Большой обзор заброшенных старых церквей Ростовской области. В данном рассказе будет описано сразу три церкви, такие как церковь Иоанна Богослова , церковь Сурб Карапета (Иоанна Предтечи) и церковь Сурб Геворг (Святого Георгия). История каждой из них, интересные факты и многое другое - всё это внутри поста:
Ростовская область как и любая другая в нашей стране богата на старину - в это число входят и старинные церкви. Таких у нас как оказалось огромное количество и многие остаются ещё целыми, благодаря усилиям властей или местных жителей. Ну, а те, которые по каким-либо причинам до сих пор находятся в запустении, мы сегодня и обозрим.
Первой из них является церковь Иоанна Богослова:
Церковь Святого апостола Иоанна Богослова была заброшена после революции. Ориентировочный год постройки - 1900-й. В её здании находилась машинно-тракторная станция. Ныне бездействует.Храм имеет крестообразную в плане форму, однако боковыми крыльями (север - юг) являются не приделы, а предбанники молебленного зала, так как храм имеет всего один алтарь и освящён лишь в честь Святого апостола Иоанна Богослова, автора «Откровения от Иоанна».
Входные ворота увенчаны полукруглыми, а окна треугольными карнизами. Крыша над молебенным залом имеет форму квадратной надстройки с пирамидальной кровлей. В каждую из 4-х сторон направлено по три окна, украшенных по бокам кирпичными полуколоннами.
Колокольня двухъярусная, в прошлом, видимо, трехъярусная. Крыша и купол колокольни не сохранились, как и кресты на них, остались лишь деревянные фрагменты перекрытий. В отличном виде по сравнению с общим состоянием сохранился фундамент, выполненный из крупных блоков плотного ракушечника. Частично сохранились также ступени центрального и западного входов, деревянные двери, обитые железом с кованными ручками. На некоторых окнах сохранились решётки, выполненные, по всей видимости, гораздо позже первоначальной постройки храма, так как не имеют никаких художественных элементов.
старинные кованные решётки остались на своих местах до сих пор:
Место действительно интересное, да и посетителей здесь видимо, бывает мало, это можно понять даже по отсутствию мусора и надписей.
колокольня:
Внешняя и внутренняя архитектура церкви поражает до сих пор - атмосфера у этого места непередаваемая:
разрушенная изнутри колокольня:
сохранившиеся иконы в области алтаря за колонной:
послание свыше:
Церковь Иоанна Богослова является объектом культурного наследия регионального значения. По данным журнала «Вестник» за 2006 год, студентами Ростовской государственной академии архитектуры и искусства даже был разработан проект по реставрации памятника, но денег на нее все не находится:
Неоднократно предпринимались попытки отремонтировать заброшенный храм, но все они заканчивались безрезультатно. Так, в 90-х, когда колхоз развалился, станичники решили вернуть себе церковь. Собранные деньги отдали председателю сельсовета. Но тот пустил деньги станичников на асфальтирование улицы перед зданием администрации. А в 2000-х, по рассказу местного жителя, снова взялись за реставрацию, «сняли крышу, деньги пропили да и уехали, оставив церковь без крыши». Что правда в его рассказе, а что нет - не нам судить, но на снимке с сайта администрации аксайского района, над колокольней крыша ещё видна:
Пришло время прощаться с этим замечательным местом, после чего следует долгая дорога по трассе, в процессе которой делаем перекур под удивительно красивые пейзажи русской природы. Непередаваемо побывать в деревнях и старых сёлах, посмотреть на быт людей, а так же поболтать по душам с местными старожилами. Незаметно для нас, мы подъезжаем к нашей следующей цели - церковь Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи):
Церковь Сурб-Карапета (Иоанна Предтечи) в селе X. Стоит прямо на позициях, где оборонялись советские войска в начале ноября 1941 года. Отсюда они начали контрнаступление на Ростов в конце ноября 1941-го. К слову будит сказано, церковь находится прямо возле границ противотанкового рва, одного из самых больших в нашей области. Только длина его составляет около 50 км, а вся граница вместе с границей обороны города насчитывает более 80 км!
У здания много утрат - исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы - о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление ценнейшего памятника старины:
На южном входе ещё можно наблюдать за остатками петлей и решёток, которые помнят очень многое:
Зайдём внутрь:
Если поднять голову вверх или пройти на запад, то можно воочию рассмотреть купол церкви:
Н екоторые фрески до сих в неплохом состоянии и на них ещё можно разглядеть рисунки тех времён:
Зимой в ветреную погоду данное место сильно продувается, поэтому внутри собирается много снега, порой даже целые горки:
Пришло время покидать данную церковь и отправляться к следующей, ну, а пока наблюдаем на остатки колокольни:
Бонус фото, вид сверху:
Последняя на сегодня церковь - Сурб Геворг (Святого Георгия). Если после первой наши эмоции начинали набирать оборот, то после посещения второй наше настроение немного упало. А всё из-за того, что адрес этой церкви знает каждый второй, сложно не найти у какого-либо фотографа фото с свадьбы\лавстори\фотосета, который бы он не сделал здесь. Только ещё мусорить в церкви, или возле неё чистая наглость и дебилизм людей, поэтому настроение было уже не таким хорошим, но последняя церковь вернула его:
Это одна из 10 Армяно-григорианских церквей Ростовской области, построенных в 1860-1867. При этой церкви в 1867 открылась мужская школа для армян. Точной даты постройки не знают, но местные жители говорят, что церковь построена около 300 лет, что конечно же преувеличение. По плачевным остаткам былого величия можно увидеть элементы византийской архитектуры (звездчатое соединение между колоннами под сводом. В ВОВ в церковь попал снаряд и стены между алтарем и колокольней с восточной стороны почти нет:
В 1779г. указом Екатерины II было организовано переселение из Крымского царства 12 тыс. армян и 18 тыс. греков в южнороссийские степи низовья р. Дон. Так в Ростовской области образовались г. Нахичевань (ныне Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) и сёла XXX. Так в Ростовской области были построены 10 Армяно-григорианских церквей. Теперь наши современники имеют возможность познакомиться с храмовыми сооружениями разнообразных конфессий в Ростове-на-Дону и области. В частности, Армянская церковь - одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Начиная с XI века, в вопросах иконопочитания Армянская церковь сходится с византийской традицией. Эта традиция нашла отпечаток и в храмовой архитектуре:
В официальных источниках нет точной даты ее возведения, ориентировочно, это середина 19 века. Теперь Церковь Сурб-Геворка (святого Георгия), некогда красивейшее сооружение, отличающее архитектурным стилем от христианский православных церквей, находится в разрушенном состоянии. Местные жители помнят, что их церковь была построена почти 300 лет назад. Гордятся этим, и говорят,что они сейчас ее посещают, т.к. другой в селе нет. Ходят к каменному овальному кресту, который находиться в одной из ниш церкви разрушенной во время 2 - мировой войны:
Рассказывают, что после того, как вернули крест в церковь, многие видели столб света, исходящий из разрушенного свода. "Значит церковь еще "живая", - сказала одна из местных жительниц, - жалко, что ее восстановить нельзя. Хотели реставрировать, но специалисты дали заключение, что стены не выдержат. Раствор тогда мешался на куриных яйцах и извести:
Наш осмотр мы начали с внешней стороны церкви, замечая интересные архитектурные особенности, но больше всего удивили остатки следов великой войны... В ВОВ в церковь попал снаряд и стены между алтарем и колокольней с восточной стороны почти нет. На стенах видны дырки от пуль и осколков снарядов:
Далее мы отправляемся на то место куда попал сам снаряд - мы стоим над открытым небом, по обе стороны от нас сохранившиеся части церкви... Атмосфера и чувство непередаваемы.
колокольня:
алтарь:
То самое место куда попал снаряд и разрушил церковь:
Пришло время зайти внутрь, кое-где на своих местах остались чугунные решётки на окнах:
К сожалению, никаких росписей и остатков фресок не осталось, один лишь пустой купол церкви:
Вид на алтарь:
Отдельное слово хотелось бы сказать про этот домик:
Это был бывший дом первого священника этой церкви, церковной школы и церковной лавки:
Независимо от вероисповедания или взглядов на жизнь, эти места оставляют непередаваемые эмоции и настроение, а самое главное хорошие воспоминания. Сейчас же это отголоски былых веков, которые к сожалению, не ценят не приезжающие туда люди, не местная молодежь...