фондов земства. В этот же день по предложению князя был куплен дом, в котором открыли школу. История здания, в котором сейчас располагается школа, начинается с 1903 года.
Ещё недавно здесь училось 18 детей, которых обучали 6 учителей с более чем 20-ти летним стажем работы. Школа ежегодно принимала участие в различных районных и областных мероприятиях: районная интеллектуальная игра "Знание-сила" 2005 год - 1 место; областной конкурс краеведческих работ "Отечество" 2008 год - 10 место; районный конкурс творческих работ "Мир глазами детей" 2009 год - 1 место; районная викторина к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 2010 год - 2 место; ежегодное участие в международных играх "Кенгуру", "Русский медвежонок"...
Немножечко архивных фото из недавней школьной жизни Старого Некоуза:
"Брейн-ринг"
"Концерт к 8 Марта"
"Ко дню учителя"
А теперь наши дни: открытые настежь входные двери, пустые классы и звенящая тишина в коридорах.
До революции здесь располагалось двухклассное училище. Учиться могли немногие, а знания давались ограниченные. Преподавались грамматика, арифметика, закон божий, славянский язык, пение (пели церковные песни). В качестве учителей использовались священники. В 1923 году на базе училища была основана школа первой ступени, а в 1931 году - школа крестьянской молодежи. В 1934 -1935 годах школа организовала 8 класс и преобразовалась в полную среднюю. В школе учились школьники Некоузского и Брейтовского районов.
"Флора и фауна Ярославской области"
Школьное хранилище знаний.
Учительская комната.
Во многих классах до сих пор целы изразцовые печи. Правда, по назначению их не использовали с 1972 года - введено водяное отопление.
Очень мило было видеть во всех помещениях и коридорах полочки для горшочков с цветами.
Уже забыты и никому не нужны эти имена (нижние портреты):
В.О. Ковалевский - геолог, основатель эволюционной палеонтологии, доктор философии.
М.И. Иванов - учёный-животновод, академик Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных Наук.
Спортзал.
Почти что свежевыкрашенные пустые коридоры.
Хе хе... Такие вот сельские уборные.
Выбираемся наружу и идём осматривать второе здание школы уже советских годов постройки.
Здесь так же были классы и даже школьная столовая.
Эта постройка оказалась менее крепкой, чем здание 1903 года, и уже слегка покосилось.
С 70-х годов Некоузская школа налаживает тесную связь с совхозом «Правдино». Школьники помогают совхозу в уборке льна, совхоз - в проведении ремонта школы. В 1978 году школа отмечала 75-летие. На торжественный праздник было приглашено много почётных гостей, бывших учеников. Среди приглашённых был и поэт П.П. Голосов - член Союза писателей СССР, старший редактор Верхне-Волжского книжного издательства, писал и издавал сборники своих стихов, имел награды: Орден Славы I и III степени, медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За победу над Германией». Павел Павлович Голосов учился в некоузской школе в 1930-е годы.
Заходим в класс с пианино.
На полу то, что не увезли и не выбросили - атласы, портреты, книги и прочее.
Выложили на клавишах некий "натюрморт" из большого гипсового уха и ЖКТ человека.
Школа всегда проводила воспитательную работу, большую роль в этом оказывала пионерская организация, воспитывая в ребятах ответственность за порученное дело, дисциплинированность, чувство патриотизма. Особую значимость этой организации придало присвоение в 1970 году имени Ю.Я. Моисеева - бывшего ученика, лётчика-испытателя, погибшего при испытании военного самолета в 1969. В 1994 вместо пионерской организации в школе создается патриотический клуб им. Юрия Яковлевича Моисеева. Работа клуба продолжалась до последних лет. Задача клуба - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Холодильник в соседней комнате - это мини-кухня.
В 1989 году открывается новый спортивный зал, построенный на средства совхоза «Правдино». Ребята участвуют в футбольных соревнованиях, шахматных турнирах, туристических слётах, конкурсах «Безопасное колесо». Не раз проводились спортивные встречи команд учащихся из Некоузского, Мышкинского, Брейтовского районов на базе этой школы.
"ЗАПОМНИ: ты стране не нужен..."
С 2000 года школа становится муниципальным общеобразовательным учреждением и получает статус самостоятельного юридического лица. В 2003 переходит к нормативному бюджетному финансированию - было приобретено: столы и стулья для учеников и учительские столы в два кабинета, компьютер для администрации, ксерокс, телевизор, видеоплеер, 5 пар лыж с ботинками; оборудован компьютерный класс и оснащён компьютерами - 3 ученических и 1 для учителя (поступили по президентской программе). Спустя десять лет, видимо, нашему государству стало не под силу снабжать сельские школы лыжными ботинками и платить семитысячную зарплату сельским учителям. Если посмотреть здесь и так ведь была нищета в сравнении с городскими школами.
Забавные ступени, ведущие в окно. Видимо, пожарный выход.
Даже в годы Великой Отечественной войны школа жила, хоть и напряженной жизнью и испытывала огромные трудности. Мало было учебников, тетрадей. Дети писали часто на газетах. В помещении было холодно, т.к. печи топили сырыми дровами, которые заготавливали сами учителя и учащиеся. Осенью все выходили на работы в колхоз. Несмотря на это, дети хорошо учились, участвовали в общественной работе. Из числа выпускников предвоенных лет многие ушли на фронт и героически защищали свободу и независимость нашей Родины. Им поставлен памятник перед зданием школы.
В "соседней" Марьинской школе в местечке Андреевское также не радужные перспективы. Несколько лет назад там внедрили новую программу обучения "Русская школа" - не отвергая новые технологии обучения и выполняя государственный стандарт образования, она была направлена на углубление знаний по отечественной истории, на изучение истории родного края, на познание русской культуры, на поддержание русских традиций, на воспитание в учениках лучших черт национального характера. Но из-за системы финансирования, в которой экономия важнее интересов детей, в 2011 году пришлось отказаться от «Русской школы» - не хватило в бюджете 12 тыс. рублей в месяц.
А теперь вернёмся в начало дня и первую на нашем пути школу в селе Архангельском.
Итак, Архангельская основная общеобразовательная школа.
Сложно сказать для каких целей был построен изначально этот деревянный особняк, но известно, что в XIX веке в селе существовала школа. Вполне возможно, что история становления такая же, как и в Старом Некоузе. К сожалению, информации по этой школе удалось найти немного. Первое упоминание о школе советского периода относится уже к 1927 году. В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века село было больше административным центром: тут жило всего девять семей, да ещё на склоне оврага, над ручьём, за церковью ютились маленькие домики одиноких старушек-келейниц; зато были здесь магазин, почта, медпункт, библиотека, клуб, сельсовет, одно время работала и пекарня. В школе-восьмилетке учились 60 детей. Десять - из самого Архангельского.
Судя по надписям, оставленными бывшими учениками, школу они любили, в отличии от Москвы.
"Москва отстой - Архангельское forever. Выпуск 2008-2009" (хотя школа закрыта в 2007 году).
Классы давно опустели и ничего интересного тут не сохранилось.
Правда, ещё 5 лет назад на чердаке мы нашли тетради, дневники и записи учителей, датированные 1950-ми годами.
Домик, конечно, срублен добротно и ещё лет сто простоит.
Обращение к правительству, написанное теми же выпускниками: "Вы козлы вам школу не жалко"
Напротив от школы, через дорогу, находится ещё одно школьное здание - библиотека, в том числе и районная.
На первом этаже даже парты стоят годов так 70-х.
Здесь вот отопление было исключительно печное.
Лампы никому не нужны?
Вообще в советские годы в округе был куст малокомплектных начальных школ, где сидели за букварём по пять-семь малышей. Повзрослев, они переходили в пятый класс восьмилетки (этой школы). Выпадали годы, когда какая-нибудь начальная школа открывала двери для двух человек. И даже в этом случае никто не трубил об оптимизации образования. У государства хватало средств, чтобы обучать всех в удобных для этого условиях, рядом с домом. Да ещё наиболее нуждавшимся одежду и обувь выдавали. Причём, щадя самолюбие, делали это не публично.
На втором этаже комната под завязку забитая литературой и фотоальбомами 1950-1980-х годов.
А тут под завязку стульями и кирпичами.
В хозяйственной пристройке валялись печные изразцы, что говорит о наличии когда-то других старинных печей; так же валяются противогазы и прочая атрибутика Гражданской обороны.
С середины 90-х началась не знающая аналогов «оптимизация» села. Стремительно стало сокращаться сельскохозяйственное производство. Закрыли клуб, само здание раскатали на дрова. Не стало здесь и медпункта. Перестала выдавать книги библиотека. Самым болезненным событием стало закрытие школы. Учеников перевели за 10 км. в Шипилово: ранний подъём, дорога до трассы два километра. Если опоздал на автобус, то потерян весь учебный день, а не урок.
Уцелел в этом заброшенном селе одинокий колодец с живой водой.
А это избушка - школьный спортзал.
Не представляю как тут можно было зимой заниматься физкультурой, если только непрерывно прыгая через козла.
"Вечная память..." - теперь так можно сказать и про сельские школы.
Вымерло не только село Архангельское. Процесс разрушения деревни с разной скоростью идёт по всей России. Иные господа либералы заявляют, что это дело естественное. Другие просто стараются не замечать ничего, что находится за пределами Садового кольца. У нас готовы бесконечно осуждать закон об усыновлении зарубежными семьями детей-сирот. А в собственной стране даже своим детям дороги в жизни нет. Ведь, закрывают школы не потому, что некого обучать, а по банальному отсутствию финансирования этих малокомплектных школ.
Справка: в 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ; в 2004/05 - 575; 2005/06 - 654. Другими словами за три года было закрыто почти 2000 школ. На селе учатся 30% всех школьников. Центр всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села провёл социологическое исследование в 18 регионах России. И выяснилось, что у 11.3% детей школа находится на расстоянии от 4 до 15 км. По причине удалённости школ от населённых пунктов не учатся 478 620 сельских детей в возрасте 7-15 лет. О кормлении школьников, транспортных средствах, обеспечении школ и прочем можно приводить ещё очень много плачевных примеров.
Во вступлении и посте использован материал:
В. Скляренко
http://yarcenter.ru/content/view/43729/86/Н. Кусковой
http://www.goldring.ru/news/show/105290/МОУ Некоузская основная общеобразовательная школа
http://nek-16.narod.ru/p3aa1.html