Як жыве зона или чернобыльский мохито

Nov 09, 2012 03:38


Чернобыльская трагедия случилась четверть века назад, однако зона продолжает жить своей жизнью.





Все знают, что чернобыльский реактор расположен на территории Украины, однако основной удар катастрофы четверть века назад пришелся именно на Беларусь. Сегодня мы отправляемся в один из самых загрязненных радионуклидами районов этой страны.


Чернобыльская трагедия произошла в далеком 1986 г., однако спустя четверть века зона продолжает жить своей жизнью.



На въезде в этот радиационный заповедник нас встречают дикие чернобыльские собаки-мутанты. Едва отбившись от этих зверей, продвигаемся вглубь.



Несмотря на то, что сразу после катастрофы большинство жителей были выселены в другие регионы, некоторые все же не оставили свои насиженные места. Некоторые - вернулись назад, к родному очагу.



Знаменитые белорусские буслы также не собираются покидать свою родину, будя по утрам своим клекотом отказавшихся от эвакуации жителей!



В Ветковском районе мы наткнулись на старинную пивоварню одного из польских шляхтичей, живших здесь еще до Революции. От завода остались лишь стены; местные вандалы почему-то пока не добрались до них.



После того как жители покинули зараженную радиацией местность, брошенное (и зараженное радиацией) имущество начали вывозить мародеры: часто таким образом сметались до основания целые поселки. За десяток бывших в употреблении кирпичей в соседней деревне можно выручить пару долларов. Вы все еще недовольны своей работой?



Что там говорили про японские тории? Эти деревенские ворота пережили Русскую революцию, Советский Союз, Вторую мировую войну, Чернобыль, а также безжалостных белорусских мародеров.



В последнее время в стране заговорили о возрождении чернобыльской земли, и несмотря на скепцизм соседей, здесь заново отстраивают дороги, фермы, колхозы, восстанавливают инфраструктуру, создаются новые предприятия, а кое-где снова засеваются пашни. Правда пока под технические культуры.



Кстати, недавно здесь побывали представители комиссии Парламента Японии по расследованию аварии на «Фукусиме», которые перенимают белорусский опыт по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.







Именно так, я считаю, выглядела наша планета до вторжения людей.



Постоянно замеряем уровень радиации: здесь он относительно невелик, однако, все эти измерения обманчивы: бывает, отойдешь пару шагов в сторону - и прибор начинает пронзительно пищать.



Тут же, на поляне был обнаружен цветок мака, диаметр которого оказался около 20 сантиметров! Честное слово, если бы сам не держал его в своих руках, ни за что бы не поверил!



В Барталамеевке останавливаемся испить водицы из колодца; помните деревенский колодец-журавль? Радиацию воды уже не замеряем, местные жители говорят, что ключевая вода здесь чище, чем в канадской Альгамбре.



В отличие от большинства окрестных сел и деревень, в этой, мы нашли несколько обжитых дворов.



Как в старые добрые времена бабушки сидят на заваленке и лузгают семки, потягивая березовый квас (едва удалось выпросить древний рецепт этого чернобыльского мохито) и калякают о том, о сем.



Мне кажется, что я попал в прошлое. Никаких признаков цивилизации: света, газа, водопровода. Оставшиеся жители (около пяти дворов) как и 100 лет назад, для приготовления пищи пользуются печью, а для освещения - керосинками.





Борщ из печи, свежее козье молоко - валите лесом со своими суши и пиццей! что может быть лучше?













Впрочем, здесь имеются свои плюсы: абсолютно вся еда - натуральная, если, конечно, не считать чуточку плутония, цезия и стронция :-). Но этих стойких советских стариков ни цезием, ни стронцием не проймешь - они здесь живут до 80 или даже до 90 лет.



Колорадский жук настолько суров, что его не берет даже жуткая чернобыльская радиация!



Мисс Барталамеевка-37 родилась в этих местах в эпоху советской коллективизации. Всю жизнь проработала на земле, и сегодня продолжает засевать огород. "Третьего дня поломала сваю ручачку, - шамкает девяностолетняя бабка, - вось, завернула у трапачку и пошла доить козку". В осиротевшем селе нет ни "дохтура", ни аптеки, ни магазина.



Зато такой огромной клубники я не видел даже в Мексике! Стоп.. отчего клубника здесь такая подозрительно большая?..





В обязанности местной администрации зон отчуждения входит не только борьба с незаконной вырубкой леса, мародерами и контрабандистами, но и постоянный надзор за кладбищами и памятниками.



Весь проезжающий транспорт досматривается и контролируется  на предмет незаконного вывоза рыбы, дичи и леса сотрудниками этой службы.



Человеческая деятельность в этих краях остановилась, что дало полную свободу расплодившемуся зверью. На берегу Беседи (приток Сожа) мы, вдруг, наткнулись на дикого кабанчика. Эх, жаль, в лодке нет ружья! Кстати, до чернобыльской аварии Сож был самой чистой рекой Европы. Говорят, и сегодня самая чистая река Европы - Беседь.



Бросилось в глаза то, как белорусы даже в этой дыре берегут свою историю, ухаживая за могилами солдат, павшими за свою Родину.



Отойдя немного вглубь леса, я неожиданно обнаружил очевидное доказательство мутаций, произошедших в природе после Чернобыльской катастрофы.



И всюду, буквально на каждом шагу, светятся едва помещающиеся в ведро чернобыльские грибы!



Возвращаемся домой через полупустую Ветку. Мы еще вернемся сюда лет через 25, чтобы убедиться, что весь этот чертов стронций развалился..

Руслан Гуржий, drugoe.us

ЧАЭС, Беларусь

Previous post Next post
Up