Всего в нескольких километрах от МКАДа до наших дней дошёл довольно редкий пример деревянных усадебных построек.
А точнее два главных барских дома, построенных в начале XX века полностью из дерева, и имеющие довольно богатый внешний декор. Один из этих, по праву уникальных домов, является заброшенным уже много лет. Именно этот дом я и предлагаю посетить. Кроме интересного внешнего облика, он интересен ещё и внутренним убранством, хоть и сохранилось его там совсем немного.
История усадьбы Виноградово имеет древние корни и восходит к началу XVII века. Первое упоминание об этом месте датируется 1623 годом - писцовые книги указывают на "деревню Виноградова, а Дубровка тож на Долгом пруду". Владельцами имения с тех пор и до 1729 г. становятся дворяне Пушкины. Первым владельцем усадьбы был думный дворянин Гаврила Григорьевич Пушкин. При его сыновьях, Григории и Степане, в 1650-х была построена деревянная Владимирская церковь и Виноградово ставится селом. Предположительно в 1696 году последующим владельцем имения Матвеем Пушкиным строится новая каменная церковь. Однако, уже в следующем году его, как участника заговора против Петра I, сослали в Сибирь, конфисковав и имение. Но в 1707 Пушкины были помилованы. Окончилась пушкинская эпоха в Виноградове в 1729 году, когда Иван Пушкин продаёт имение генерал-фельдмаршалу князю Василию Долгорукову, некогда сподвижнику Петра, который через год стал ссыльником. И в этом же, 1730 г., имение купила княжна Мария Вяземская.
В 1758 г. Виноградово "с прудами, с рощами, с лесы, с сенными покосы, с отхожими пустоши и лугами, с хоромным и дворцовым строением и со всяким скотом и хлебом" достаётся генерал-аншефу А.И. Глебову, сделавшим, благодаря собственным афёрам, хорошую придворную карьеру (став при Елизавете Петровне обер-прокурором Сената, а при Екатерине II - ответственным за снабжение армии). Но всё-таки справедливость восторжествовала - Глебов был отстранён от дел и до смерти в 1790 году прожил в своём имении. Его наследие это - выстроенная в 1772-1777 годах новая Владимирская церковь, дошедшая до наших дней.
Наследницей имения Глебова стала его падчерица Елизавета Бенкендорф, которая превратила усадьбу в процветающее хозяйство: были возведены оранжереи, теплицы, хозяйственные постройки. Частыми гостями здесь были знаменитые литераторы и музыканты того времени, приезжали Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, подолгу жил баснописец И.Л. Крылов. Большой урон был нанесен усадьбе в отечественную войну 1812 года. Более двух недель здесь стоял французский отряд, причинивший значительный ущерб. До 1885 года усадьба находилась в роду Бенкендорфов. После усадьбу вместе с землёй продали московскому купцу Михаилу Бучумову, который устроил на берегу Долгих прудов дачный посёлок для москвичей, а поля за плату сдавал крестьянам. 11 октября 1905 года, в 7 часов вечера, "пожар произошел от неизвестной причины" уничтожил главный дом усадьбы. Есть версия, что дом подожгли местные крестьяне, недовольные условиями предоставления пашен.
В 1919 году здесь был открыт подростковый костно-туберкулезный санаторий "Долгие пруды". В годы Великой Отечественной войны санаторий на время с 15 ноября 1941г. по 25 января 1942г. превратился в штаб партизанского отряда Краснополянского района.
В1959 году в зданиях бывшего усадебного комплекса вновь разместились лечебные корпуса детского ревматического санатория.
И прежде, чем попасть внутрь этого заброшенного двухэтажного деревянного дома, мы пройдёмся по территории.
Встречаем такие вот милые изваяния животных - советское наследие детского санатория.
Напротив дома находился когда-то большущий фонтан.
А рядом с ним статуя девушки с кувшином.
Через дорогу от усадьбы стоит Владимирская церковь, выстроенная в 1772-1777 годах.
На территории церкви находится небольшой некрополь. Захоронение одного из бывших владельцев усадьбы.
В 1911-м усадьбу приобретает Эмма Максимовна Банза, урождённая Вогау, - представительница одной из виднейших банкирских семей старой Москвы. Ёе первый муж, саксонский подданный и купец 2-й гильдии Василий Рудольфович Герман был в числе учредителей известного Торгового дома «Брокар и Ко», занимавшегося производством и продажей различных видов парфюмерии; второй муж, коммерции советник Конрад Карлович Банза был директором страхового общества «Якорь». Таким образом, унаследовав большие состояния своих мужей, а также имея немалые собственные средства, она располагала значительными возможностями для кардинальной реконструкции понравившейся подмосковной усадьбы. Не исключено, что Виноградово приглянулось ей и потому, что соседние усадьбы - Липовка (Липки-Алексейск) и Архангельское-Тюриково - принадлежали её родственникам Руперти и Маркам.
В 1911 году под руководством архитектора И.В. Рыльского строится новый барский дом в стиле неоклассицизма для Эммы Банзы, а в следующем году возводится ещё один дом - для её сына Рудольфа Васильевича Германа. В это же время были возведены и хозяйственные постройки - скотный и конные дворы и даже клуб-синематограф для рабочих усадьбы. Оба дома деревянные. Дом Эммы Банзы (на фото).
Дом Рудольфа Германа тоже деревянный, только с открытым срубом (дом Банзы оштукатурен).
С историей покончено, теперь можно осмотреть дом изнутри. За качество фото сразу прошу прощения. На момент посещения усадьбы, в 2010 году, фототехника оставляла желать лучшего. Внутри многие комнаты и залы отделаны деревом.
Сохранились так же и старинные двери.
Однако, большинство комнат утратило свой интерьер и имеет отделку советских лет.
Вдоль стены в коридоре был обнаружен вот такой камин.
На первом этаже ещё живы деревянные перекрытия и арки.
В некоторых комнатах уцелели камины и печи.
Вот это, например, камин чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли. Один из крупнейших заводов Санкт-Петербурга (основан в 1853 г.). На последних фото из усадьбы внутренности камина уже разрушены.
Лестница на второй этаж. Поднимемся.
Здесь так же присутствует деревянная отделка потолка.
Выходим на балкон.
На втором этаже старины совсем мало.
Во многих комнатах полы прогнили и обвалились.
В одном из чуланов встретилась страшная кушетка.
Очередной рухнувший потолок.
Без пианино никуда.
Стенды времён детского санатория.
А под конец немного архивных фото.
Старый дом в Виноградово, построенный в 1799 году хозяйкой имения Елизаветой Ивановной Бенкендорф на основе более старого дома.
Именно его спалили крестьяне в 1905-м.
Двухэтажный дом Эммы Банзы, обращенный фасадом к пруду, 1911 года постройки.
Дом Рудольфа Германа, 1912 года постройки.
На этом незавидная судьба усадьбы Виноградово пока ещё продолжается.