В этом отчёте мы прокатимся по заброшенным церквям Мологского уезда, ныне Некоузский район. История города Мологи довольно известна. При строительстве Рыбинской ГЭС, в 1935 году город попал в зону затопления и к 1947 полностью скрылся под водою. Стоит отметить, что в конце XIX века это был крупный и процветающий уездный город. В 1889 году Мологе принадлежало 8,3 тыс. гектар земли - первое место среди городов Ярославской губернии. Поэтому даже после затопления огромных территорий, до наших дней сохранилось множество селений с весьма интересными по архитектуре храмами. Часть из которых привлекают внимание своей монументальностью, а другая, наоборот, утончённостью. Предлагаю вашему вниманию рассказ сразу о десяти, пребывающих в забвении, храмах, расположенных в окрестностях Старого Некоуза, после исчезновения Мологи, ставшего центром района. Церквей много - пост вышел внушительным.
Начнём наше путешествие с центра Некоузской волости Мологского уезда - села Старый Некоуз. Возраст большинства здешних сёл и деревень составляет 700-800 лет, а села Старый Некоуз - 1000 лет. Хотя, первое письменное упоминание села было в граммоте сына Ивана III Васильевича - угличского князя Д.И. Жилки и относилось к 1521 году. В начале же XVIII столетия эти земли принадлежали князю М.М. Голицыну - генерал-фельдмаршалу, талантливому русскому полководцу петровского времени. Примечательны эти края ещё и печально знаменитой Ситской битвой, прогремевшей на берегах реки Сить в марте 1238 года - последнем сражении владимирского князя Юрия Всеволодовича с ордами Батыя. Где бесславно погибли десятки тысяч русских воинов, включая отрубленную голову князя.
В XVII-XVIII столетиях в Некоузе жили старообрядцы, имели свой скит. Для борьбы со старообрадничеством в 1790 году была построена церковь Троицы - один из самых величественных храмов Ярославского края. Храм впечатляет своими размерами и величественной красотой. Грандиозная четырехъярусная колокольня, даже утратившая крест, видна за несколько километров.
Каждый ярус колокольни (первая четверть XIX века) богато украшен белокаменными деталями и колоннами различных ордеров.
Церковь поставлена на подклет, тип которого ушёл из русской церковной архитектуры еще в начале XVIII века.
Подклет разделён на отсеки - в этих кладовых местные купцы хранили свои товары.
В настоящее время храм сильно разрушен, утрачена алтарная часть.
Сохранились лишь незначительные фрагменты фресок.
Храм окружала ограда с воротами и угловыми часовнями. Сохранилась всего одна часовенка, точнее её руины.
Насмотревшись здешних достопримечательностей, мы покидаем Старый Некоуз.
Следующим пунктом мы въезжаем в село с красивым названием Веретея.
При въезде в Веретею, что на берегу реки Северки, стоят храмы Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы.
Самый внушительный из них это Покровский храм.
Основной объём храма простой пятикупольный двухстолпный четверик.
Когда точно построен не ясно, но известно, что храм существовал уже в 1792 году. Т.к. в 1972-73 годах были пристроена трапезная и возведена мощная колокольня. Достойны отдельно внимания здесь это Святые врата. Весьма неординарного архитектурного решения.
При ближайшем рассмотрении чешуйчатых главок, мы видим, украшающие их, шестиконечные звёздочки.
Необычный, несоразмерно маленький, верхний ярус колокольни венчает купол с такими же звёздами.
Заходим внутрь храма через такое вот симпатичное крыльцо.
Здесь прикольно. Видно, как богато был когда-то расписан храм.
Фрагментами даже сохранилась роспись.
Особенно чётко выделяются изображения Святых. Этот, вот, с "секирой" и книгой.
Правда, хватает тут и вандальных надписей, типа "здесь был Васичка" (Катя, Васичке привет!)
Поскольку качество сохранности не на высоте, уделять особое внимание этой живописи не станем.
В остальном интерьер утрачен полностью, даже полы местами сняты.
Когда-то приход церкви составлял до нескольких тысяч душ. И весь народ не мог уместится в этом здании. Поэтому в 1809 году буквально в ста метрах была выстроена ещё одна церковь - во имя Ильи Пророка. Но она утратила многие свои детали и до сих пор под что-то используется. И совсем неинтересная. Но тем не менее покажу её.
В селе, кстати, была особо чтима, редчайшая для России, икона - Царьградской Божией Матери. Побродив тут с часик, садимся в автомобиль и продолжаем наше путешествие. Пребываем через какое-то время в село Лацкое, что на речке Лать.
Здесь находится церковь во имя Вознесения Господня. Построена была в 1801 году.
Колокольня очень схожа с колокольней в Некоузе, только гораздо меньше.
Хоть внутрь мы и не попали, но приехали сюда не зря. В разрушенной сторожке мне попался кирпичный раритет с клеймом мологского производителя (идентифицировать, к сожалению, не удалось), который достойно пополнил мою
коллекцию старины.
Обрадовавшись находке, полные дальнейших предвкушений, продолжаем движение и оказываемся в селе Марьино.
Здесь так живописненько спрятался храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1781 году. В 1893 случился пожар, после чего, в 1899 году, был разработан и утвержден проект реконструкции храма, выполненный петербургским архитектором В.А. Демьяновским.
Попечителем марьинской церкви был князь А.А. Куракин, избранный на эту должность в 1881 году прихожанами этой церкви. В 1869-1871 годах Куракин был мологским уездным предводителем дворянства. За двадцатилетний срок службы князь сделал значительные пожертвования церкви и оказал много пользы.
По сохранившемуся богатому внутреннему декору, в виде лепнины, можно судить о хорошем вложении денег в обновление храма.
А в 1900 -1902 годах в храме снова были проведены большие строительные и реставрационные работы. Выполнены они были на этот раз на средства петербургских купцов Ершовых. Весьма пространственная трапезная преподнесла мне ещё сюрпризы.
Храм настолько хорошо "финансировался", что для печей был закуплен огнеупорный кирпич импортного производства.
Нашёл здесь сразу несколько новых экземпляров кирпичей с клемами производителей для
моей коллекции.
Площадь храма окружает ограда с угловыми часовнями.
А в нишах Святых врат возможно когда-то стояли вазоны.
Ну, что ж, поехали в другое село. Едем недолго (или долго? я не помню, ведь это 2011 год) и оказываемся в селе Станилово.
Храм Преображения в Станилове - один из интересных памятников культового зодчества конца ХIХ века. Название села Станилова местные жители из поколения в поколение связывают с трагедией на Сити в 1238 году. По легенде здесь находился стан князя Юрия Всеволодовича. Самой старой постройкой села является колокольня церкви Преображения. Она сохранилась от храма, построенного в 1811 году.
Современная церковь построена уже в конце XIX века в "псевдорусской" стилистике.
Очень нарядно выглядит тройное окно южного фасада.
Церковь длительное время использовалась как склад, поэтому её внутреннее убранство полностью утрачено.
Колесим далее и пребываем в село Правдино. Или сперва было Правдино? Ну, не важно. Итак, прибыли.
Церковь Рождества Богородицы была заложена в 1799 году, а построена в 1820 году. Впоследствии храм многократно перестраивался. Самая поздняя часть - пятиглавие, построена опять же в стиле древнерусского зодчества. Ракурса хорошего не добиться - деревья вплотную.
Фрагмент фасада.
Колокольня выстроена в классицизме.
Уцелевшие Святые ворота сумели сохранить даже главки с крестами.
Потом у нас была церковь в селе Колегаево. Это небольшой храм, одноглавый, с двухъярусной колокольней.
Но она так сильно заросла, что для хорошего ракурса и не подобраться.
Церковь Иоанна Предтечи построена в 1797 году коллежским советником А.В. Сухово-Кобылиным (дедом известного драматурга А.В. Сухово-Кобылина). Из примечательного здесь лишь вот этот фрагмент росписи.
По пути, в селе Красном, у нас ещё была одна церковь внешне скромная, но внутри с красивой храмовой живописью.
Но о ней и её фресках я уже давно сделал
отдельный пост.
И наконец, последним пунктом в этом путешествии по Некоузскому району была церковь в урочище Сысоево.
Церковь Троицы Живоначальной, постройки 1826 года.
Однако, мой пост вышел уже достаточно большим и это, некогда живое, село не входило в Мологский уезд. Поэтому, пожалуй, об этой церкви, как и о прочих ярославских храмах, я расскажу в каком-нибудь последующем отчёте.