В этом году при посещении Смоленской области с погодой нам очень повезло, в предыдущие пять поездок она всегда подводила. Поэтому в этот раз мы осмотрели практически все известные заброшенные усадьбы смоленского края. В сегодняшнем посте я поведаю о двух из них. Первая усадьба - Васильевское - именитых владельцев Орловых-Денисовых и Граббе. Здесь сохранилось трёхэтажное здание дворцового типа в монументальных формах ампира, строгих и парадных. Второй мы посетили усадьбу Пречистое - Голицыных-Муромцевых. Там главный дом - оригинальный памятник архитектуры, выполненный в духе средневекового европейского зодчества, в первую очередь, английской готики. Сооружен из кирпича, с отдельными оштукатуренными элементами фасадов, а также белокаменными деталями и богатым лепным декором.
Первым мы посетили деревню Васильевское, что в 15 км от села Тёмкино - административного центра этого района. Здесь на окраине деревни расположился усадебный комплекс Орловых-Денисовых. Доминантой этой местности, безусловно, служит внушительных габаритов трёхэтажный дворец. Даже при ещё не располагавшей в начале дня погоде здание смотрится весьма впечатляюще.
Прямо к главному дому ведёт хорошая асфальтированная дорога, проходящая мимо одного из флигелей.
Фасад служебного флигеля между окнами украшают восемь больших тосканских полуколонн.
С этой стороны дом совсем неинтересен. Опять же поражают лишь его размеры - эдакая махина!
Декор у дома можно сказать сосем отсутствует. Только первый этаж отделан под квадры и окна венчают замковые камни.
В конце XVIII века император Павел I пожаловал подполковника Казачьего полка Василия Васильевича Орлова-Денисова имением, где была основана усадьба: построены деревянные усадебный дом и хозяйственные строения, разбит парк с прудами. Усадьба стала именоваться по имени владельца - Васильевское. В 1826 году в сельце Васильевское вместо сгоревшего в 1812 деревянного дома Орлов-Денисов построил новое дворцового типа каменное двухэтажное (3-й этаж надстроен позднее) здание с двумя отдельно стоящими двухэтажными каменными флигелями; расширил регулярный и пейзажный парки со сложной системой прудов и каналов, канал окружал и усадебный дом, перед которым было сооружено озеро с очертаниями двуглавого орла.
А вот и остатки этого "двуглавого озера", прямо в ста метрах от главного дома.
Немного о владельце.
Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов (1775-1843 гг.)
- к началу 1812 года в звании генерал-майора командовал лейб-гвардии Казачьим полком, во время Отечественной войны был командиром партизанских казачьих отрядов, особенно отличившихся в боевых действиях на территории Смоленской губернии, затем был начальником личного конвоя императора Александра I, генерал-адъютантом, генералом от кавалерии, удостоен множества наград.
Затем имение перешло к его сыну - не менее выдающийся личности того времени - графу Федору Васильевичу Орлову-Денисову - участник войны с турками, Крымской кампании, назначен в свиту Его Императорского Величества, генерал-лейтенант и генерал-адъютант.
Фото главного дома усадьбы. Начало XX столетия.
Дом "Васильевского" - кирпичное оштукатуренное здание в монументальных формах ампира. Одним словом, довольно простой архитектуры. Художественный интерес дома этой усадьбы сосредоточен в его внутреннем убранстве и особенно в росписях потолков. Плафоны эпохи расцвета ампира заполнены, главным образом, орнаментальными сюжетами.
Наше время.
Заглубленный центр дома выделен парадным портиком из полуколонн, поставленным на выступ нижнего этажа.
В советские годы внутри сильно перестроен и совершенно не представляет интереса.
Из примечательного отмечу историю последнего владельца. Поскольку генерал Николай Федорович Орлов-Денисов не имел прямых наследников, то в конце XIX века передаёт имение своему племяннику - сыну сестры графини Александры Федоровны Орловой-Денисовой (в замужестве Граббе). И им становится граф Александр Николаевич Граббе - генерал-майор, с января 1914 назначен командующим Собственным Его Величества конвоем, оставался на этом посту до самого свержения монархии. Однако, в марте 1917 года самовольно покинул службу и уехал на Кавказ, затем иммигрировал за рубеж. На фото А.Н. Граббе первый слева. Второй - сам Государь.
Вообще Граббе засветился на множестве фотографий с Николаем II, поскольку конвой Государя Батюшки состоял из казаков.
Жил А.Н. Граббе в Петербурге в своём доме на Моховой улице, а в усадьбу приезжал только в летнее время. Чаще здесь бывала его жена Мария Николаевна с сыновьями Григорием, Николаем и Павлом...
На этом наш рассказ о столь именитых владельцах усадьбы Васильевское заканчиваем и едем в другое имение, не менее знаменательно рода. Погода как раз распогодилась, стало проглядывать солнышко, что и позволило сделать лучшее кадры, чем в поездке 2009 года.
Здесь, к северу от города Гагарин, в селе Пречистое сохранились руины дворца Голицыных-Муромцевых. Достоверных и точных источников кто и когда владел этим имением нет. Есть предположение, что оно известно с 1770-х годов за князем Дмитрием Михайловичем Голицыным. Однако, в построение этим князем усадебной церкви указан 1807 год, что вызывает сомнения, т.к. Дмитрий Михайлович скончался ещё в 1793. Может это был другой Голицын? Более достоверная информация гласит, что владельцем был шталмейстер Алексей Андреевич Голицын (1767-1800); в 1830-х гг. усадьба принадлежала, видимо, его сыну - штаб-ротмистру Александру Алексеевичу Голицыну (1798-1854). Но как бы там ни было, что происходило и кто владел усадьбой Пречистое после 1854 года, сказать трудно.
Над балконом, что расположен на пятигранном выступе первого этажа, поднимается высокий фигурный фронтон.
На фасаде которого уцелел обшарпанный герб рода Голицыных.
Сам дом был выстроен в 1850-70 года (бытует цифра и 1890-е, что мало вероятно). В 1880-е усадьба в качестве приданного достаётся прапорщику артиллерии (а не графу) Владимиру Павловичу Муромцеву, где вместе со своей супругой Анной Ивановной Тимиревой-Муромцевой он и обосновался. По сведениям семейного архива потомков Муромцевых усадьба являлась собственностью именно Анны Ивановны Тимиревой и досталась ей, соответственно, от Тимиревых.
Да и вряд ли бы на фасаде красовался герб Голицыных, если дом построили при Муромцевых.
Стоит отметить нарядный фасадный декор, который состоит из оштукатуренных пилястр на углах и между окон, белокаменных деталях и богатой лепниной из растительных мотивов в междуэтажном фризе и оформлении стрельчатых окон.
Лепной декор в виде растительного орнамента на углах здания.
Итак, новыми хозяевами усадьбы стали Владимир Павлович Муромцев и Анна Ивановна Тимирева-Муромцева. Они стали налаживать хозяйство в имении. Анна Ивановна была необычайно образованной дамой. Она училась в Сорбонне и Оксфорде, в России читала лекции в Петровской сельскохозяйственной академии, выпускала книги по сельскому хозяйству: о приготовлении сыра и масла, скотоводстве, ведении фермерского хозяйства. Она была единственным человеком в России, удостоенным золотой медали Стебута за труды в области сельского хозяйства (экземпляры книг до сих пор хранятся в Российской государственной библиотеке).
Все её знания, безусловно, на практике применялись в Пречистом. Хозяйство было образцовым: были коровы шведской породы, английские свиньи, овцы, куры, утки. Здесь проходили практику студенты с/х академии. В. П. Муромцев построил в имении винокуренный завод.
А теперь заглянем внутрь главного дома, благо здесь есть ещё на что посмотреть.
Чудом сохранившаяся лепнина гостиной. Розетки, пояски из гирлянд обрамляют и простенки и арки окон.
Чуть приблизим и рассмотрим фрагментарно.
В одной из комнат сохранился потолочный фриз в виде вазы с растительным орнаментом.
В остальном же дом пуст и замусорен. Только этот зал представляет интерес.
Можно лишь догадываться насколько был богато декорирован дом изнутри.
Ещё немного наружного обрамления.
Каждое окошко очень и очень искусно украшено.
А над этим башнеобразным трёхгранным углом здания с выступающим входным крыльцом была когда-то поставлена деревянная цилиндрическая башенка, обитая железом. Сейчас её можно увидеть лишь на архивных фото.
В советское время усадебный дом прекрасно себя чувствовал и активно использовался под нужды села.
А на этой фотографии ещё целы ажурные решётки и балкона и некоторых окон.
Даже фашисты не тронули этот памятник.
Сейчас же из года в год усадебный дом интенсивно превращается в руины.
В следующем посте я расскажу об усадьбах Самуйлово, Васильевское Повалишиных и Высокое.