Наверняка, многие слышали про узкоколейный железнодорожный музей, недалеко от Переславля. Но, думаю, немногие знают о том, что музей возник на месте недействующего депо, относящегося к узкоколейной железной дороге бывшего Купанского транспортного управления. Общая протяженность узкоколейки была огромной, и на пике своего развития, в 70х годах, составляла не менее 150ти километров.
Сеть являлась, преимущественно, торфовозной и соединяла собой несколько перегрузочных станций и торфомассивов. На фотографиях ниже, остатки одного их них.
1. Это бывшие торфоразработки Батьковско-Ольховского торфопредприятия, образованного в ~1950ых годах.
2. Потребителями местного торфа, в свое время, были: ярославская грэс, переславский завод кинопленки, переславская прядильно-ткацкая фабрика, множество местных котельных. Некоторая часть торфа поставлялась сельскохозяйственным предприятиям для использования в качестве удобрения.
3. В 1980х годах объём добычи торфа начал резко сокращаться. Предприятия Переславля отказались от использования торфяного топлива.
4. По состоянию на конец 2004 года, на Батьковско-Ольховском торфопредприятии сохранилось около 15ти километров путей. В конце 2007го- всего 3 километра. Но тогда, все еще, производился вывоз торфа для использования на котельной в Кубринске, добывался сельскохозяйственный торф.
5. В 2010 году прекращается отвод воды с торфополей, и начинается затопление.
6. Предположительно, тогда же, были разобраны последние участки пути на территории предприятия.
7. По кабинам тракторов, можно прикинуть глубину.
8
9
10. Большую часть техники вывозить не стали. Затопили на месте, а потом, начали вылавливать при помощи экскаватора, который, видимо, нашли там же, и резать на чермет.
11. Внутренности экскаватора
12. Бункеры цепляют тросом, и выволакивают на берег
13. Чермет
14. Чтобы не грузить технической информацией, расскажу очень кратко, каким образом тут добывали торф.
15. Болото осушается при помощи дренажных канав и насосов. Затем, формируются торфополя, по которым проходят трактора, и специальными устройствами срезают верхний слой торфа. Срезанная крошка остается лежать на полях, и сохнуть под солнцем. Иногда ее взрыхляют, чтобы ускорить процесс. Затем, ее собирают при помощи валкователей и вот таких вот уборочных машин:
16
17. Ну, а затем, торф сваливают в кучу, которой придают правильную форму, при помощи вот такой штабелирующей машины:
18. В итоге, торф перегружают в вагоны, и по узкоколейке отправляют потребителям.
19. Насыпь, кусок пути и этот вагон , использовавшийся в качестве бытовки- единственное, что осталось от узкоколейки.
20. Внутри пусто, окна разбиты.
21. Кое-где до сих пор тлеет торф.
22. Причем, тлеет он так близко к воде, что я уверен, что если туда случайно провалиться, то ноги окажутся в воде, а верхняя часть будет подгорать. Но, проверять как то не хотелось.
23. Сейчас место популярно у рыбаков и охотников.
24. А вообще, даже без техники, место очень живописное. Половодье в любое время года.
25
26
Но, так было год назад. Сейчас там почти ничего не осталось.
К слову, УЖД музей в Талицах причастен к уничтожению большей части путей, и косвенно- к закрытию торфоразработок. Но, это уже отдельная история.
Некоторую информацию взял вот отсюда:
Более полная информация об истории торфоразработок и УЖД